ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности для повышения ее эффективности. Трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты коего отображают реальность в эмпирически контролируемых логических формах. Поэтому область психологии науки неразрывно связана с другими областями комплексной "науки о науке" - науковедения: логикой науки, историей науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. С этих позиций преодолевается индивидуалистический подход к творчеству ученых, кое во всех его аспектах рассматривается в обусловленности законами развития науки, ее исторически изменчивыми структурами - предметно-логическими и социальными.
Задачи психологии науки таковы:
1) исследование психологических механизмов производства научных знаний в условиях индивидуальной и коллективной деятельности;
2) разработка проблем психологической подготовки научных кадров, диагностики и формирования соответственных личностных качеств и установок;
3) разработка проблем возрастной динамики творчества;
4) анализ психологических аспектов научных коммуникаций, восприятия и оценки новых идей;
5) анализ психологических аспектов автоматизации и компьютеризации исследований, и пр.
Один из разделов психологии науки - психология социальная науки, изучающая деятельность, общение и отношения межличностные ученых в организациях и коллективах формальных и неформальных. К последним относятся, в частности, школа научная и "колледж незримый".

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
это отрасль, кот. исследует-изучает-интерпретирует псих. феномены научной деятельности субъектов-ученых, с целью повышения самой эффективности-продуктивности-рациональности научной деятельности; П.н. интерпретирует эти факторы, герменевтизируя саму науку, как онтологическо-социально-индивидуально-морфологизированную модель особой формы, особого духовно-интеллигибельно-интеллектуального производства, феномены кот. и отражают-интерпретируют наличную реальность в эмпирическо-индивидуальных или же апостериорно-коллективных логических формах; сфера П.н. имплицируется-когеренцируется с науковедением, в модель кот. входят логика науки, социология науки, культурология науки, история науки, организация-тектонизация науки, этический аспект науки, эстетический аспект науки, системно-научно-программное моделирование проблем П.н. на ЭВМ, кот. отображают эмпирическо-индивидуальный подход к креативно-творческим актам ученых в констелляции с интеллектуально-ментальными, чувственно-эмотивно-мотивационными, коммуникативными факторами, а также рассматриваются в детерминантах объективных социоонтологических законов-принципов-аксиом эволюции самой науки, ее зависимости от интерполяций историческо-научной интерпретации-тектонизации; мультимодели П н. исследуют-модифицируют-изучают психопроцессы-психомеханизмы репродукции-производства научных знаний, научно-исследовательских моделей в условиях индивидуально-практическо-эмпирической и праксиологическо-коллективной деятельности, разрабатываются-исследуются проблемы психологической подготовки ученых, научных кадров, аспирантов, канд. наук, профессоров, проблемы психодиагностики и формирования-конституирования индивидуально-личностных качеств и научных установок, индивидуально-возрастной динамики научных креаций, научного творчества, анализируют психокомпоненты научных интеркоммуникаций, проблемы перцепции-восприятия-анализа-критериев каких-либо новационных идей-замыслов-проектов, проблемы компьютеризации-программирования различных научно-исследовательских моделей, концепций, программ; одним из разделов П.н. считается соц. психология, кот. исследует вопросы коммуникации, интерличностные корреляты ученых, их деятельность-активность в различных научных коллективах-альянсах-организациях.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
768.92 кб

Душа как предмет психологической науки

Кондратьев С. В.
В статье на основе интеграции христианской антропологии, святоотеческого учения и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов делается попытка рассмотреть человеческую душу как предмет научного исследования.
Читать PDF
1.08 мб

Проблема психологии как современной науки

Буляканова Азалия Рамилевна
В статье указаны несколько проблем психологии как науки, которые затрагивают жизнь общества. Также указана основная проблема отсутствие предмета изучения психологии, что говорит о некоторых трудностях в продвижении науки.
Читать PDF
312.46 кб

Парадигмальные основы психологической науки

Панферов Владимир Николаевич
Читать PDF
238.59 кб

Объяснение как функция психологической науки

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена обсуждению вопросов объяснения. Обсуждаются причины того, почему в отечественной психологии проблема объяснения не получила должной разработки. Анализируются работы отечественного философа науки Е. П.
Читать PDF
108.23 кб

Проблемы психологического образования и науки

Зинченко Юрий Петрович
Статья посвящена проблемам подготовки психологов специалистов системы МВД России с учетом требований и тенденций в профессиональном образовании.
Читать PDF
228.42 кб

Агрессивность в контексте психологической науки

Мельников Владимир Михайлович
В статье представлены общенаучные и методологические подходы к исследованию агрессивности в поведении личности.
Читать PDF
218.33 кб

Гендерная психология как новое направление науки

Воронова Анастасия Валерьевна
В статье рассматриваются предпосылки возникновения гендерных исследований в науке.
Читать PDF
175.47 кб

Будущее психологической науки: позитивный сценарий

В. А. Мазилов
Статья посвящена обсуждению вопроса о перспективах психологии как науки. Оспаривается мнение, согласно которому психология представляет собой не единую науку, а набор практически не сообщающихся между собой дисциплин.
Читать PDF
972.19 кб

К истории развития психологической науки в Кыргызстане

Жумалиева Ж.М.
В данной статье нами рассматривается становление и развитие психологической науки в Кыргызстане.
Читать PDF
264.34 кб

Постнеклассическая трансспектива психологической науки

Клочко Виталий Евгеньевич
Делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов.
Читать PDF
127.48 кб

Педагогическая среда как проблема психологической науки

Морозова Е. В.
В данной статье освещаются проблемы организации профессиональной педагогической среды, приводится обоснование структуры педагогической среды.
Читать PDF
131.82 кб

Психология спорта как направление психологической науки

Сафонов Владимир Константинович
В статье обсуждается обоснованность психологии спорта как прикладного направления психологической науки, рассматривается роль спортивного психолога в подготовке спортсмена.
Читать PDF
171.21 кб

Становление современной методологии психологической науки

Волкова Вера Михайловна, Волков Александр Александрович, Волков Сергей Александрович
В статье выявляется специфика современного понимания личности как носителя определенной личностной ценности в концепции смыслового развития на разных этапах становления современной методологии психологической науки.
Читать PDF
203.16 кб

Методология психологической науки: проблемы и перспективы

Мазилов Владимир Александрович
Утверждается, что методология психологии имеет конкретно/исторический характер.
Читать PDF
209.06 кб

Внутренний мир человека как предмет психологической науки

Мазилов Владимир Александрович
В статье отмечается, что настроения в психологическом сообществе выражаются в отрицании перспектив развития психологии как науки. Утверждается, что подобные настроения определяются тем, что не решена проблема предмета психологии.

Похожие термины:

  • ЯЗЫК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    совокупность терминов, включающая не только систему психологических понятий — собственно Яп. н., но и категории и понятия смежных с психологией наук, необходимые для познания и оптимизации психич
  • ДЕРЕВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    модель становления и развития, структуры и взаимодействия различных отраслей психологической науки, число которых в настоящее время приближается к 100 и которые уже нельзя дать в линейном или двух
  • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. М. п. н. должны иметь цель применения и методические приемы позволяющие проникать в сущность изучаемого психического явле
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КРИЗИС

    состояние психологической науки, возникшее в развитии научного психологического знания или в практике его применения и характеризующееся прекращением или резким замедлением дальнейшего развит
  • Возникновение психологии как науки

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые
  • Основные исторические этапы развития психологической науки

    Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независим