ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Психодиагностика внимания
совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей и качеств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и т. д.).

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ
совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости). Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в частности при анализе ошибочных действий оператора, прогнозировании успешной деятельности, проведении профессионального отбора, организации контроля функционального состояния и пр. Это обусловлено тем, что для многих видов операторской деятельности качества внимания относятся к числу профессионально важных качеств оператора. Большинство тестов для оценки качеств внимания являются сравнительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (см. Корректурная проба). В психодиагностической практике для исследования внимания применяются такие методики, как тест Бурдона (см. Корректурная проба), таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др. Одной из наиболее распространенных методик являются таблицы Шульте. В них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Задача испытуемого заключается в том, чтобы отыскать и показать числа в порядке их возрастания. Это он проделывает с пятью различными таблицами. Основной показатель — время выполнения задания. По результатам работы строится «кривая истощаемости»; отражающая устойчивость внимания и динамику работоспособности. Модификацией таблиц Шульте является красночерная таблица Ф. Д. Горбова, которая служит для оценки переключения внимания. Для оценки избирательности и концентрации внимания рекомендуется методика Мюнстерберга, в которой среди случайного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — как можно скорее просматривая текст, подчеркнуть эти слова. Помимо бланковых тестов для П. в. могут использоваться и аппаратурные методики. Примером ее является прибор «Аттенциометр» (Е. А. Милерян). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно он должен следить за. лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления. Успешное решение задачи обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ
совокупность приемов и методик, направленных на получение диагноза психологического особенностей и качеств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и т. д.).
Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Различные по характеру
и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое
исследование особенностей внимания в клинической психодиагностике. Различные стороны внимания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессиональной, особенно при отборе персонала.
Большинство специализированных тестов для оценки качеств внимания являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (напр., корректурная проба и ее варианты, тест Тулуза — Пьерона и т. д.).
Для исследования особенностей внимания, работоспособности и утомляемости больных Е. Крепелиным (1895) предложено несколько простых проб, напр. испытуемому дается бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нужно складывать в уме.
Результат оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание заключается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Испытуемый также считает в уме, называя вслух только промежуточные результаты.
Возможен вариант пробы для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, напр. 7 и 8.
Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Щульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 37). Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными
таблицами. Основной показатель — время выполнения. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (см. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА).
Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый должен вначале
отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убывающем порядке показать красные. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке.

В числе других примеров теста внимания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «.психологических профилей», Общих способностей батареи тестов.
Распространенным в зарубежной психологической диагностике тестом внимания является Konzentration — Leistung-Test (KLT), предложенный Дюкером и Лейнертом и заключающийся в выполнении простых счетных операций. Продолжительность теста 20 мин, результат
оценивается по проценту ошибок от количества решений. Коэффициент надежности теста — 0,86—0,92, валидности коэффициент по связи с критерием школьной успеваемости — 0,20—0,30 (0,39 — по успешности изучения математики).
В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуемого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вынесено на основании работы испытуемого над любым по характеру
экспериментальным заданием.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.