ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ
критическая психология
направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Критическая психология
Словообразование. Происходит от греч.kritike - искусство разбирать, судить и psyche - душа + logos - учение.
Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).
Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.
Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.
Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).
Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.
Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.
ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ
направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 - 70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции - теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и "врастает" в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими - способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои "сущностные силы".
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и "врастает" в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими - способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои "сущностные силы".
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление зарубеж. псих. возникшее в конце 60-х годов XX века, в основном, благодаря иссл. нем. псих. — К. Хольцкамп, Г. Ульман, К. Браун и др.; ученью считают, что субстанциональным источником теории К.п. явл. концепция деятельности-активности А. Леонтьева; генеральное место в теоретической модели К.п. отведено иссл. онтососоциогенезиса, т.е. эволюции психики в онтологии, конкретно-достоверных типах-формах-моделях общества-социума, а также психогенезисного подхода к изучению представителей конкретных содружеств-социоальянсов-социоклассов; теоретические постулаты К.п. фундируются на социо-политическо-экономическо-эмпирических иссл. в синтезе со специфической теорией эволюции личности, а в контекст самой модели К.п. входят-интегрируются психотерапевтические-психоаналитические и педагогические инструкции-рецепты-рекомендации; ядроцентральное понятие К.п. — это модусность-способность к действию, активности под коей подразумевается-осмысливается способность субъекта в социуме контролировать свои собственные онтосоусловия бытия и применять их в процессе субъект-предмет деятельности; а уже эволюция этих модусов-способностей дефиницирует амбивалентные потенции самого индивида в социуме, детерминируемые социоэкономическими-общественными условиями: а) регрессивная эволюция, т.е. когда субъект адаптируется к социоусловиям и подавляет свои инстинкты, достоверно-ориентирные интенции, а также использует средства психоиммунной защиты для устранения дискомфорта-неуютность-неудовлетворенности-самоподавленности; б) тотально-динамическая эволюция осуществляется в том случае, когда субъект менталитетоизирует-осознает свои насущные потребности-запросы и борется за кардинальное улучшение собственного бытия, самопребывает в социуме, автономно-свободно продуцируя-развивая своя потенциально-креативные силы; т.о. психопроцессы субъекта рассматриваются-эксплицируются как ингредиенты его способностей, а уже в сфере ментально-рефлексивных актов происходит толкование самих ментально-оперантных функций мышления; так на первый план выступает онтосообытийная ментальность с предикатами фетишизации, упрощениями-редукциями, индивидуализмом, эго-автономизмом; проблема понимания-осмысления рассм. как интенциепроникновение субъекта в квинтэссенцию предметов, деталей предметов; иссл. проблемы также перцептивных актов, согласно перцепт-моделям неадекватно-иллюзорного восприятия бытия и, в противовес ему перцептмоделям адекватно-эквивалентного перцептирования бытия; ретардация эволюционных феноменов способности к действию, активности герменевтизируется стор. К.п. как психофакторы чувственно-эмотивных интерпретаций: фобии, тревожность, превентивности, боязни, а уже задачей психотерапии, совр. психоанализа, педагогических методик и явл. коррекционное воспитание такого субъекта-личности, кот. и сможет поступать-действовать автономно и активно участвовать в экзистенции, социоонтологическом бытии; по мнению иссл. психотерапевтическо-коррекционные модусы и будут способствовать прогрессивной трансформации деятельности личности, направленной на преобразование-ретектонизацию социумных условий, активизирующих гностическо-творческую деятельность субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. critical psychology) - направление зарубежной (г. о.нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. X. Браун и др.) и ставившее своей основной целью создание общей психологии (в смыслеЛ. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки> или, как говорил Выготский, психологического "Капитала", что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и "образа мира" в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что практически не рассматривалось в теории деятельности.
Одна из ключевых категорий К. п. - понятие "способность к действию", под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои "сущностные силы".
Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей "способности". Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного ("утопического" и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления - в противоположности "толкования" (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и "понимания" (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций - в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекцион-ной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)
Одна из ключевых категорий К. п. - понятие "способность к действию", под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои "сущностные силы".
Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей "способности". Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного ("утопического" и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления - в противоположности "толкования" (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и "понимания" (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций - в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекцион-ной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004