Психогенные аномальные реакции

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Психогенные аномальные реакции
Термин «психогенная реакция» - общее название патологических изменений психической деятельности, возникающих в ответ на психическую травму или психическое напряжение и находящихся с ними в психологически понятных связях. Типичным признаком аномальных реакций является неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию. П. а. р. бывают: а) невротические (психогенные) реакции (см.); б) психопатические (ситуационные) реакции (см.); в) психохарактерологические реакции (см.); г) реакции оппозиции (см.); д) реакции отказа (см.); е) реакции имитации (см.); ж) отрицательная реакция имитации (см.); з) реакции компенсации (см.); и) патологические поведенческие реакции (см.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Психогенные аномальные реакции

Термином «психогенная реакция» называются патологические изменения психической деятельности, возникающие в ответ на психическую травму или психическое напряжение и находящиеся с ними в психологически понятных связях.
Характерным признаком аномальных реакций является неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию.
Невротическими (психогенными) являются также реакции, содержание которых критически оценивается пациентом и которые проявляются главным образом вегетативными и соматическими расстройствами.
Психопатическим (ситуационным) реакциям свойственна недостаточность критического отношения к ним. Психопатические реакции оцениваются как реакции личности, однако реакции личности – понятие более широкое. Под реакцией личности понимают ограниченное во времени состояние измененного поведения, обусловленное теми или иными ситуационными воздействиями, которые являются субъективно значимыми для личности. Характер и выраженность реакции определяются, с одной стороны, воздействиями среды, с другой – особенностями личности, включая историю ее развития, социально и биологически детерминированными компонентами.
Патохарактерологические реакции проявляются в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождающихся соматовегетативными и другими невротическими расстройствами и приводящих к временным нарушениям социальной адаптации.
Условно выделяют реакции оппозиции, отказа, имитации, компенсации, гиперкомпенсации.
Реакции оппозиции возникают при предъявлении ребенку или подростку чрезмерных требований и в результате утраты им привычного внимания и заботы со стороны близких и особенно матери. Проявления таких реакций различны – от уходов из дома, прогулов школы до попыток самоубийства, часто носящих демонстративный характер.
Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение и проявляются в отказе от контактов, игр и иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свидетельствуют о выраженном инфантилизме.
Реакции имитации проявляются в подражании в поведении определенному лицу, литературному или кинематографическому герою, лидерам подростковых компаний, кумирам молодежной моды.
Отрицательная реакция имитации проявляется в том, что все поведение строится как противоположное определенному лицу, в противопоставление грубому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скандалы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжелательность, заботливость о близких.
Реакции компенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Для примера: физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе, и, наоборот, затруднения в учебе компенсируются определенными формами поведения, смелыми поступками, озорством.
Патологические поведенческие реакции характеризуют следующие признаки:
1) склонность к генерализации, т. е. они могут возникать в разных ситуациях и в связи с неадекватными причинами;
2) склонность к повторению однотипных поступков по разному поводу;
3) превышение определенного порога нарушений поведения;
4) нарушение социальной адаптации (А. Е. Личко).

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005