ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Клиническая психология
clinical psychology) - изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Клиническая психология
Область психологии, связанная с диагностикой и лечением анормального поведения или недостаточной приспособляемости.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Клиническая психология
Clinical psychology) . Обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(греч. кlinike – врачевание, kline – постель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Клиническая психология
Раздел психологии, применяемый в практике, учебной и исследовательской деятельности преимущественно в области здравоохранения и социального обеспечения психологамиспециалистами. На базе основных знаний общей, эволюционной, социальной и личностной психологии К. п. разрабатывает специальные патопсихологические знания и методы профилактики, обнаружения и терапии психических расстройств, т. е. в более широком смысле - анормальных форм поведения и переживаний человека. Предметом К. п. являются нарушения во взаимоотношениях человек-окружающая среда.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Клиническая психология
Словообразование. Происходит от греч. kline - постель, койка и psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние годы проявилась тенденция к эмпирическому подходу, с позиций которого врач-клиницист проводит исследования, делая выводы, разрабатывая методологию, клиническая психология по-прежнему в значительной степени отражает исторически сложившийся стиль, который является преимущественно медицинским по ориентации. Однако, чтобы оценить огромный диапазон, доступный практикующему консультанту (и даже большее количество – человеку, которому требуется психотерапия), следует ознакомиться с некоторыми наиболее признанными и широко применяемыми терапиями: см. поведенческая, химо, клиентоцентрическая, когнитивно-бихевиористская, встреч, гештальт, групповая, психоанализ (различные формы) и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Клиническая психология
термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и закономерностей различных психологических нарушений. Стимулом к программам систематической подготовки клинической психологии в США послужила Вторая мировая война, когда там стала очевидной необходимость в таких специалистах. В проводимой клиническими психологами терапии используются различные методы психологической коррекции, индивидуальные и групповые методы психотерапии, основанные на различных направлениях развития психологии. В учебниках и руководствах по клинической психологии нет достаточной определенности и теоретического единства, часто в них описывается также психиатрическая патология. Обычно клинические психологи работают в отечественных лечебно-профилактических учреждениях совместно с врачами- психиатрами и осуществляют тестирование пациентов, а также, в значительно меньшей степени, занимаются вопросами психологической коррекции и психотерапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
1. Область психологии, имеющая дело с отклоняющимся от нормы (медицинской или психологической), т. е. дезадаптивным поведением человека. В так понимаемой П.к. решают многие вопросы, связанные с исправлением такого поведения, включая исследование, оценку, классификацию и лечение. 2. Часть медицинской психологии, содержащая научные исследования и факты, касающиеся изменения психологии человека в результате различных заболеваний, а также профилактики, диагностики и лечения соответствующих заболеваний с помощью психологических методов. В любом из этих двух определений П.к. объединяет теорию и практику, которые направлены на понимание причин, предупреждение и устранение социальной дезадаптированности человека. В центре внимания этой области знаний находятся интеллектуальные, эмоциональные, познавательные, социальные и поведенческие аспекты, связанные с отклонениями от нормы. П.к. также исследует психологические аспекты поведения врача в отношении больного в клинике, психологию и поведение больного во время лечения, взаимоотношения больного и врача. См. норма медицинская психологическая, психология медицинская.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
область психологии медицинской, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, - психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской.
Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.
Основными задачами психологии клинической являются:
1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);
3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;
4) исследование психических больных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Когда Джеймс думает о том, что нужно выйти из дома, его охватывают напряжение и дрожь, во рту пересыхает, на лбу выступает пот. Такие симптомы обычно отождествляются с агорафобией, боязнью открытого пространства, боязнью общественных мест. Аманде 24 года. В детстве она стала жертвой насилия, и теперь ей трудно поддерживать серьезные отношения с людьми; к тому же она недооценивает свои силы и считает себя никчемным человеком. Джеймс и Аманда испытывают проблемы, которыми по роду своей деятельности занимаются клинические психологи. Они восстанавливают психическое здоровье не только отдельных людей, но также имеют дело с семьями, группами и организациями.
Клинические психологи помогают людям с нарушенной способностью к обучению приобретать навыки, необходимые для повседневной жизни. Они помогают людям с нарушением пищевого поведения, с сексуальными расстройствами, с фобиями, пациентам с черепно-мозговыми травмами, инсультами, больным СПИДом. Обычно они работают непосредственно с пациентами — как индивидуально, так и в составе групп, оценивая степень психологических нарушений и назначая соответствующее лечение. Чтобы облегчить дискомфортное состояние, испытываемое многими их клиентами, клинические психологи применяют разнообразные методы опроса. Основная цель опроса — определить причины психологических проблем, испытываемых пациентом. Другой метод анализа состоит в проведении тестов, определяющих умственные способности, склонности и черты личности пациента, что помогает выявить причину психологических расстройств и нарушений.
Клинические психологи работают в различных учреждениях, в том числе в общественных и частных клиниках, больницах, госпиталях. Во многих странах, например в Великобритании, клинические психологи работают сообща, в одной группе с другими врачами, медицинскими и социальными работниками.
См. также статьи «Психологические тесты», «Тревога и тревожные расстройства», «Шизофрения».

Источник: 101 ключевая идея психологии

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль мед. псих., кот. исследует психофеномены происхождения-течения-эволюции болезней, а также непосредственное влияние самих болезней на психику индивида и иссл. также психоаспекты панацеецелебных воздействий; модусы-задачи-цели-приемы К л. дефиницируются практической спецификой, потребностями клиник-неврологи. ческой, соматической, психиатрической, согласно этому в разделы Кл. входят — патопсихология, нейропсихология, соматопсихология; например, в систему проблем, связанных с изуч. соматопсихологии входит гностицирование-изучение субъекта, психопроблем диагностики, модусов лечения, экспертизы у больных различными заболеваниями, уже не относящимся к неврологическим или психическим; в соматопсихологии иссл. больные с психосоматическими деформациями— внутренними болезнями, например, гипертония, хроническо-коронарная недостаточность, бронхиальная астма, в эволюции кош базальное место занимают психические феномены; модусы клинической практики сынтенционированны на более глубокое понимание бессознательных конститутивов субъекта их психологического смысла, влияние на течение-эволюцию самой болезни; но часто сами психиатры, психотерапевты ограничивают свой анализ субъективными интерпретациями в корреляте с не совсем продуктивными трактовками-экспликациями психоаналитических концепций; отметим, что эволюция социальной психиатрии способствовала появлению многочисленных исследований семейной психотерапии, психологического консультирования, аутотерапии, кои ориентированы на активацию психопотенциальных резервов и механизмов выживания индивида в социусловиях, а также как модусы гармоничного взаимодействия субъекта с социумом, с окружающими людьми; методы же К.п. и психотерапии должны быть сынтенционированны на изучение не только болезней, во и больного индивида, они нуждаются в классификации-диагностировании, и предназначены для того чтобы понимать психику субъекта и помогать ему в лечебных, психотерапевтических процедурах; сама же психодиагностика направлена на выявление адаптивно-имунно-базальных аспектов личности больного в целях его самоспособности — или же с помощью врача, психотерапевта — устранить различные болезненные состояния и преодолеть те или иные психоаберрации, связанные с экстремально-критическими жизненными ситуациями, что и дает специфический эффект лечения, психотерапевтических процедур, сынтенционированных на коррекцию-регуляцию психотрансформаций субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КЛІНІЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / CLINICAL PSYCHO LOGY– отрасль психологии (на стыке с психиатрией), изучающая психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Задачи К. п.– диагностика психического здоровья, организация и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем, разработка, проведение и оценка методик и стратегий психологической коррекции (психотерапия). Термин К. п. был введен в 1907 г. Л. Уитмером, который определял ее как изучение индивидов путем наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. В России большой вклад в развитие К. п. внесли В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский и др. В российской практике термин К. п. часто замещался термином «медицинская психология», но после 1990 г. в рамках корректировки учебных программ предметное поле К. п. и медицинской психологии были разделены (см. Медицинская психология). К. п. имет межотраслевой характер и участвует в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию; исследование общепсихологических проблем, а также проблем определения нормы и патологии, определение соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решение проблем развития и распада психики. Предмет К. п. как научно-практической дисциплины: психические проявления, которые могут служить диагностическими признаками, симптомами различных соматических и психических расстройств; роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств; выявление влияние различных психических и соматических расстройств на психику; нарушения развития психики; разработка принципов и методов исследования в клинике; психотерапия, проведение и разработка методов исследования; создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
В К. п. выделяют следующие разделы:
– патопсихологию– занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы;
– нейропсихологию– исследует роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах;
– психосоматику– исследует роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний;
– психологию аномального развития– направление, изучающее психический дизонтогенез– отклонения от норм психического развития;
– психотерапию и психокоррекцию– разработка психологических основ психотерапии, психологической реабилитации, восстановление личного социального статуса путем различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, в том числе разработка подходов и методов психогигиены, направленных на сохранение и поддержание психического здоровья.
В К. п. различают следующие методы: исследовательские (наблюдение, беседа, в том числе клиническая беседа), психофизиологические (ЭЭГ, ЭМРТ и др.), биографический ( изучение продуктов деятельности, в том числе продуктов творчества), анамнестический (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства), экспериментально-психологический (стандартизированные и нестандартизированные методики) и психотерапевтические (консультирование, индивидуальная и семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья). Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Клиническая психология
прикладная область психологии. Она занимает пограничное положение между психологией и медициной, служит целям и задачам второй, но при этом использует теоретические основы первой и применяет психологические методы. К. п. изучает роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней; психические проявления различных заболеваний; влияние болезней на психику; нарушение развития психики; проблемы психической нормы и патологии; разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике; создает и изучает психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. К. п. разрабатывает теоретические и методологические проблемы, имеющие значение для общей психологии. Например, их можно сформулировать таким образом: мозг и психика, психическая норма и патология; соотношение социального и биологического в человеке; сознательное и бессознательное; проблема развития и распада психики.
К. п. развивалась на стыке ряда медицинских областей знания: психиатрии, неврологии, нейрохирургии, лечении соматических заболеваний. Наибольшее развитие получили такие ее разделы: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология, психокоррекционное направление, медико-психологическая экспертиза.
Патопсихология сформировалась на стыке психологии и психиатрии. Она изучает нарушение психики в результате болезни мозга, закономерности распада психических процессов и личности, а также сохранные стороны психики. Зная последние, можно эффективнее использовать восстановительные методы лечения.
Нейропсихология сформировалась на грани психологии, неврологии и нейрохирургии. Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. С помощью психологических методов нейропсихология определяет локализацию очага поражения головного мозга и изучает нарушенные психические функции. Она кроме решения диагностических задач занимается восстановлением высших психических функций в результате локальных поражений мозга. В восстановительном лечении сегодня нуждаются больные, перенесшие инсульт, различного рода черепно-мозговые травмы, а также после удаления опухолей головного мозга.
Соматопсихология изучает психологические проблемы больных с соматическими заболеваниями (гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, онкологические заболевания и т. д.). В происхождении и течении этих заболеваний значимое место занимают психологические факторы, которые следует учитывать в лечебном процессе.
К. п. включает психологическую помощь больному человеку, она разрабатывает психологические основы психотерапии, эффективной при различных психогенных заболеваниях (неврозах, психосоматических заболеваниях, соматогениях и т. д.) и психозах. Существенную помощь больным оказывает психологическая реабилитация, основным принципом которой признано обращение к личности больного человека и оказание психотерапевтической помощи различными методами: трудотерапией, музыкотерапией, арттерапией и т. д. Для разных групп больных создаются специальные программы.
Для оптимизации лечебного процесса особое значение имеет изучение психологического взаимодействия врача и медицинского персонала с больным в процессе диагностической, лечебной и профилактической работы.
К. п. разрабатывает систему психогигиенических и психопрофилактических мер с целью укрепления психического здоровья и предотвращения нервно-психических, соматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций у лиц, попавших в кризисные и экстремальные ситуации.
К. п. направлена и на решение вопросов медико-психологической экспертизы, в проведении различных видов которой участвует клинический психолог (врачебно-психологическая, трудоспособности, судебно-психологическая, судебно-психолого-психиатрическая и психолого-педагогическая экспертиза).
Круг проблем К. п. достаточно широк, он отличается межотраслевым характером. К. п. призвана помочь решить комплекс задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Литература
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. clinical psychology; от греч. kline - постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину ".мед. психология"; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социо-реадаптация).
Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кэттелом в Англии, А. Вине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)
Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики-диагностикой и психотерапией. С 1960-хгг. благодаря "антипсихиатрическому течению" в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие "клиника", становясь синонимом "клиники жизни", включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.
На наш взгляд, термином "К. п." обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности - с фактами, выводимыми "методом прецедента", т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study - детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).
Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитар-ных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Клиническая психология
от греч. kline — постель, койка и psyche — душа + logos — учение) — область психологии, занимающаяся аберрантным (отклоняющимся от нормы), плохо адаптивным или патологическим поведением человека. На сегодняшний день в нашей стране это — психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову "клиника" присоединяются определяющие слова, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.; (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни". Именно в первом своем значении слово "клиника" породило название К. п., закрепленное в нашей стране соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность 022700), утвержденном в 2000 г. Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием. Основные сферы, в которых самоактуализируется (развивается и проявляется) человек, это: (а) телесность (не тождественна телу-организму, биологическому субстрату, включает помимо психофизиологических компонентов осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания, связанные с телом, его строением и функционированием), (б) социум (общение с целью социальной адаптации, самореализация в обществе, др.), (в) внутренний психический мир (рефлексия, самосознание, самосозидание, др.), (в) духовность (преодоление эгоцентризма, стремление к высшим духовным ценностям и др.). Взаимодействие с этими сферами является источником развития личности, ее становления. Однако возможен и путь саморазрушения, путь в направлении болезни, а не здоровья. На своем индивидуальном жизненном пути человек может пережить и системный кризис из-за неравномерности развития разных своих ипостасей. Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной. В этом контексте слово "клинический" означает такой подход к клиенту, при котором в центре внимания психолога находится человек в целом. Одновременно осуществляется индивидуальный подход к психологической работе с данным конкретным человеком, включающей терапевтическую практику, которая может полагаться на субъективные решения клинициста. Так, каждое "клиническое интервью" (метод получения информации как с помощью устного опроса клиента, так и во время проведения терапевтической беседы при оказании психологической помощи) по-своему неповторимо. Решение исследовательских задач при клиническом подходе зачастую опирается на небольшое число обследованных пациентов в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу к решению исследовательских задач). Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику. В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие "здоровье" (а не только на понятия "болезнь", "патология"); санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту (а не только на патоцентристский подход к оказанию помощи); идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход при оказании психологической помощи клиенту; учет социального контекста его жизнедеятельности. Наряду с индивидуальными формами клинический психолог использует в своей работе и групповые формы, владеет методами семейной психотерапии, сотрудничает с семейным врачом, участвует в программах общественного здравоохранения для поддержания общественного здоровья (ВОЗ обращает серьезное внимание на "систему социальной поддержки против стресса"), сотрудничает с психологами других специальностей.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.99 кб

110 лет клинической психологии

Залевский Г. В.
Л. Уитмер открывает первую психологическую клинику с целью оказания помощи детям с функциональными расстройствами и умственной отсталостью.
Читать PDF
3.11 мб

Клиническая психология союзник медицины

Бейн Борис Николаевич, Зонова Людмила Николаевна
В статье излагаются историческая справка и основное содержание развивающейся дисциплины «клиническая психология». Сопоставляются объекты, цели, методы исследования и корригирующие мероприятия в медицине и клинической психологии.
Читать PDF
1.46 мб

Клиническая психология и репродуктивная медицина

Стажков А.А.
Рассматривается проблема подготовки клинических психологов по доабортному консультированию женщин
Читать PDF
153.63 кб

8-й Международный конгресс клинических психологов

Глозман Жанна Марковна, Зинченко Юрий Петрович
Читать PDF
565.35 кб

Социальный интеллект будущих клинических психологов

Малинина Елизавета Алексеевна
Читать PDF
224.43 кб

Враждебность в клинической и криминальной психологии

С. Н. Ениколопов
Читать PDF
192.34 кб

Актуальные проблемы современной клинической психологии

Залевский Генрих Владиславович
К актуальным проблемам современной клинической психологии автор относит историю клинической психологии, ее предмет, методологию, подготовку клинических психологов, правовое обеспечение их деятельности и др.
Читать PDF
1.04 мб

Задачи психологической диагностики в клинической медицине

Щелкова Ольга Юрьевна
Рассматриваются основные задачи психологической диагностики в психиатрической и соматической клиниках.
Читать PDF
461.88 кб

Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии

Чупров Л.Ф.
Статья по истории психологической службы в Хакасии.
Читать PDF
461.37 кб

Факультет клинической психологии: этапы становления и развития

Яковлева Наталья Валентиновна, Фаустова Анна Геннадьевна, Уланова Наталья Николаевна
В статье представлены основные этапы развития факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета, кроме этого описываются стадии формирования и становления кафедр университета, представлены пер
Читать PDF
433.26 кб

Психосоматические расстройства в клинической практике психолога

Кожевников Вадим Николаевич, Залевский Генрих Владиславович, Фусу Лариса Ивановна, Кожевникова Татьяна Альбертовна, Костарев Владислав Владимирович
Представлен обзор основных теорий развития психосоматических расстройств, позволяющих понять генезис этой патологии.
Читать PDF
963.56 кб

Детская клиническая психология: история и современное состояние

Зверева Наталья Владимировна, Горячева Татьяна Германовна
В статье рассматривается история возникновения, особенности становления в мировой и отечественной науке и практике направления медицинской психологии детской клинической психологии (синонимы: клиническая психология детства, клинич
Читать PDF
153.94 кб

Вклад профессора мейнрада Перре в развитие клинической психологии

Абабков Валентин Анатольевич
Профессор М. Перре известен своими работами в области теории и методологии клинической психологии и психотерапии. Он разработал систему наиболее важных показателей научной обоснованности психотерапевтических методов. М.
Читать PDF
1,016.13 кб

ФОРУМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ - ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО"

Читать PDF
251.21 кб

Клинический психолог как агент формирования здорового образа жизни

Лифанова Е. В., Будников М. Ю.
Данная работа посвящена изучению аддиктивного поведения и роли клинического психолога в профилактике и коррекции аддикции, а также организации здорового образа жизни.

Похожие термины:

  • Промышленная клиническая психология

    occupational clinical psychology) П. к. п. - это область исследовательской, практ. и образовательной деятельности, ориентированной на изучение и оптимизацию психол. функционирования людей на рабочем месте с учето
  • Клиническая психология сексуальности

    область клинической психологии, изучающая психологические механизмы развития и функционирования сексуальной функции человека в норме, патологии, а также особенности ее реализации при психическ
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру

    clinical psychology graduate training) До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился посл