Психологический эксперимент

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Психологический эксперимент
совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЭКСПЕРИМЕНТ психологический
(лат. experimentum — проба, опыт) — основной метод психологической науки, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.); важнейшие свойства Э.: возможность (как правило) повторения и (при правильной организации) соответствие принципу единства теории и практики. Взаимодействие Э. с наблюдением было так раскрыто И. П. Павловым: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (Полн. собр. соч. М., 1951, т. II, кн. 2, с. 274).
Э.п.— моделирование изучаемого психического явления для его изучения и выявления влияния на него определенных факторов.
Различают следующие виды Э. п.: естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий. Выделяют особый вид Э.— мысленный Э.
Синоним (устаревающий) — опыт.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психологический эксперимент
от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э. (см. Пилотажное исследование), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. - experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение Э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения Э. в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.06 кб

Психологический эксперимент в контексте проблемы сложности

Стебаков Д.А.
В статье обсуждаются тенденции и проблемы экспериментальной практики в психологической науке в контексте проблемы сложности.
Читать PDF
667.68 кб

Дискуссия о тестах интеллекта как социально-психологический эксперимент

Ушаков Дмитрий Викторович
It is argued that discussions about intelligence tests reveal their participants' different values. The value of equality requires that social reward should be a result of individual effort, and not a privilege given by birth etc.
Читать PDF
5.18 мб

Психологические аспекты феномена анорексии (экспериментальное исследование)

Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна
В настоящем экспериментальном исследовании получен материал, который отражает психологические проблемы современной молодежи. Пропаганда здорового образа жизни должна быть основой для формирования ценностных ориентаций студентов.
Читать PDF
1.58 мб

Исследование надежности малых групп в социально- психологическом эксперименте

Сарычев Сергей Васильевич
В статье представлены итоги экспериментального исследования социально-психологических аспектов надежности малых групп в напряженных ситуациях совместной деятельности.
Читать PDF
278.31 кб

Экспериментальное исследование факторов развития психологической компетентности учителя

Каплунович С. И.
Представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи уровня психологической компетентности педагогов со стажем профессиональной деятельности, анализ психологической составляющей программ профессиональной подготовки в ву
Читать PDF
320.45 кб

Опыт экспериментально-психологического исследования учебно-важных качеств у детей 6-7 лет

Носкова Наталья Витальевна, Мингалева Ольга Борисовна, Асабаева Татьяна Геннадьевна
Исследование позволило привлечь внимание педагогов ДОУ к слабым звеньям в структуре психологической готовности к обучению в школе уже в начале учебного года и обеспечило целенаправленный характер работы в течение всего года.
Читать PDF
172.42 кб

Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта

Дорошева Ольга Александровна
В статье рассмотрены представления о психологической компетентности у студентов 4-го, 5-го курсов факультета психологии и у судебных психологов-экспертов
Читать PDF
200.12 кб

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А. Д., Тытарь Е. Т., Тулынина А. Ю., Дорофеева Г. А., Евтушенко А. Ю.
Читать PDF
154.49 кб

Психологический анализ эксперимента по формированию профессионального самосознания студентов

Семенова Елена Александровна
В статье дается теоретический анализ основных подходов к проблеме профессионального самосознания, даны определения понятия «профессиональное самосознание».
Читать PDF
530.30 кб

Экспериментальные исследования психологических и психофизиологических характеристик водителей

Павловская О.В.
Вопрос о мерах обеспечения безаварийного управления автотранспортом является в настоящее время дискуссионным и требует системного подхода.
Читать PDF
325.36 кб

Взрослые дети алкоголиков: суицидологические и экспериментально-психологические характеристики

Меринов А. В., Шустов Д. И., Лукашук А. В.
Взрослые дети алкоголиков давно привлекают внимание ученых и за рубежом и в нашей стране.
Читать PDF
549.67 кб

Проблема психологической совместимости в группах: экспериментальная проверка концепции Р. Акоффа

Супрун Анатолий Петрович, Янова Наталья Геннадьевна
Представлен новый экспериментальный подход к исследованию психологической совместимости в группах. На основании разработанного подхода проведена экспериментальная проверка теории Р.
Читать PDF
225.85 кб

Экспериментально-психологическая и клиническая оценка состояния гнева у ветеранов боевых действий

Колов Сергей Александрович, Остапенко Анастасия Викторовна
Исследовалась модель взаимосвязей агрессивного поведения комбатантов с уровнем боевого стресса, агрессией как свойством личности и симптомами посттравматического стрессового расстройства.
Читать PDF
233.67 кб

Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье

Сорокоумова Елена Александровна, Вахрушина Марина Олеговна
В статье приводятся результаты экспериментального исследования психологических аспектов самореализации женщин в семье.
Читать PDF
138.54 кб

Безопасность подростков как социально-психологическая проблема: опыт теоретического и эксперименталь

Денисова Виктория Владимировна
Статья посвящена одной из острых и важных проблем современного общества – обеспечению безопасности детей и подростков, а также формированию у них навыков безопасного поведения.

Похожие термины:

  • Экспериментально-психологический тест

    (от лат. experior - испытывать, узнавать, греч. psyche - душа, logos - наука, учение и англ. test - испытание, исследование). Общее название методов исследования некоторых сторон психической деятельности (памяти, в
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    общее название способов изучения психологических функций (внимания, памяти и т.д.) с помощью опросников, психометрических и клинометрических тестов или заданий, которые моделируют реальные жизне