Психология музыки

Найдено 1 определение
Психология музыки
psychology of music) Область П. м. определялась множеством различных способов. Сишор писал о "музыкальном уме" (musical mind), к-рый может реагировать на элементы звучания. Этот ум тж обладает определенными врожденными способностями или талантами, к-рые при правильном воспитании могут превратить чел. в настоящего артиста. Разумеется, существуют индивидуальные различия в степени выраженности этих талантов. Измерения тона. С физ. т. зр., звуковая волна обладает разнообразными свойствами, - частотой (числом колебаний в секунду), интенсивностью (уровнем давления на ухо), качеством (формой волны, создаваемой обертонами) и длительностью (продолжительностью звучания тона). В психол. или поведенческом аспекте, чел. реагирует на частоту как на высоту - т. е. насколько высоким или низким воспринимается данный тон. В громкости отражается то, насколько сильным или слабым является тон. Тембр (timbre) связан с качеством (характером) звучания. Длительность тона относится ко временному измерению в музыке, указывая, яв-ся ли тон коротким или длинным. Челов. ухо способно реагировать на частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц и наиболее чувствительно к тонам в пределах от 2000 до 4000 Гц. Т. о., как высота, так и громкость зависят от частоты и интенсивности, а не яв-ся простыми коррелятами друг друга. Ритм также должен приниматься в расчет в качестве одного из базовых компонентов музыки. Ритм состоит из разнообразных паттернов тонов, различающихся по длительности их проигрывания и акцентировке (большей громкости). Др. важной областью для музыкальных психологов являются эмоции и чувства, возникающие при прослушивании или исполнении различных видов музыки. Эти реакции могут измеряться на основе фиксации изменений в физиолог. функциях, таких как сердечный ритм, АД, дыхание или кожно-гальваническая реакция. Музыка, в ритмическом рисунке к-рой акцентировались сильные доли, описывалась как возвышенная и энергичная; более плавные ритмы описывались как веселые и безмятежные. Повышение и понижение аффективных оценок (от "приятный" до "неприятный") при многократном прослушивании различных отрывков музыкальных произведений происходит в зависимости от характера композиции, а также от числа повторов. Аффективная ценность так называемой популярной музыки при ее повторах быстро повышается, а затем быстро снижается. Для музыкально образованных людей, аффективная ценность произведений великих мастеров может поначалу медленно возрастать, но продолжает увеличиваться с повторением. Более совр. диссонирующая и атональная музыка, как правило, обладает меньшей аффективной ценностью, за исключением наиболее искушенных ценителей музыки. Что представляет собой музыкальная способность или талант? Психологи, такие как Сишор, придерживаются мнения, что музыкальная способность состоит из множества отдельных способностей, к-рые могут быть связаны или не связаны между собой. Вероятно, к ним можно отнести способность к тонким различениям высоты, громкости, тембра, длительности, ритма и тональную память (tonal memory). Проблема соотношения наследственности и среды имеет отношение и к музыкальному таланту. Большинство исследователей сходятся во мнении, что понимание музыки является исключительно приобретенным. Когда дело касается исполнительского или композиторского таланта, возникают разногласия. В настоящее время разработано множество тестов, измеряющих музыкальные способности. Несмотря на то, что они обладают определенной прогностической валидностью, их прогнозы, в целом, не столь успешны, как прогнозы тестов интеллекта. Др. области, вызывающие интерес музыкальных психологов, связаны с мерами музыкального исполнительства (measures of musical performance) и влиянием музыки на производительность труда на предприятиях и в офисах, а также с музыкотерапией. Существуют эксперим. данные, свидетельствующие о том, что музыка может обладать позитивными эффектами. Музыка используется в трудотерапии (occupational therapy): пациенты в психиатрических больницах могут самостоятельно разыгрывать музыкальные произведения или могут исполнять их в составе групп, оркестров и хоров. Прослушивание музыки может изменять некоторые формы эмоционального поведения. Напр., стимулирование музыкой, такой как марши и быстрые танцы, может оказывать возбуждающее действие на депрессивных пациентов, в то время как спокойная, тихая музыка может помогать в снижении волнения и тревоги. Существуют также убедительные доказательства того, что музыка, в целом, способствует процессам пищеварения. См. также Экспрессивные искусства, Музыкотерапия, Ритм Р. Ландин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
396.47 кб

ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Барашкова Елена Васильевна, Дробышева-Разумовская Людмила Ивановна, Дорфман Леонид Яковлевич
Введение. В последние десятилетия в науке, в том числе в ее общественно-гуманитарной области, активно развиваются направления на стыке различных отраслей знания.
Читать PDF
318.79 кб

Учебный курс «Психология музыкальной одаренности»

Лосева C.Н.
В статье раскрываются цель и задачи курса «Психология музыкальной одаренности», содержание, технологии и методы, используемые в процессе обучения.
Читать PDF
103.60 кб

Психологическая диагностика музыкальной одаренности

Лосева С. Н.
В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности.
Читать PDF
385.38 кб

Вопросы музыкальной психологии в творчестве В. М. Бехтерева

Орлова Екатерина Марковна
В статье подвергается анализу точка зрения В.М. Бехтерева о проблеме влияния музыки на человека и общество. Показывается, что к обозначенной проблеме ученый обращался с позиции комплексного и междисциплинарного подхода.
Читать PDF
11.59 мб

Музыкальный импрессинг как психолого-педагогический феномен

Гильманов Сергей Амирович
В статье описывается и анализируется психический феномен, проявляющийся во взаимодействии человека с музыкой.
Читать PDF
113.66 кб

ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Лосева С.Н., Лосева В.И.
Читать PDF
149.12 кб

Музыка как средство эмоционально-психологического развития женщин

Григорьева Е. Н.
В статье дан краткий обзор научных исследований, посвященных психологическим проблемам материнства и возможностям психологической поддержки женщин в период беременности и после родов.
Читать PDF
3.49 мб

Музыкальная терапия избавляет беременных от психологического стресса

Читать PDF
265.75 кб

Общее музыкальное образование в психолого-антропологическом контексте

Торопова А.В.
В статье обсуждаются антропологические цели и смыслы общего музыкального образования, психологические ресурсы и возможности здоровьесбережения в процессе музыкальной деятельности.
Читать PDF
127.04 кб

О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию

Лезедова Н. В.
Читать PDF
118.93 кб

Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки

Толчинская Е.А.
Музыкальная коррекция оказывает целебное воздействие на самочувствие беременных женщин, вызывая переживание положительных эмоций.
Читать PDF
1.41 мб

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.
Читать PDF
1.02 мб

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии.
Читать PDF
465.37 кб

Психологические особенности профессиональной деятельности тувинских музыкантов

Сандый Анна Демир-Баадыровна
В статье представляется исследование психологических особенностей профессиональной деятельности тувинских музыкантов. Рассматривается влияние психологических характеристик на формирование ценностных аспектов профессионализма.
Читать PDF
671.57 кб

Роль учителя музыкально-ритмических занятий в спектаклях психологического театра

Стукалина Нина Дмитриевна

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

    часть психологии искусства, связанная с особенностями создания, исполнения и восприятия людьми музыкальных произведений, а также с изучением влияния музыки на психологию и поведение людей. См. пс