Клиническая психология
clinical psychology) - изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Клиническая психология
Область психологии, связанная с диагностикой и лечением анормального поведения или недостаточной приспособляемости.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Клиническая психология
Clinical psychology) . Обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения.
Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(греч. кlinike – врачевание, kline – постель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Клиническая психология
Раздел психологии, применяемый в практике, учебной и исследовательской деятельности преимущественно в области здравоохранения и социального обеспечения психологамиспециалистами. На базе основных знаний общей, эволюционной, социальной и личностной психологии К. п. разрабатывает специальные патопсихологические знания и методы профилактики, обнаружения и терапии психических расстройств, т. е. в более широком смысле - анормальных форм поведения и переживаний человека. Предметом К. п. являются нарушения во взаимоотношениях человек-окружающая среда.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Клиническая психология
Словообразование. Происходит от греч. kline - постель, койка и psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние годы проявилась тенденция к эмпирическому подходу, с позиций которого врач-клиницист проводит исследования, делая выводы, разрабатывая методологию, клиническая психология по-прежнему в значительной степени отражает исторически сложившийся стиль, который является преимущественно медицинским по ориентации. Однако, чтобы оценить огромный диапазон, доступный практикующему консультанту (и даже большее количество – человеку, которому требуется психотерапия), следует ознакомиться с некоторыми наиболее признанными и широко применяемыми терапиями: см. поведенческая, химо, клиентоцентрическая, когнитивно-бихевиористская, встреч, гештальт, групповая, психоанализ (различные формы) и т.д.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Клиническая психология
термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и закономерностей различных психологических нарушений. Стимулом к программам систематической подготовки клинической психологии в США послужила Вторая мировая война, когда там стала очевидной необходимость в таких специалистах. В проводимой клиническими психологами терапии используются различные методы психологической коррекции, индивидуальные и групповые методы психотерапии, основанные на различных направлениях развития психологии. В учебниках и руководствах по клинической психологии нет достаточной определенности и теоретического единства, часто в них описывается также психиатрическая патология. Обычно клинические психологи работают в отечественных лечебно-профилактических учреждениях совместно с врачами- психиатрами и осуществляют тестирование пациентов, а также, в значительно меньшей степени, занимаются вопросами психологической коррекции и психотерапии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
1. Область психологии, имеющая дело с отклоняющимся от нормы (медицинской или психологической), т. е. дезадаптивным поведением человека. В так понимаемой П.к. решают многие вопросы, связанные с исправлением такого поведения, включая исследование, оценку, классификацию и лечение. 2. Часть медицинской психологии, содержащая научные исследования и факты, касающиеся изменения психологии человека в результате различных заболеваний, а также профилактики, диагностики и лечения соответствующих заболеваний с помощью психологических методов. В любом из этих двух определений П.к. объединяет теорию и практику, которые направлены на понимание причин, предупреждение и устранение социальной дезадаптированности человека. В центре внимания этой области знаний находятся интеллектуальные, эмоциональные, познавательные, социальные и поведенческие аспекты, связанные с отклонениями от нормы. П.к. также исследует психологические аспекты поведения врача в отношении больного в клинике, психологию и поведение больного во время лечения, взаимоотношения больного и врача. См. норма медицинская психологическая, психология медицинская.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
область психологии медицинской, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, - психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской.
Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.
Основными задачами психологии клинической являются:
1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);
3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;
4) исследование психических больных.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Когда Джеймс думает о том, что нужно выйти из дома, его охватывают напряжение и дрожь, во рту пересыхает, на лбу выступает пот. Такие симптомы обычно отождествляются с агорафобией, боязнью открытого пространства, боязнью общественных мест. Аманде 24 года. В детстве она стала жертвой насилия, и теперь ей трудно поддерживать серьезные отношения с людьми; к тому же она недооценивает свои силы и считает себя никчемным человеком. Джеймс и Аманда испытывают проблемы, которыми по роду своей деятельности занимаются клинические психологи. Они восстанавливают психическое здоровье не только отдельных людей, но также имеют дело с семьями, группами и организациями.
Клинические психологи помогают людям с нарушенной способностью к обучению приобретать навыки, необходимые для повседневной жизни. Они помогают людям с нарушением пищевого поведения, с сексуальными расстройствами, с фобиями, пациентам с черепно-мозговыми травмами, инсультами, больным СПИДом. Обычно они работают непосредственно с пациентами — как индивидуально, так и в составе групп, оценивая степень психологических нарушений и назначая соответствующее лечение. Чтобы облегчить дискомфортное состояние, испытываемое многими их клиентами, клинические психологи применяют разнообразные методы опроса. Основная цель опроса — определить причины психологических проблем, испытываемых пациентом. Другой метод анализа состоит в проведении тестов, определяющих умственные способности, склонности и черты личности пациента, что помогает выявить причину психологических расстройств и нарушений.
Клинические психологи работают в различных учреждениях, в том числе в общественных и частных клиниках, больницах, госпиталях. Во многих странах, например в Великобритании, клинические психологи работают сообща, в одной группе с другими врачами, медицинскими и социальными работниками.
См. также статьи «Психологические тесты», «Тревога и тревожные расстройства», «Шизофрения».
Источник: 101 ключевая идея психологии
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль мед. псих., кот. исследует психофеномены происхождения-течения-эволюции болезней, а также непосредственное влияние самих болезней на психику индивида и иссл. также психоаспекты панацеецелебных воздействий; модусы-задачи-цели-приемы К л. дефиницируются практической спецификой, потребностями клиник-неврологи. ческой, соматической, психиатрической, согласно этому в разделы Кл. входят — патопсихология, нейропсихология, соматопсихология; например, в систему проблем, связанных с изуч. соматопсихологии входит гностицирование-изучение субъекта, психопроблем диагностики, модусов лечения, экспертизы у больных различными заболеваниями, уже не относящимся к неврологическим или психическим; в соматопсихологии иссл. больные с психосоматическими деформациями— внутренними болезнями, например, гипертония, хроническо-коронарная недостаточность, бронхиальная астма, в эволюции кош базальное место занимают психические феномены; модусы клинической практики сынтенционированны на более глубокое понимание бессознательных конститутивов субъекта их психологического смысла, влияние на течение-эволюцию самой болезни; но часто сами психиатры, психотерапевты ограничивают свой анализ субъективными интерпретациями в корреляте с не совсем продуктивными трактовками-экспликациями психоаналитических концепций; отметим, что эволюция социальной психиатрии способствовала появлению многочисленных исследований семейной психотерапии, психологического консультирования, аутотерапии, кои ориентированы на активацию психопотенциальных резервов и механизмов выживания индивида в социусловиях, а также как модусы гармоничного взаимодействия субъекта с социумом, с окружающими людьми; методы же К.п. и психотерапии должны быть сынтенционированны на изучение не только болезней, во и больного индивида, они нуждаются в классификации-диагностировании, и предназначены для того чтобы понимать психику субъекта и помогать ему в лечебных, психотерапевтических процедурах; сама же психодиагностика направлена на выявление адаптивно-имунно-базальных аспектов личности больного в целях его самоспособности — или же с помощью врача, психотерапевта — устранить различные болезненные состояния и преодолеть те или иные психоаберрации, связанные с экстремально-критическими жизненными ситуациями, что и дает специфический эффект лечения, психотерапевтических процедур, сынтенционированных на коррекцию-регуляцию психотрансформаций субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КЛІНІЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / CLINICAL PSYCHO LOGY– отрасль психологии (на стыке с психиатрией), изучающая психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Задачи К. п.– диагностика психического здоровья, организация и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем, разработка, проведение и оценка методик и стратегий психологической коррекции (психотерапия). Термин К. п. был введен в 1907 г. Л. Уитмером, который определял ее как изучение индивидов путем наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. В России большой вклад в развитие К. п. внесли В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский и др. В российской практике термин К. п. часто замещался термином «медицинская психология», но после 1990 г. в рамках корректировки учебных программ предметное поле К. п. и медицинской психологии были разделены (см. Медицинская психология). К. п. имет межотраслевой характер и участвует в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию; исследование общепсихологических проблем, а также проблем определения нормы и патологии, определение соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решение проблем развития и распада психики. Предмет К. п. как научно-практической дисциплины: психические проявления, которые могут служить диагностическими признаками, симптомами различных соматических и психических расстройств; роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств; выявление влияние различных психических и соматических расстройств на психику; нарушения развития психики; разработка принципов и методов исследования в клинике; психотерапия, проведение и разработка методов исследования; создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
В К. п. выделяют следующие разделы:
– патопсихологию– занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы;
– нейропсихологию– исследует роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах;
– психосоматику– исследует роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний;
– психологию аномального развития– направление, изучающее психический дизонтогенез– отклонения от норм психического развития;
– психотерапию и психокоррекцию– разработка психологических основ психотерапии, психологической реабилитации, восстановление личного социального статуса путем различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, в том числе разработка подходов и методов психогигиены, направленных на сохранение и поддержание психического здоровья.
В К. п. различают следующие методы: исследовательские (наблюдение, беседа, в том числе клиническая беседа), психофизиологические (ЭЭГ, ЭМРТ и др.), биографический ( изучение продуктов деятельности, в том числе продуктов творчества), анамнестический (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства), экспериментально-психологический (стандартизированные и нестандартизированные методики) и психотерапевтические (консультирование, индивидуальная и семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья). Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Клиническая психология
прикладная область психологии. Она занимает пограничное положение между психологией и медициной, служит целям и задачам второй, но при этом использует теоретические основы первой и применяет психологические методы. К. п. изучает роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней; психические проявления различных заболеваний; влияние болезней на психику; нарушение развития психики; проблемы психической нормы и патологии; разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике; создает и изучает психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. К. п. разрабатывает теоретические и методологические проблемы, имеющие значение для общей психологии. Например, их можно сформулировать таким образом: мозг и психика, психическая норма и патология; соотношение социального и биологического в человеке; сознательное и бессознательное; проблема развития и распада психики.
К. п. развивалась на стыке ряда медицинских областей знания: психиатрии, неврологии, нейрохирургии, лечении соматических заболеваний. Наибольшее развитие получили такие ее разделы: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология, психокоррекционное направление, медико-психологическая экспертиза.
Патопсихология сформировалась на стыке психологии и психиатрии. Она изучает нарушение психики в результате болезни мозга, закономерности распада психических процессов и личности, а также сохранные стороны психики. Зная последние, можно эффективнее использовать восстановительные методы лечения.
Нейропсихология сформировалась на грани психологии, неврологии и нейрохирургии. Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. С помощью психологических методов нейропсихология определяет локализацию очага поражения головного мозга и изучает нарушенные психические функции. Она кроме решения диагностических задач занимается восстановлением высших психических функций в результате локальных поражений мозга. В восстановительном лечении сегодня нуждаются больные, перенесшие инсульт, различного рода черепно-мозговые травмы, а также после удаления опухолей головного мозга.
Соматопсихология изучает психологические проблемы больных с соматическими заболеваниями (гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, онкологические заболевания и т. д.). В происхождении и течении этих заболеваний значимое место занимают психологические факторы, которые следует учитывать в лечебном процессе.
К. п. включает психологическую помощь больному человеку, она разрабатывает психологические основы психотерапии, эффективной при различных психогенных заболеваниях (неврозах, психосоматических заболеваниях, соматогениях и т. д.) и психозах. Существенную помощь больным оказывает психологическая реабилитация, основным принципом которой признано обращение к личности больного человека и оказание психотерапевтической помощи различными методами: трудотерапией, музыкотерапией, арттерапией и т. д. Для разных групп больных создаются специальные программы.
Для оптимизации лечебного процесса особое значение имеет изучение психологического взаимодействия врача и медицинского персонала с больным в процессе диагностической, лечебной и профилактической работы.
К. п. разрабатывает систему психогигиенических и психопрофилактических мер с целью укрепления психического здоровья и предотвращения нервно-психических, соматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций у лиц, попавших в кризисные и экстремальные ситуации.
К. п. направлена и на решение вопросов медико-психологической экспертизы, в проведении различных видов которой участвует клинический психолог (врачебно-психологическая, трудоспособности, судебно-психологическая, судебно-психолого-психиатрическая и психолого-педагогическая экспертиза).
Круг проблем К. п. достаточно широк, он отличается межотраслевым характером. К. п. призвана помочь решить комплекс задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
Литература
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. clinical psychology; от греч. kline - постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину ".мед. психология"; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социо-реадаптация).
Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кэттелом в Англии, А. Вине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)
Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики-диагностикой и психотерапией. С 1960-хгг. благодаря "антипсихиатрическому течению" в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие "клиника", становясь синонимом "клиники жизни", включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.
На наш взгляд, термином "К. п." обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности - с фактами, выводимыми "методом прецедента", т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study - детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).
Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитар-ных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Клиническая психология
от греч. kline — постель, койка и psyche — душа + logos — учение) — область психологии, занимающаяся аберрантным (отклоняющимся от нормы), плохо адаптивным или патологическим поведением человека. На сегодняшний день в нашей стране это — психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову "клиника" присоединяются определяющие слова, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.; (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни". Именно в первом своем значении слово "клиника" породило название К. п., закрепленное в нашей стране соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность 022700), утвержденном в 2000 г. Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием. Основные сферы, в которых самоактуализируется (развивается и проявляется) человек, это: (а) телесность (не тождественна телу-организму, биологическому субстрату, включает помимо психофизиологических компонентов осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания, связанные с телом, его строением и функционированием), (б) социум (общение с целью социальной адаптации, самореализация в обществе, др.), (в) внутренний психический мир (рефлексия, самосознание, самосозидание, др.), (в) духовность (преодоление эгоцентризма, стремление к высшим духовным ценностям и др.). Взаимодействие с этими сферами является источником развития личности, ее становления. Однако возможен и путь саморазрушения, путь в направлении болезни, а не здоровья. На своем индивидуальном жизненном пути человек может пережить и системный кризис из-за неравномерности развития разных своих ипостасей. Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной. В этом контексте слово "клинический" означает такой подход к клиенту, при котором в центре внимания психолога находится человек в целом. Одновременно осуществляется индивидуальный подход к психологической работе с данным конкретным человеком, включающей терапевтическую практику, которая может полагаться на субъективные решения клинициста. Так, каждое "клиническое интервью" (метод получения информации как с помощью устного опроса клиента, так и во время проведения терапевтической беседы при оказании психологической помощи) по-своему неповторимо. Решение исследовательских задач при клиническом подходе зачастую опирается на небольшое число обследованных пациентов в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу к решению исследовательских задач). Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику. В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие "здоровье" (а не только на понятия "болезнь", "патология"); санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту (а не только на патоцентристский подход к оказанию помощи); идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход при оказании психологической помощи клиенту; учет социального контекста его жизнедеятельности. Наряду с индивидуальными формами клинический психолог использует в своей работе и групповые формы, владеет методами семейной психотерапии, сотрудничает с семейным врачом, участвует в программах общественного здравоохранения для поддержания общественного здоровья (ВОЗ обращает серьезное внимание на "систему социальной поддержки против стресса"), сотрудничает с психологами других специальностей.
Источник: Клиническая психология. Словарь