ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
вид формирования личности, цель которого выявление индивидуальных психологических особенностей и развитие способностей к определенной деятельности, формирование ее мотивизации. П. п.— неотъемлемая часть управления деятельностью личности и коллектива, особенно при выполнении ее в экстремальных условиях.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение» – комплекс целенаправленных воздействий на психику человека, имеющих цель детерминировать его возможность осуществить определённый вид деятельности. Различают общую П.п. и специальную П.п. Так, например, в спорте для повышения способности к перенесению интенсивных физических и психологических нагрузок спортсмены проходят общую П.п. Однако для обеспечения достижений и высоких результатов в конкретном виде спорта, имеющем свою специфику воздействия на личность, необходимо пройти специальную П.п., в которой учтены особенности воздействия данного вида спорта на его психологическую сферу.
Психологическая подготовка
специально организованный процесс приведения психологических характеристик человека в соответствие некоторым требованиям (внутренним или внешним). Она проводится согласно модели специалиста (см. Психологическая модель специалиста), и ее результатом оказывается психологическая готовность.
Содержание П. п. определяется содержанием требований, по которым она осуществляется (требования профессиональной деятельности, обучения, семейной жизни и т. п.). Специфика ее состоит в том, что в отличие от других форм обучения, направленных на формирование знаний, умений и навыков, конечным результатом П. п. становится формирование мотивов и специальных способностей, соответствующих требованиям.
Эта специфика определяет формы и методы подготовки, к которым относятся:
-специальные процедуры (тренинги, деловые игры, индивидуальное и групповое консультирование, упражнения, медитация и т. п.);
-создание условий, благоприятствующих реализации требований: к примеру, формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение необходимыми материальными ресурсами, организация пространства и т. п.
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
Содержание П. п. определяется содержанием требований, по которым она осуществляется (требования профессиональной деятельности, обучения, семейной жизни и т. п.). Специфика ее состоит в том, что в отличие от других форм обучения, направленных на формирование знаний, умений и навыков, конечным результатом П. п. становится формирование мотивов и специальных способностей, соответствующих требованиям.
Эта специфика определяет формы и методы подготовки, к которым относятся:
-специальные процедуры (тренинги, деловые игры, индивидуальное и групповое консультирование, упражнения, медитация и т. п.);
-создание условий, благоприятствующих реализации требований: к примеру, формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение необходимыми материальными ресурсами, организация пространства и т. п.
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. П. п. к выполнению конкретной задачи – это воздействие на личность, группу с целью настройки на выполнение этой задачи и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей, др. качеств в процессе предстоящей деятельности. П. п. должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. П. п. спортсмена, врача, учителя, руководителя имеет свои особенности. Есть и общие черты в П. п. представителей разных профессий. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, знаний, навыков, умений, нравственных черт человека. П. п. является целенаправленным процессом обучения, воспитания, освоения технологии определенного вида деятельности, овладения опытом. П. п. к выполнению конкретной задачи предполагает в сложившейся ситуации активизацию возможностей человека, мобилизацию его духовных и физических сил, всего творческого потенциала. П. п. является важным видом профессиональной подготовки конфликтолога. Деятельность конфликтолога относится к очень сложным социальным видам деятельности. Она может протекать в экстремальных условиях. Разработка методологии, теории, методов и методик общей и специальной П. п. конфликтологов является перспективной и важной задачей конфликтологии.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих оператору сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тренировки необычных (в том числе и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования навыки в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознательного контроля за протеканием психических процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре профессиональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки используются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренажеры памяти, внимания, реакций и др. Хорошие результаты в плане П. п. дают также специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутогенная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддержки оператора:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПСІХАЛАГІЧНАЯ ПАДРЫХТОЎКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION– формирование у специалиста, предназначенного для действий в сложных, трудных, нештатных или экстремальных ситуациях, психологических ресурсов, необходимых для успешного достижения целей деятельности. В качестве психологических ресурсов (условий) специалисты чаще всего рассматривают психологическую готовность, психическую устойчивость, целевой психологический ресурс. Потребность в П. п возникает вследствие того, что между профессиональной подготовкой и реальными требованиями рабочего места существует определенная психологическая дистанция. Проявление этой дистанции в деятельности сопряжено с комплексом когнитивных трудностей и негативных переживаний, существенно снижающих эффективность деятельности. Чем объемнее и значительнее этот комплекс, тем серьезнее негативные последствия, которые порой ставят под сомнение профессиональную пригодность специалиста и ценность его профессиональной выучки. Устранение или максимальное сокращение этой дистанции осуществляется с использованием различных схем, реализуемых в разных научных подходах. В рамках объективной психологии это достигается формированием у различных категорий населения (например, у детей) и специалистов (например, у военнослужащих) психологической упругости за счет развития у них оптимистического видения событий и навыков эффективного копинга. В русле стресс-факторного подхода специалисты психологически готовятся к действиям в условиях доминирующих стресс-факторов деятельности (новизна, неопределенность, опасность, недостаток, избыток или противоречивость информации, высокая ответственность, большая физическая нагрузка, многозадачность, соревновательность и др.). В рамках системно-ситуативного анализа деятельности принципиальная схема П. п. включает осуществление системно-ситуативной оценки различных ситуаций их реальными участниками, выявление психологических трудностей каждой ситуации и П. п. специалистов к успешному преодолению этих трудностей. Модельный подход к П. п. предполагает предварительное построение с помощью экспертного опроса психологической модели предстоящей деятельности, прогнозирование и описание ожидающихся психологических трудностей и подготовка специалистов к действиям в прогнозируемых психологических условиях. Выделяют общую, специальную и целевую П. п. Общая П. п. направлена на формирование у специалистов стрессоустойчивой психики, эффективных копинг-стратегий, навыков психической саморегуляции. Специальная П. п. имеет целью развитие у специалистов психологических установок, знаний, конкретных умений, навыков и привычек поведения, являющихся психологическим ресурсом их деятельности. Целевая П. п. сводится к визуализации схемы предстоящей деятельности, эмоциональному настрою и созданию волевого напряжения для достижения ее цели. Иногда общую и специальную П. п. квалифицируют как предварительную, а целевую– как непосредственную. А. Г. Караяни