ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Генетическая психология
использование данных генетики для изучения психологии развития и сравнительной психологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Генетическая психология
изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
наука о возникновении и развитии психических процессов. Она отвечает на вопросы о том, «как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом к–рых является мысль» (И.М. Сеченов).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Обычно этот термин употребляется как приблизительный синоним того, что называется психологией развития. Однако обратите внимание, что генетическая психология также включает в себя такую отрасль, как сравнительная психология, и имеет тенденцию преимущественно изучать процессы развития лежащие в основе явлений, рассматриваемых на примере зрелого организма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

генетическая психология

учение, разработанное женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к обьективной позиции путем экстерио и интериоризации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Генетическая психология
(Psychologia genetica) (от греч. psyche - душа, logos - наука, учение и genesis - происхождение). Учение о генетическом развитии душевной жизни, которое ищет зачатки сложной психической деятельности современного культурного человека в душевности первобытных племен и детей. Связывает психическое развитие личности преимущественно (или исключительно) с переданными генетическими задатками со стороны родителей. Недооценивает (или отвергает) роль и значение социального фактора (социальной среды, в которой формируется личность).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти.
До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести все больше перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и" приближением смерти - с этапами, кои в неменьшей мере порождают кризисы и напряженность. Появился ряд исследований, показавших, что время внутриутробной жизни - весьма важный этап психологического развития, ибо значительная часть восприятий младенца и его связей с миром зарождается еще в это время.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
1. Отрасль психологической науки, занимающая пограничное положение между психологией и генетикой, изучающая происхождение (генезис) и развитие психологических явлений в аспекте их зависимости или независимости от генотипа человека. П.г.-это область знаний, научных исследований и практики, включающая изучение генетических или наследственных причин, лежащих в основе психических явлений, а также регулируемых ими форм поведения. Иногда так понимаемую П.г. сокращенно называют психогенетикой. 2. Учение Ж. Пиаже о происхождении и развитии интеллекта человека, созданное им на основе теоретического и экспериментального изучения мышления детей. См. генетика, генотип, генетическая эпистемология, Пиаже Жан, психогенетика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Генетическая психология
одна из концепций развития когнитивной сферы человека. Разработана выдающимся швейцарским психологом Ж. Пиаже (1896— 1980). Базируется на детальном анализе биологических предпосылок, из которых это развитие происходит, и следствий, к которым оно приводит. Ж. Пиаже предположил, что, подобно всем биологическим функциям, интеллект — это результат эволюционной адаптации, а потому его появление и развитие целесообразно объяснить с позиций биологической эволюции. По мнению Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие возможно при соблюдении двух главных принципов: адаптации и организации.
Адаптация состоит из процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция — процесс превращения получаемой информации в форму, приемлемую для мыслительной деятельности человека. Аккомодация — процесс приспособления познавательных возможностей человека к новым условиям понимания.
В соответствии с принципом организации разум структурируется с возрастающей сложностью и степенью интеграции. На основании этих принципов Пиаже строит стадиальную концепцию развития когнитивных функций. Он выделяет сенсомоторную стадию, охватывающую когнитивное развитие от рождения до 2 лет, дооперационную стадию (от 2 до 7лет), стадию конкретных (от 7 до 11 лет) и стадию формальных операций (от 11 лет и далее). Изменения внутри каждой из них количественные и линейные, а между стадиями — качественные. Для достижения завершающей стадии умственного развития необходимо последовательно пройти все предыдущие.
Литература
Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы Г. п. направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно сфера интересов ученых перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 30% жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии Г. п., является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980). В первый период своего творчества он открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Ж. Пиаже эгоцентризмом. Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта и ряд других. В России ведущим специалистом в области Г. п. считается И. В. Равич-Щербо. Она долгое время руководила лабораторией психогенетики психологического института РАО. Основной метод Г. п. – исследование однояйцевых близнецов, которые имеют одинаковый набор генов, но развиваются в разной среде. В настоящее время память и внимание недостаточно исследованы, а что касается интеллекта, то ученые считают, что примерно на 50–60% он определяется наследственностью и на 40–50% – средой.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЕНЕТЫЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / GENETIC PSYCHO LOGY (от греч. ȖİȞȘIJȦȢ– порождающий, происходящий от кого-то)– в широком смысле– отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онто- и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Цели и задачи Г. п.– выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. Один из важных методов Г. п.– близнецовый метод: исследование моно- и дизиготных близнецов в одинаковых и различных условиях среды, что позволяет определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Ф. Гальтоном. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно сфера интересов ученых перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно три четверти жизненного пути человека. Г. п. в узком значении– это направление, развившееся в рамках Женевской школы психологии. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий, детская логика, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Основатель Г. п.– швейцарский психолог Ж. Пиаже, он разработал метод клинической беседы. Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии, считая основой псхического развития развитие интеллекта, а этапы психического развития– это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление. Активность есть необходимое условие развития, т. к. схема отсутствует в готовом виде и является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом, при этом ребенок использует два механизма построения схемы– ассимиляцию и аккомодацию. Само развитие представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации. Также Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного «Я» (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Ж. Пиаже эгоцентризмом. В России ведущим специалистом в области Г. п. считается И. В. Равич-Щербо. Она долгое время руководила лабораторией психогенетики Психологического института РАО. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
271.63 кб

Отрицание как феномен психологической защиты: анализ социально-генетических аспектов

Чиркова Тамара Ивановна, Ступакова Ирина Николаевна
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме отрицания, как одной из форм психологической защиты.
Читать PDF
85.41 кб

Ю. И. Барашнев «Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет»

Новиков П. В.
Читать PDF
181.55 кб

Психологические и молекулярно-генетические механизмы снижения макиавеллизма при шизофрении

Алфимова Маргарита Валентиновна, Лежейко Татьяна Викторовна, Коровайцева Галина Ивановна, Голимбет Вера Евгеньевна
Больные шизофренией характеризуются нарушением социальных взаимодействий, которое ведет к ухудшению качества их жизни. Одним из проявлений этих нарушений является снижение макиавеллизма.
Читать PDF
720.49 кб

Учет психологических и генетических факторов риска в профилактике возникновения депрессии у женщин в

Силаева Анна Владимировна, Ракитин Сергей Сергеевич
Читать PDF
315.45 кб

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.
Читать PDF
275.35 кб

Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных о

Стрижова Елена Николаевна
Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости.