ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление психологии, постепенно перешедшее в функциональную психологию, ошибочно считающее интроспекцию либо основным, либо даже единственным методом психологической науки.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
психологическое учение, исторически возникшее и существовавшее во второй половине XIX-начале XX в. Главным методом научных исследований в П.и. считалась интроспекция (отсюда и название соответствующей отрасли психологических знаний). Сторонники П.и. исходили из представления о том, что психические явления существуют только на уровне сознания и, являясь идеальными, доступны научному познанию лишь через изощренное, тренированное, сознательное самонаблюдение (интроспекцию) ученого. См. интроспекция, психология сознания, структурализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Интроспективная психология
течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом "чужое" сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Интроспективная психология
Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри + skоreо - смотрю и греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Ряд психологических направлений.
Специфика. Основана на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. Имеет своим истоком учения Р.Декарта и Дж.Локка. Чужое сознание рассматривается как реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Здесь был разработан метод аналитической интроспекции, как самонаблюдения, осуществляющегося в строго регламентированных условиях и удовлетворяющего основным принципам научного анализа.
Виды. К данному направлению относятся:
- школа В.Вундта,
- структурная психология Э.Титченера,
- психология акта Ф.Брентано,
- Вюрцбургская школа,
- учение Л.М.Лопатина,
- учение Г.И.Челпанова.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ
ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный - наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с их внешними проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.
К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, психологию структурную Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
При этом предполагалось, что ненадежность обычного, "ненаучного" самонаблюдения можно преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые, признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти "атомы" чувственной ткани сознания изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.
Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного влияния. Она была подвергнута острой критике - преимущественно с механистических позиций - сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах отечественных психологов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. introspective psychology) - общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и "открытых" непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т. зр. "чужое" сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср. Антропоморфизм).
Истоки И. п. прослеживаются в работах Р. Декарта пДж. Локка. К И. п. относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К. Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.
Представители И. п., критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как "совокупности сознаваемых нами состояний" (Вундт). И. п. была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX - нач. XX в. Напр., в школе Л. С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею "явления" и "сущности" в сознании (т. е. "непосредственных" переживаний и не лежащих на "поверхности" законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление И. п. в настоящее время не существует. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интроспективная психология
(от лат. introspecto — «смотрю внутрь» и греч. psyскё —«душа», logos — «учение») — направление психологических исследований, основанное на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. Теоретической основой данного направления стало учение Р. Декарта, развитое в работах Дж. Локка.
Дж. Локк утверждал, что существуют два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На первые человек направляет свои внешние чувства и получает в результате впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Под ней Локк понимал «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Одновременно деятельность ума он отождествлял с мышлением, сомнением, верой, рассуждениями, познанием, желанием. Кроме того, он заявлял, что рефлексия человека предполагает особую направленность внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиваться и у взрослого, если тот не проявит склонности к размышлению над собой и не сконцентрируется специально на своих внутренних процессах.
Исходя из данного положения можно утверждать, что Локк считал возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и др., а второго — наблюдение, или «созерцание», этих восприятий и мыслей. Другой не менее важный вывод из утверждения Дж. Локка заключается в том, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Чтобы овладеть этим методом, надо упражняться, и упражняться долго.
Литература
Вундт В. Введение в психологию // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. М., 1976.
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. М., i960.
Ярошевский М. Г. Психология XX столетия. М., 1974.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
стор. этого направления в псих. используют в качестве базального метода-модуса, изучение психики субъекта методом интроспекции, кот. дефиницирует содержательные компоненты, актопроцессы-феномены собственного сознания; еще Декарт, Локк, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Ф.Бэкон считали, что сознание индивида гностицируется несколько по-другому, чем экстеромир, воспринимаемый им, а именно актами имманентно-созерцательного порядка, или же имманентно-эмпирического опыта, а уже сами образы, мысли, переживания, чувства, представления, эмотивные феномены индивида дополняют-сублимируют гностические акты субъекта; метод-модус И.п. стал ведущим для нем. псих. В. Вундта и стор. его школы, кот. сочетали-имплицировали модусы-интроспекции и психические процессы индивида с модусами экспериментальной психологии; сами же модусы И.п. помогают индивиду вырабатывать определенный навык в процессе тех или иных действий, или же осмыслении сигналов-раздражителей из окружающей среды, а сами регистры-сводки, стор. этого направления оценивались, как научные факты, лишь в тех ситуациях когда, при константных экстерораздражителях возникали одни и те же субъективные факторы; базируясь на этом стор. этой концепции элементы психики принимали за ощущения, их копии-образы-модели соотносили с памятью и элементарными чувствами субъекта, а уже сами «атомы чувственной ткани сознания» иссл. с критериев их предикативности-модальности-интенсивности; например, Брентано, Кюльпе, Штумпф и др. видели задачу псих. в том, чтобы ретектонизировать-ремоделировать акты переживаемые субъектом во всей свой структуро-модельной полноте и достоверности;. стор. Вюрцбургской школы не считали интроспекцию лишь отчетными феноменами-индексами дифференциальных раздражителей, и имплицировали ее с феноменами ретроспекции, как актами репродуцирующими модели-структуры всего того, что эмпирически ранее переживалось субъектом при разрешении им тех или иных целей, проектов, программ, задач; многие иссл. выдвигают методы И.п. как субстантивное средство и ср. психомодельной реальности индивидов, они адекватизируют-соотносят феномены реальности сданными интроспекции и сознание, согласно их экспликациям противопоставляется объективному миру-онтосу по своей квинтэссенциональной модели, а также по акто-процессам феноменологического гностицирования онтоса, налично-объективной реальности; полагаем, что интроспективный опыт должен состоять как минимум из двух эмпирических модификаций; а) имманентно-рефлексивного опыта, кот. сам по себе и дает толчок гностическим актам в познании экстеромира и интромира; б) экстеро-рефлексивного опыта или же механизмов, связанных с моделями перцепции, ощущения, анализаторными системами, кои дают нам познание экстеромира внешнего, окружающей среды; можно использовать также модусы аналитическо-онтологической интроспекции, например: 1) когда вивисекция-расчленение эйдетической модели на ингредиенты конгруэнтоизируется относительно приметного стимула раздражителя; 2) гностическо-феноменологический модус, когда от самого субъекта-познающего требуется дискурс-дескриптивное-точное описание-осмысление психофеноменов уже в их непосредственной целостной модели; 3) ментально-логико-верификационный модус, когда анализ-детализация объектов происходит с использованием модусов-приемов индуктивно-дедуктивного дискурсосмысления взаимосвязи элементов, корреляцию их предикатов-свойств в целостной модели-системе-объекте; часто термин интроспекция, к примеру, в первой половине XIX —начале XX в., многими писателями и мыслителями (см. романы Бальзака, Гюго, С. Цвейга, Т. Манна. иссл. И. Сеченова) употреблялся как особоспецифический феномен внутреннего зрения субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.