ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

критическая психология

направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Критическая психология
Словообразование. Происходит от греч.kritike - искусство разбирать, судить и psyche - душа + logos - учение.
Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).
Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.
Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ
направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 - 70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции - теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и "врастает" в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими - способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои "сущностные силы".
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление зарубеж. псих. возникшее в конце 60-х годов XX века, в основном, благодаря иссл. нем. псих. — К. Хольцкамп, Г. Ульман, К. Браун и др.; ученью считают, что субстанциональным источником теории К.п. явл. концепция деятельности-активности А. Леонтьева; генеральное место в теоретической модели К.п. отведено иссл. онтососоциогенезиса, т.е. эволюции психики в онтологии, конкретно-достоверных типах-формах-моделях общества-социума, а также психогенезисного подхода к изучению представителей конкретных содружеств-социоальянсов-социоклассов; теоретические постулаты К.п. фундируются на социо-политическо-экономическо-эмпирических иссл. в синтезе со специфической теорией эволюции личности, а в контекст самой модели К.п. входят-интегрируются психотерапевтические-психоаналитические и педагогические инструкции-рецепты-рекомендации; ядроцентральное понятие К.п. — это модусность-способность к действию, активности под коей подразумевается-осмысливается способность субъекта в социуме контролировать свои собственные онтосоусловия бытия и применять их в процессе субъект-предмет деятельности; а уже эволюция этих модусов-способностей дефиницирует амбивалентные потенции самого индивида в социуме, детерминируемые социоэкономическими-общественными условиями: а) регрессивная эволюция, т.е. когда субъект адаптируется к социоусловиям и подавляет свои инстинкты, достоверно-ориентирные интенции, а также использует средства психоиммунной защиты для устранения дискомфорта-неуютность-неудовлетворенности-самоподавленности; б) тотально-динамическая эволюция осуществляется в том случае, когда субъект менталитетоизирует-осознает свои насущные потребности-запросы и борется за кардинальное улучшение собственного бытия, самопребывает в социуме, автономно-свободно продуцируя-развивая своя потенциально-креативные силы; т.о. психопроцессы субъекта рассматриваются-эксплицируются как ингредиенты его способностей, а уже в сфере ментально-рефлексивных актов происходит толкование самих ментально-оперантных функций мышления; так на первый план выступает онтосообытийная ментальность с предикатами фетишизации, упрощениями-редукциями, индивидуализмом, эго-автономизмом; проблема понимания-осмысления рассм. как интенциепроникновение субъекта в квинтэссенцию предметов, деталей предметов; иссл. проблемы также перцептивных актов, согласно перцепт-моделям неадекватно-иллюзорного восприятия бытия и, в противовес ему перцептмоделям адекватно-эквивалентного перцептирования бытия; ретардация эволюционных феноменов способности к действию, активности герменевтизируется стор. К.п. как психофакторы чувственно-эмотивных интерпретаций: фобии, тревожность, превентивности, боязни, а уже задачей психотерапии, совр. психоанализа, педагогических методик и явл. коррекционное воспитание такого субъекта-личности, кот. и сможет поступать-действовать автономно и активно участвовать в экзистенции, социоонтологическом бытии; по мнению иссл. психотерапевтическо-коррекционные модусы и будут способствовать прогрессивной трансформации деятельности личности, направленной на преобразование-ретектонизацию социумных условий, активизирующих гностическо-творческую деятельность субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. critical psychology) - направление зарубежной (г. о.нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. X. Браун и др.) и ставившее своей основной целью создание общей психологии (в смыслеЛ. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки> или, как говорил Выготский, психологического "Капитала", что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и "образа мира" в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что практически не рассматривалось в теории деятельности.
Одна из ключевых категорий К. п. - понятие "способность к действию", под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои "сущностные силы".
Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей "способности". Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного ("утопического" и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления - в противоположности "толкования" (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и "понимания" (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций - в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекцион-ной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
364.07 кб

Психологические основы формирования критического мышления

Исаханова М.Э.
В статье обсуждаются теоретические и психологические аспекты формирования критического мышления. Обсуждаются и пограничные основной теме сообщения вопросы проблемы мышления.
Читать PDF
302.06 кб

Критическая психология в действии: социетальная перспектива

Орлов А. Б., Орлова Н. А.
В статье представлен вариант психолого-социологической проекции предмета критической психологии, которым видится не человек как данность, но человек как процесс становления.
Читать PDF
180.42 кб

Психологическая устойчивость как условие преодоления критических ситуаций

Духновский С. В., Брюзгин А. А.
Читать PDF
196.23 кб

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЛЖЕНАУКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Холодный Юрий Иванович, Тарапанова Елена Александровна
Статья рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности при осуществлении научной и научно-прикладной деятельности от угроз различных форм лженауки. Показан вред, который лженаука приносит обществу и личности.
Читать PDF
297.98 кб

Психолого-педагогические проблемы становления идентичности в критических ситуациях

Бородина Викторина Николаевна, Кошкаров Владимир Иванович
Проблема идентичности связана с всесторонним анализом процесса развития личности, в котором усматривается способ существования человека в самых различных условиях.
Читать PDF
214.94 кб

Системное и критическое мышление в профессиональной деятельности педагога-психолога

Артемьев Алексей Васильевич
В статье рассматривается понятие системного и критического мышления. Произведен анализ формирования способностей к системному и критическому мышлению в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Читать PDF
425.70 кб

Взаимосвязь критического мышления и психологического здоровья студентов высшей школы

Козлова Н. В., Щеглова Мария Сергеевна
Представлены результаты исследования взаимосвязи критического мышления и психологического здоровья студентов вузов.
Читать PDF
324.59 кб

Психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста-филолога

Андреева Ольга Митрофановна
В статье рассматриваются психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста-филолога, позволяющие пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие нов
Читать PDF
352.46 кб

Психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста-филолога

Андреева Ольга Митрофановна
В статье рассматриваются психологические условия формирования критического мышления будущего специалиста-филолога, позволяющие пересмотреть имеющиеся профессиональные способы и приемы и построить новые способы, соответствующие нов
Читать PDF
951.83 кб

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Киселева Наталья Михайловна, Разливинских Ирина Николаевна
В статье авторы рассматривают понятие «мышление», виды мышление и особое внимание уделяется ключевому понятию «критическое мышление».
Читать PDF
564.35 кб

Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы

Козлова Наталья Викторовна, Щеглова Мария Сергеевна
Статья посвящена проблеме взаимосвязи уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы.
Читать PDF
713.10 кб

О формировании нравственности посредством психологопедагогических технологий: критический анализ

Медведев Александр Михайлович
В статье представлен критический анализ подхода к формированию нравственности у школьников с применением психолого-педагогических методов.
Читать PDF
202.27 кб

Развитие критического мышления у школьников как психологическая установка обучения на протяжении все

Анищенко Наталья Валерьевна
Читать PDF
219.51 кб

Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимате

Бергис Татьяна Анатольевна
Статья посвящена анализу социально-психологичеких факторов преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями. Преодоление критических ситуаций рассматривается с позиций событийно-биографического подхода.
Читать PDF
569.22 кб

Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развит

Литвиненко Н. В.
Новизна заявленной в статье проблемы заключается в исследовании динамических особенностей социально-психологической адаптации школьников на основе комплекса показателей, отражающих особенности социальной ситуации развития в период