Психология денег ПСИХОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ

Найдено 8 определений термина ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

детская психология

отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Детская психология

отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко отличиться от применяемого другим. Внимание может быть сосредоточено на нормальном (адаптивном) или на патологическом; это может быть вспомогательное исследование или основное; оно может иметь отношение к мотивам и эмоциям, социализации, познанию, научению или вообще любому из процессов, изучаемых в психологии. Область фактически определяется и ограничивается только указанием возрастных границ; любые процессы, наблюдаемые в возрастном диапазоне от грудного до пубертатного периода, относятся к этой науке. См. развитие ребенка, психология развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Психология детская

межотраслевой раздел психологии, изучающий развитие психики ребенка, начиная от момента его зарождения и особенно фетального периода развития до пубертатного возраста (в среднем 12 лет). Внимание исследователей может быть сосредоточено при этом на нормальном (адаптивном) или на патологическом психологическом развитии, на изучении мотивов, эмоций, социализации, познания, научения, поведения и вообще на любом изучаемом в психологии психологическом процессе и состоянии. Результаты исследований детской психологии имеют существенное значение для описания и интерпретации психопатологических феноменов у пациентов детско-подросткового возраста, так как многие из упомянутых феноменов представляют собой результат патологического усиления, ослабления или искажения свойственных детям особенностей восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, самосознания и самовосприятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ

отрасль психологии, исследующая закономерности развития психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных типов деятельности. Основные экспериментальные стратегии:

1) исследования поперечные - когда анализируется динамика развития некоего процесса психического одновременно у детей разных возрастных групп;

2) исследования продольные - когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей в ходе длительного времени.

В психологии детской постулируется, что решающий фактор в развитии психическом детей есть усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности в условиях постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей детского организма и системы нервной. При овладении каждым видом деятельности, отражающим некие аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание деятельности внешней: от действий внешних, материальных с предметами - к выполнению действий внутренних, умственных. При этом каждому возрастному периоду свойственны специфические задачи развития, в ходе решения коих формируются некие формы деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Детская психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория. Раздел психологии.

Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности, происходящее на основе постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей организма и нервной системы ребенка. При овладении ребенком каждым видом деятельности, отражающим те или иные аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание внешней деятельности: от внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития, в решении которых формируются те или иные деятельности. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст.

Методы. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. child psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX - нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Ге-зелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вер-нон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника - А. В. Запорожец, Д. Б. Элъконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников - А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка - предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка - процесс, включающий моменты "самодвижения", возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 т.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15 -17/18 лет). См. Ведущая деятельность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Детская психология

child psychology) Д. п. изучает личность и поведение детей, обычно с того момента, как родители дают жизнь ребенку, и до достижения им половой зрелости (пубертата). Хотя нек-рые теоретики и исследователи включают в определения Д. п. еще и юность, большинство совр. авторов рассматривают период юности как отдельную область изучения. В прошлом Д. п. имела отношение и к нормальному, и к аномальному поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и рез-ты исслед. в области развития, воспитания и обучения детей, а тж в сфере детской психотерапии и консультирования. В сферу исследовательских интересов детских психологов входят соц. и эмоциональное развитие, физ. рост и совершенствование моторного поведения, научение и интеллектуальный рост, языковое развитие и развитие личности. Одни исследователи ограничивают свою работу рамками конкретного возрастного периода, такого как младенчество, пренатальный период, новорожденность или школьные гг. Др. сосредоточиваются на происходящих с возрастом изменениях в таких психол. конструктах, как познание, социализация, агрессия, зависимость, нравственное поведение, научение или достижение. Нек-рые темы - скажем, языковое развитие, - изучались как в аспекте возрастных особенностей конкретного поведения (напр., словарный запас, характерный для данного возраста, употребление определенных частей речи и т. д.), так и в аспекте психол. конструктов (напр., языковая социализация, язык и познание). В дидактических целях период детства обычно делят на неск. подпериодов, или стадий. Пренатальный период можно разделить на стадию зиготы (от 0 до 2 недель), стадию эмбриона (от 2 недель до 2 месяцев) и стадию плода (от 2 месяцев до рождения). Аналогично, постнатальный период можно разделить на младенчество, дошкольный возраст (раннее детство), среднее детство и позднее детство. История детской психологии В связи с Д. п. можно рассматривать, по меньшей мере, 4 вида истории. Онтогенетическая история - история организма от зачатия до смерти - составляет основу данных о челов. развитии. Филогенетическая история относится к эволюционному развитию вида. Третий вид истории касается изменений понятия "детство", происходящих со временем. Данное понятие связано с социокультурной историей семьи. Филип Мюллер выделил 4 периода в культурной истории семьи, соотнеся их с меняющимися взглядами на ребенка. Первый период: до 1750 г. Рождение и смерть ребенка были "естественными". Не существовало ни системы родовспоможения, ни достаточно эффективной медицины для поддержания жизни новорожденных. Поскольку процент младенческой смертности был весьма высок, к детям относились как к чему-то временному и легко заменимому, а потому не придавали им особого значения. Предполагалось, что в такой суровой обстановке дети быстро вырастают, и потому с ними обращались в значительной мере как с маленькими взрослыми. Второй период: с 1750 по 1880 гг. На детство стали смотреть как на период невинности: детей начали оберегать от суровых реалий взрослой жизни и считать их, как предлагал Руссо в своем "Эмиле", особыми существами, со своими собственными потребностями, специфичными для каждой стадии возрастного развития. Третий период: с 1880 по 1930 гг. К концу XIX в. начал резко падать уровень рождаемости. С появлением нуклеарной семьи как осн. воспроизводящей, общественной и культурной единицы родители стали больше заниматься воспитанием и обучением своих детей. Поощрения и наказания определялись желанием внушить детям строгие моральные принципы. Четвертый период: с 1930 г. по настоящее время. Согласно Мюллеру, семья наконец-то достигла в своем развитии стадии, на к-рой ребенку позволили занять привилегированное положение. На ребенка больше не смотрят как на легко заменимый, временный предмет потребления, и его больше не эксплуатируют как дешевую рабочую силу. Если продолжать сравнение, то теперь ребенок приобрел влиятельное положение "маленького принца", вокруг к-рого крутятся представители разных профессий, значительная часть рынка услуг и, естественно, большое количество законов. Т. о., характеристики семьи и наши представления о том, что значит быть ребенком, изменялись вместе с изменением демографической структуры населения нашей планеты. Четвертый вид истории, имеющий отношение к Д. п., - это ее собственная история развития. Большинство исслед. процессов развития касалось переменных или логических конструктов, интеллектуальный интерес к к-рым зародился еще в античной философии. Зачатки психологии сложились в философии и физиологии, и Д. п. не составляет исключения. Древнегреческие авторы описывали стадии развития и процесс социализации, а тж рассматривали такие практ. вопросы, как правильное воспитание (и обучение) детей. Однако начало Д. п. как науки можно связать с появлением "детских биографий", представлявших собой записи точных наблюдений (к-рые часто велись родителями) за развитием конкретного ребенка. Совр. влияния на Д. п. связаны с прогрессом в тестировании, а тж с развитием клинических центров помощи детям и родителям и крупных университетских центров исслед. детского поведения. Теории в детской психологии Поначалу теории Д. п. были преимущественно имплицитными. Поскольку на детей смотрели как на маленьких взрослых, то не было необходимости и в особых логических конструктах для объяснения их поведения. Вплоть до конца XIX в. и приобретения психологией статуса официальной дисциплины никаких широко известных теорий поведения ребенка не существовало. Одним из первых детских психологов был Гренвилл Стэнли Холл, предложивший биогенетическую теорию, согласно к-рой поведение, в основном, определяется биолог. развитием и генетической предрасположенностью. Создатель психоан. Зигмунд Фрейд придавал важное значение средовым и особенно соц. факторам в развитии поведения и личности ребенка. Фрейд одним из первых подчеркнул влияние раннего опыта на последующее поведение и роль бессознательного в объяснении поведения. Он постулировал, что люди в своем развитии проходят ряд психосексуальных стадий, к-рые определяются специфическим способом выражения либидо, или психич. сексуальной энергии. Жан Пиаже создал, вероятно, главную теорию, претендующую на объяснение когнитивного развития. Подход Пиаже к когнитивному развитию можно назвать стадиальным, поскольку каждая последующая ступень развития соотносится со все более сложным способом регистрации и обработки информ. индивидуумом, а тж ассимиляцией ее в ранее развитые ментальные структуры. Представители теории научения склонялись к тому, чтобы рассматривать поведение детей как базирующееся на средовых факторах, а не на факторах организма, и, подобно Фрейду, отводили организму скорее пассивную, чем активную роль в собственном развитии. Появление теории социального научения было в известном отношении рез-том стремления объединить психоаналитические понятия с понятиями классической теории научения. Методы исследования в детской психологии С того времени, когда Д. п. была представлена "детскими биографиями", ее теория и методы достигли значительного прогресса. Если дело касалось возрастных изменений к.-л. черты или поведения, для их изучения использовались два подхода. При лонгитюдном подходе исследователи наблюдают одних и тех же испытуемых на протяжении интересующего их отрезка времени и отмечают происходящие с возрастом изменения. При применении метода поперечных срезов исследователь производит замеры у испытуемых разного возраста. У каждого из этих подходов свои преимущества и ограничения. Нек-рые авторы предложили использовать комбинацию этих двух подходов в качестве более действенного метода, обладающего меньшим количеством недостатков. В Д. п. использовалось и используется множество конкретных методов исслед., в т. ч. анкеты, интервью, различные виды оценок (даваемых учителями, сверстниками и родителями), наблюдение, проективные методики, тесты личности и интеллекта и эксперименты. Спорные вопросы психологии развития Противоположные взгляды на ребенка как на субъекта действий или объект воздействий продолжают оставаться в Д. п. предметом острых разногласий и барьером, разделяющим теоретиков и экспериментаторов. Важным аспектом для детских психологов яв-ся тж относительное влияние на поведение ребенка средовых и генетических факторов. Наконец, детские психологи расходятся в отношении важности выделения стадий развития: одни теоретики понимают развитие как прохождение дискретных стадий, тогда как др. предполагают непрерывное развертывание личности и поведения с возрастом. См. также Стадии развития поведения ребенка, Развитие в раннем детстве, Развитие младенца, Неонатальное развитие Дж. П. Мак-Кинни

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — 0

Найдено книг по теме ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: