отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности для повышения ее эффективности. Трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты коего отображают реальность в эмпирически контролируемых логических формах. Поэтому область психологии науки неразрывно связана с другими областями комплексной "науки о науке" - науковедения: логикой науки, историей науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. С этих позиций преодолевается индивидуалистический подход к творчеству ученых, кое во всех его аспектах рассматривается в обусловленности законами развития науки, ее исторически изменчивыми структурами - предметно-логическими и социальными.
Задачи психологии науки таковы:
1) исследование психологических механизмов производства научных знаний в условиях индивидуальной и коллективной деятельности;
2) разработка проблем психологической подготовки научных кадров, диагностики и формирования соответственных личностных качеств и установок;
3) разработка проблем возрастной динамики творчества;
4) анализ психологических аспектов научных коммуникаций, восприятия и оценки новых идей;
5) анализ психологических аспектов автоматизации и компьютеризации исследований, и пр.
Один из разделов психологии науки - психология социальная науки, изучающая деятельность, общение и отношения межличностные ученых в организациях и коллективах формальных и неформальных. К последним относятся, в частности, школа научная и "колледж незримый".
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
это отрасль, кот. исследует-изучает-интерпретирует псих. феномены научной деятельности субъектов-ученых, с целью повышения самой эффективности-продуктивности-рациональности научной деятельности; П.н. интерпретирует эти факторы, герменевтизируя саму науку, как онтологическо-социально-индивидуально-морфологизированную модель особой формы, особого духовно-интеллигибельно-интеллектуального производства, феномены кот. и отражают-интерпретируют наличную реальность в эмпирическо-индивидуальных или же апостериорно-коллективных логических формах; сфера П.н. имплицируется-когеренцируется с науковедением, в модель кот. входят логика науки, социология науки, культурология науки, история науки, организация-тектонизация науки, этический аспект науки, эстетический аспект науки, системно-научно-программное моделирование проблем П.н. на ЭВМ, кот. отображают эмпирическо-индивидуальный подход к креативно-творческим актам ученых в констелляции с интеллектуально-ментальными, чувственно-эмотивно-мотивационными, коммуникативными факторами, а также рассматриваются в детерминантах объективных социоонтологических законов-принципов-аксиом эволюции самой науки, ее зависимости от интерполяций историческо-научной интерпретации-тектонизации; мультимодели П н. исследуют-модифицируют-изучают психопроцессы-психомеханизмы репродукции-производства научных знаний, научно-исследовательских моделей в условиях индивидуально-практическо-эмпирической и праксиологическо-коллективной деятельности, разрабатываются-исследуются проблемы психологической подготовки ученых, научных кадров, аспирантов, канд. наук, профессоров, проблемы психодиагностики и формирования-конституирования индивидуально-личностных качеств и научных установок, индивидуально-возрастной динамики научных креаций, научного творчества, анализируют психокомпоненты научных интеркоммуникаций, проблемы перцепции-восприятия-анализа-критериев каких-либо новационных идей-замыслов-проектов, проблемы компьютеризации-программирования различных научно-исследовательских моделей, концепций, программ; одним из разделов П.н. считается соц. психология, кот. исследует вопросы коммуникации, интерличностные корреляты ученых, их деятельность-активность в различных научных коллективах-альянсах-организациях.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.