ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯПсихология личности

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения термина ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

критическая психология

направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Критическая психология

Словообразование. Происходит от греч.kritike - искусство разбирать, судить и psyche - душа + logos - учение.

Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).

Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.

Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 - 70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции - теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.

Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.

Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и "врастает" в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.

Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими - способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:

1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;

2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои "сущностные силы".

Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. critical psychology) - направление зарубежной (г. о.нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. X. Браун и др.) и ставившее своей основной целью создание общей психологии (в смыслеЛ. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки> или, как говорил Выготский, психологического "Капитала", что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и "образа мира" в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что практически не рассматривалось в теории деятельности.

Одна из ключевых категорий К. п. - понятие "способность к действию", под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои "сущностные силы".

Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей "способности". Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного ("утопического" и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления - в противоположности "толкования" (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и "понимания" (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций - в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекцион-ной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: