ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

детская психология

отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Детская психология
отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ
область знаний и научных исследований, касающихся психологических особенностей детей разного возраста, закономерностей их психологического развития. Название П.д. часто используется как общее, охватывающее несколько разных областей знаний, касающихся детей и имеющих дело с их психологией и поведением. Это, например, психология младенца, психология ребенка раннего возраста, психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка и психология старшего школьника. См. детство, психология возрастная, психология развития, развитие ребенка.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко отличиться от применяемого другим. Внимание может быть сосредоточено на нормальном (адаптивном) или на патологическом; это может быть вспомогательное исследование или основное; оно может иметь отношение к мотивам и эмоциям, социализации, познанию, научению или вообще любому из процессов, изучаемых в психологии. Область фактически определяется и ограничивается только указанием возрастных границ; любые процессы, наблюдаемые в возрастном диапазоне от грудного до пубертатного периода, относятся к этой науке. См. развитие ребенка, психология развития.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психология детская
межотраслевой раздел психологии, изучающий развитие психики ребенка, начиная от момента его зарождения и особенно фетального периода развития до пубертатного возраста (в среднем 12 лет). Внимание исследователей может быть сосредоточено при этом на нормальном (адаптивном) или на патологическом психологическом развитии, на изучении мотивов, эмоций, социализации, познания, научения, поведения и вообще на любом изучаемом в психологии психологическом процессе и состоянии. Результаты исследований детской психологии имеют существенное значение для описания и интерпретации психопатологических феноменов у пациентов детско-подросткового возраста, так как многие из упомянутых феноменов представляют собой результат патологического усиления, ослабления или искажения свойственных детям особенностей восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, самосознания и самовосприятия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЗІЦЯЧАЯ ПСІХАЛОГІЯ / CHILD PSYCHOLOGY– отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Д. п. изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирование возрастных и индивидуальных особенностей детей. Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа. Большую роль в развитии Д. п. сыграли лонгитюдные кросс-культурные исследования, раскрывающие вклад различных факторов в становление психических функций. Достижения Д. п. выступают методологическим основанием разработки и организации образовательного процесса. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ
отрасль психологии, исследующая закономерности развития психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных типов деятельности. Основные экспериментальные стратегии:
1) исследования поперечные - когда анализируется динамика развития некоего процесса психического одновременно у детей разных возрастных групп;
2) исследования продольные - когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей в ходе длительного времени.
В психологии детской постулируется, что решающий фактор в развитии психическом детей есть усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности в условиях постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей детского организма и системы нервной. При овладении каждым видом деятельности, отражающим некие аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание деятельности внешней: от действий внешних, материальных с предметами - к выполнению действий внутренних, умственных. При этом каждому возрастному периоду свойственны специфические задачи развития, в ходе решения коих формируются некие формы деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Детская психология
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности, происходящее на основе постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей организма и нервной системы ребенка. При овладении ребенком каждым видом деятельности, отражающим те или иные аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание внешней деятельности: от внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития, в решении которых формируются те или иные деятельности. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст.
Методы. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера психологии исследующая детерминанты-закономерности психоэволюции ребенка, имеет целый ряд общих проблем-методов с пед. психологией, псих. онтологией, педагогикой, с возрастной физиологией, а также с физ. выс. нерв.деятельности; в базальном абрисе исследования в области Д л. имеют непреходящее значение для педпрактики, потому что знание детерминантов психо-эволюции ребенка необходимо для эффективного управления процессами обучения и воспитания; предметом исследования Д.п. являются условия и эволюционные каузальности онтогенеза человеческой психики, эволюции дифференциальных психических процессов, таких как гностические, волевые, чувственно-эмотивные, в качестве изучения, исследования, применения для различных форм-матриц активности-деятельности ребенка, таких как, труд, учение, игры, активный досуг, игровой аспект; при исследовании возрастной специфики личности ребенка т.и. поперечные и продольные исследования; в дерном аспекте один и тот же психопроцесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп; во втором осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей, малых и больших групп, состоящих из детей; такой гностическо-исследовательский модус позволяет, в частности, проследить общий ход эволюции их психики; в западной психологии большой интерес представляют иссл. таких ученых-психологов, как: А.Бине, К.Бюлер, Ж.Пиаже, М.Вернон, К.Коффка и др., а в отеч. психологии работы П.Блонского, Л.Выготского, С.Рубинштейна, Д.Узнадзе, А.Лурия, А.Запорожца, П.Зинченко, Л.Божович, П.Гальперина и др.; с понятием Д.п. связан и другой термин-понятие — детство, кот. обозначает начальные фазы-периоды-циклы онтогенеза от рождения ребенка до подросткового возраста; детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), ранее детство (1—3 года), дошкольный возраст (3 года — б — 7 лет) и младший школьный возраст (6-7-10-11 лет).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
часть возрастной психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Теснейшим образом связана с педагогической психологией, педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией ВНД. Предметом Д.п. является изучение условий, движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирование качеств личности, возрастных и индивидуальных психических особенностей детей. Объект, изучаемый Д.п., представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений. Отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребенка, к–рый обладает определенными природными задатками и к–рый живет, действует и воспитывается в определенных социальных условиях. Методы Д.п. направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребенка, от его взаимоотношения с окружающими людьми. Изучение проблем Д.п. проводится либо с помощью лонгитюдного метода (см. Лонгитюдное исследование), либо посредством «поперечных срезов» (см. Метод поперечных срезов). Кроме этого используются: систематическое наблюдение, беседа, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисование, лепка, конструирование, литературное творчество), а также различные виды эксперимента (лабораторный и естественный). Существенное место занимает формирующий эксперимент, к–рый позволяет проследить, как при определенных условиях и при определенных воздействиях происходит формирование у детей тех или иных психических процессов или свойств. История Д.п. как самостоятельной отрасли знания началась в середине XIX в., до этого вопросы Д.п. разрабатывались внутри общей психологии. В ранний период становления Д.п. происходило накопление эмпирического материала путем наблюдения за ходом психического развития отдельных детей (дневниковые записи). В конце XIX – начале XX вв. появляются обобщающие работы, дающие либо суммарную характеристику психического развития ребенка, либо освещающие отдельные вопросы Д.п. Развитие Д.п. определялось требованиями педагогической практики и было связано с развитием смежных наук. Значительную роль в становлении и развитии Д.п. сыграли работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.Штерна, К. и Ш. Бюлер, а также работы Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, В.П.Зинченко, Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, С.Л.Рубинштейна, А.А.Люблинской, Н.А.Менчинской, Л.И.Божович, В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе, Р.Г.Натадзе, П.Я.Гальперина и др. В зарубежной литературе Д.п. особое место занимают работы Ж.Пиаже, А.Валлона, М.Мид, Э.Эриксона, Р.Заззо, Дж.Брунера, Б.Инельдер и др.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Детская психология
раздел психологии развития, изучающий закономерности психического развития ребенка. Исторически она сложилась в середине XIX в. при рассмотрении потребностей обучения и воспитания детей. Именно исследования в области Д. п. составили основу психологии развития как учения о целостном онтогенезе. И поныне около 90% исследований в рамках психологии развития касаются детского возраста.
Д. п. тесно связана с возрастной морфологией и физиологией, физиологией высшей нервной деятельности; педагогической, общей, дифференциальной и социальной психологией, а также с молодой областью научного знания — социологией детства.
Д. п. использует методы, разработанные в общей психологии, но отличается существенной спецификой их применения. При исследовании возрастных особенностей личности и психического развития ребенка проводятся сравнительные кросскультурные исследования. Применяется метод поперечных срезов, когда изучаются группы детей разного возраста. Это особенно ценно для получения нормативных показателей психического развития, возрастных норм. Метод продольного изучения (лонгитюдный) позволяет рассмотреть ход психического развития и дать его прогноз, установить преемственность между разными фазами, выявить влияние внешних (социальных) и внутренних факторов развития; при этом осуществляется длительное, многолетнее изучение одних и тех же групп детей. В Д. п. используется и близнецовый метод. Широкое распространение получили также методы наблюдения, дневниковых записей, которые были особенно распространены в конце XIX — начале и середине XX в.
В настоящее время весьма распространены эксперимент, тестовые методы, а так же формирующие, направленные на развитие как отдельных психических процессов (внимания, операций логического мышления, памяти и т. п.), так и личностных качеств (мотивации, систем отношений и т. п.). Большое место занимает исследование способностей, одаренности детей, особенностей детского коллектива и взаимоотношений со сверстниками. Поскольку в последнее время происходит заметная дифференциация школьного обучения и увеличивается вариативность программ, особую значимость приобрели исследования, посвященные влиянию, которое эти программы и условия обучения оказывают на процесс психического развития детей.
В последние годы появился еще один раздел Д. п. — пренатальная психология, изучающая психическое развитие человеческого плода в период внутриутробной жизни. Ее формирование связано с разработкой современных методов исследования и наблюдения за развитием плода (УЗИ и пр.), которые позволили обнаружить разнообразные проявления психической жизни (чувствительность — слуховая, вибрационная, хеморецепция, двигательная активность и др.) в этом периоде развития. Можно говорить даже о пренатальной педагогике.
Основы Д. п. в России заложены трудами И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского, по мнению которого, чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, нужно прежде узнать его — также во всех отношениях. Большой вклад в развитие Д. п. внесли труды П. Ф. Каптерева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева. Основные идеи и положения о закономерностях психического развития в детском возрасте были разработаны в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Б. Г. Ананьева. Систематические экспериментальные исследования детского периода были проведены А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, А. А. Люблинской, Н. А. Линчинской, Л. И. Божович, Е. Ф. Рыбалко и др. Эти многочисленные исследования послужили основанием для возникновения практической Д. п. и организации психологической службы в детских образовательных учреждениях, детских домах; благодаря им стало возможным создать сети кризисных служб, приюты для детей, центры по оказанию помощи наркозависимым детям, подросткам, юношам, для оказания помощи семьям в воспитании детей, а также в период подготовки к материнству и отцовству.
Литература
Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб., 2001.
КайлР. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
Мухина B. C. Психология детства и отрочества. М., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. child psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.
Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.
Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.
Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.
При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)
Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.
Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX - нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Ге-зелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вер-нон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).
В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника - А. В. Запорожец, Д. Б. Элъконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников - А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.
Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка - предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).
Психическое развитие ребенка - процесс, включающий моменты "самодвижения", возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.
Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 т.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15 -17/18 лет). См. Ведущая деятельность.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Детская психология
child psychology) Д. п. изучает личность и поведение детей, обычно с того момента, как родители дают жизнь ребенку, и до достижения им половой зрелости (пубертата). Хотя нек-рые теоретики и исследователи включают в определения Д. п. еще и юность, большинство совр. авторов рассматривают период юности как отдельную область изучения. В прошлом Д. п. имела отношение и к нормальному, и к аномальному поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и рез-ты исслед. в области развития, воспитания и обучения детей, а тж в сфере детской психотерапии и консультирования. В сферу исследовательских интересов детских психологов входят соц. и эмоциональное развитие, физ. рост и совершенствование моторного поведения, научение и интеллектуальный рост, языковое развитие и развитие личности. Одни исследователи ограничивают свою работу рамками конкретного возрастного периода, такого как младенчество, пренатальный период, новорожденность или школьные гг. Др. сосредоточиваются на происходящих с возрастом изменениях в таких психол. конструктах, как познание, социализация, агрессия, зависимость, нравственное поведение, научение или достижение. Нек-рые темы - скажем, языковое развитие, - изучались как в аспекте возрастных особенностей конкретного поведения (напр., словарный запас, характерный для данного возраста, употребление определенных частей речи и т. д.), так и в аспекте психол. конструктов (напр., языковая социализация, язык и познание). В дидактических целях период детства обычно делят на неск. подпериодов, или стадий. Пренатальный период можно разделить на стадию зиготы (от 0 до 2 недель), стадию эмбриона (от 2 недель до 2 месяцев) и стадию плода (от 2 месяцев до рождения). Аналогично, постнатальный период можно разделить на младенчество, дошкольный возраст (раннее детство), среднее детство и позднее детство. История детской психологии В связи с Д. п. можно рассматривать, по меньшей мере, 4 вида истории. Онтогенетическая история - история организма от зачатия до смерти - составляет основу данных о челов. развитии. Филогенетическая история относится к эволюционному развитию вида. Третий вид истории касается изменений понятия "детство", происходящих со временем. Данное понятие связано с социокультурной историей семьи. Филип Мюллер выделил 4 периода в культурной истории семьи, соотнеся их с меняющимися взглядами на ребенка. Первый период: до 1750 г. Рождение и смерть ребенка были "естественными". Не существовало ни системы родовспоможения, ни достаточно эффективной медицины для поддержания жизни новорожденных. Поскольку процент младенческой смертности был весьма высок, к детям относились как к чему-то временному и легко заменимому, а потому не придавали им особого значения. Предполагалось, что в такой суровой обстановке дети быстро вырастают, и потому с ними обращались в значительной мере как с маленькими взрослыми. Второй период: с 1750 по 1880 гг. На детство стали смотреть как на период невинности: детей начали оберегать от суровых реалий взрослой жизни и считать их, как предлагал Руссо в своем "Эмиле", особыми существами, со своими собственными потребностями, специфичными для каждой стадии возрастного развития. Третий период: с 1880 по 1930 гг. К концу XIX в. начал резко падать уровень рождаемости. С появлением нуклеарной семьи как осн. воспроизводящей, общественной и культурной единицы родители стали больше заниматься воспитанием и обучением своих детей. Поощрения и наказания определялись желанием внушить детям строгие моральные принципы. Четвертый период: с 1930 г. по настоящее время. Согласно Мюллеру, семья наконец-то достигла в своем развитии стадии, на к-рой ребенку позволили занять привилегированное положение. На ребенка больше не смотрят как на легко заменимый, временный предмет потребления, и его больше не эксплуатируют как дешевую рабочую силу. Если продолжать сравнение, то теперь ребенок приобрел влиятельное положение "маленького принца", вокруг к-рого крутятся представители разных профессий, значительная часть рынка услуг и, естественно, большое количество законов. Т. о., характеристики семьи и наши представления о том, что значит быть ребенком, изменялись вместе с изменением демографической структуры населения нашей планеты. Четвертый вид истории, имеющий отношение к Д. п., - это ее собственная история развития. Большинство исслед. процессов развития касалось переменных или логических конструктов, интеллектуальный интерес к к-рым зародился еще в античной философии. Зачатки психологии сложились в философии и физиологии, и Д. п. не составляет исключения. Древнегреческие авторы описывали стадии развития и процесс социализации, а тж рассматривали такие практ. вопросы, как правильное воспитание (и обучение) детей. Однако начало Д. п. как науки можно связать с появлением "детских биографий", представлявших собой записи точных наблюдений (к-рые часто велись родителями) за развитием конкретного ребенка. Совр. влияния на Д. п. связаны с прогрессом в тестировании, а тж с развитием клинических центров помощи детям и родителям и крупных университетских центров исслед. детского поведения. Теории в детской психологии Поначалу теории Д. п. были преимущественно имплицитными. Поскольку на детей смотрели как на маленьких взрослых, то не было необходимости и в особых логических конструктах для объяснения их поведения. Вплоть до конца XIX в. и приобретения психологией статуса официальной дисциплины никаких широко известных теорий поведения ребенка не существовало. Одним из первых детских психологов был Гренвилл Стэнли Холл, предложивший биогенетическую теорию, согласно к-рой поведение, в основном, определяется биолог. развитием и генетической предрасположенностью. Создатель психоан. Зигмунд Фрейд придавал важное значение средовым и особенно соц. факторам в развитии поведения и личности ребенка. Фрейд одним из первых подчеркнул влияние раннего опыта на последующее поведение и роль бессознательного в объяснении поведения. Он постулировал, что люди в своем развитии проходят ряд психосексуальных стадий, к-рые определяются специфическим способом выражения либидо, или психич. сексуальной энергии. Жан Пиаже создал, вероятно, главную теорию, претендующую на объяснение когнитивного развития. Подход Пиаже к когнитивному развитию можно назвать стадиальным, поскольку каждая последующая ступень развития соотносится со все более сложным способом регистрации и обработки информ. индивидуумом, а тж ассимиляцией ее в ранее развитые ментальные структуры. Представители теории научения склонялись к тому, чтобы рассматривать поведение детей как базирующееся на средовых факторах, а не на факторах организма, и, подобно Фрейду, отводили организму скорее пассивную, чем активную роль в собственном развитии. Появление теории социального научения было в известном отношении рез-том стремления объединить психоаналитические понятия с понятиями классической теории научения. Методы исследования в детской психологии С того времени, когда Д. п. была представлена "детскими биографиями", ее теория и методы достигли значительного прогресса. Если дело касалось возрастных изменений к.-л. черты или поведения, для их изучения использовались два подхода. При лонгитюдном подходе исследователи наблюдают одних и тех же испытуемых на протяжении интересующего их отрезка времени и отмечают происходящие с возрастом изменения. При применении метода поперечных срезов исследователь производит замеры у испытуемых разного возраста. У каждого из этих подходов свои преимущества и ограничения. Нек-рые авторы предложили использовать комбинацию этих двух подходов в качестве более действенного метода, обладающего меньшим количеством недостатков. В Д. п. использовалось и используется множество конкретных методов исслед., в т. ч. анкеты, интервью, различные виды оценок (даваемых учителями, сверстниками и родителями), наблюдение, проективные методики, тесты личности и интеллекта и эксперименты. Спорные вопросы психологии развития Противоположные взгляды на ребенка как на субъекта действий или объект воздействий продолжают оставаться в Д. п. предметом острых разногласий и барьером, разделяющим теоретиков и экспериментаторов. Важным аспектом для детских психологов яв-ся тж относительное влияние на поведение ребенка средовых и генетических факторов. Наконец, детские психологи расходятся в отношении важности выделения стадий развития: одни теоретики понимают развитие как прохождение дискретных стадий, тогда как др. предполагают непрерывное развертывание личности и поведения с возрастом. См. также Стадии развития поведения ребенка, Развитие в раннем детстве, Развитие младенца, Неонатальное развитие Дж. П. Мак-Кинни

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.40 мб

Сказкотерапия в работе детского психолога

Вачков Игорь Викторович
Общее представление о сказкотерапии Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов.
Читать PDF
140.11 кб

Агиологическая психология детской святости

Абраменкова В. В.
Может ли святость стать предметом научного изучения, задает вопрос автор статьи и, отвечая на него, впервые обращает внимание исследователей на особый тип святости детский чин и особые традиции почитания детей-святых в Русской Пра
Читать PDF
296.57 кб

Детская психология в воспитательном процессе

Байкин С.А.
Тезисы к конференции «Учебная деятельность студентов, обучающихся по направлению «Педагогика»: диагностика, структура, психологическая и педагогическая регуляция».
Читать PDF
135.26 кб

Психологические условия развития детского творчества

Тютюнник Владимир Иванович
Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности.
Читать PDF
2.26 мб

Детская тревожность в практике медицинского психолога

О. Т. Лайзан, Е. А. Жарикова
В статье рассмотрен психологический аспект детской тревожности на примере случаев из практики. Особый акцент уделен методам психокоррекции с учетом личностно-ориентированного подхода.
Читать PDF
864.34 кб

Психологический взгляд на детское шоу по «Взрослым» правилам

Завоеванная Н.С.
Статья посвящена влиянию опыта участия в детских шоу с жесткими правилами на психологическое состояние и развитие личности ребенка и подростка.
Читать PDF
155.05 кб

Психологическое исследование правосознания в детском возрасте

Есикова Татьяна Владиславовна
Предлагается исследование правового сознания в детском возрасте.
Читать PDF
261.75 кб

Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы

Зверева Н. В., Коваль-зайцев А. А.
По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007), распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%.
Читать PDF
963.56 кб

Детская клиническая психология: история и современное состояние

Зверева Наталья Владимировна, Горячева Татьяна Германовна
В статье рассматривается история возникновения, особенности становления в мировой и отечественной науке и практике направления медицинской психологии детской клинической психологии (синонимы: клиническая психология детства, клинич
Читать PDF
451.53 кб

Психологические особенности феномена стойкости в детском возрасте

Магомед-эминова Ольга Ильинична
Данная работа посвящена изучению феномена стойкости в детском возрасте.
Читать PDF
1.17 мб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Игембаева К.С.
В данной статье раскрываеться вопрос института семьи. В особенности влияния семьи на формирование личности детей.
Читать PDF
397.88 кб

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного общения детей различных возраст
Читать PDF
2.39 мб

Теория развития в психоанализе и в отечественной детской психологии

Васильева Н.Л.
В статье проводится сравнительный анализ теорий развития в детском психоанализе и в отечественной психологии развития.
Читать PDF
199.15 кб

Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века)

Омельчанко Е. В.
В статье рассматривается история возникновения и развития в Германии одной из основных отраслей психологической науки детской психологии, представлен целостный обзор ее состояния в конце XIX начале XX столетия.
Читать PDF
172.17 кб

Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии

Гарибашвили Т. И.