ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
совокупность психолого-педагогических, инженерно-психологических, психофизиологических, индивидуально-психологических вопросов, возникающих при проектировании и эксплуатации современных технических средств подготовки операторов, построенных по принципу моделирования (имитации) реального технологического процесса или технического устройства. Особое значение П. п. т. о. приобрели в связи с обострением проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, обслуживающих современные производства или управляющих сложнейшими техническими устройствами. Высокая цена человеческой ошибки не допускает возможности поиска оптимальных способов управления ими путем случайных проб. Поэтому основная нагрузка по формированию психологической структуры профессиональной деятельности переносится на тренажеры. Если в первые годы тренажерного обучения основные усилия направлялись на достижение физического сходства тренажера и моделируемого процесса или объекта, то позднее акцент сместился в сторону психологического подобия — соответствия психологических механизмов, формируемых с помощью тренажера, механизмам, обеспечивающим успешную профессиональную деятельность специалиста. Поэтому актуальными становятся проблемы: 1) построение психологической модели формирования продеятельности; 2) выявление ее ключевых характеристик и параметров; 3) определение перечня компонент, которые целесообразно формировать с помощью тренажеров; 4) разработка психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения тренажеров. Психологический подход к проблеме использования тренажеров нередко снимает надобность применения крайне трудоемких в создании и дорогостоящих полномасштабных тренажеров, позволяет заменить их функциональными тренажерами, с помощью которых формируются многие ключевые элементы психологической структуры профессиональной деятельности.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г