Профессиональные установки

Найдено 1 определение
Профессиональные установки
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.
Категория. Система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий.
Специфика. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность).
Динамика. Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю.).
Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (Jaide W.). Индивидуальные реакции - в которых проявляются профессиональные установки - на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы.
Диагностика. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом - "Шкала зрелости профессиональных установок".
Исследования.
Литература. Super D.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957;
Jaide W. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966;
Crites J.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /Heer E.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p. 296-320;
Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, № 2

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.07 кб

Профессиональная установка курсанта вуза МВД и ее структура

Резепин А. В.
Читать PDF
281.01 кб

Профессионально- ценностная установка как объект исследования

Косолапов Александр Николаевич
В статье автор актуализирует проблему профессионально-ценностной установки применительно к специалистам социально-культурной сферы деятельности, рассматривает подходы к исследованию ее сущностных основ и специфических особенностей
Читать PDF
387.03 кб

Мотивация достижения как основа профессионально-ценностной установки

Косолапов Александр Николаевич
В статье автор раскрывает роль мотивации достижения в процессе формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста социально-культурной сферы деятельности, рассматривает мотивацию достижения как основу реализаци
Читать PDF
867.70 кб

О профессиональных ценностных установках трудового поведения бухгалтеров

Миславская Наталья Анатольевна
Предмет.
Читать PDF
10.79 мб

Субъектные установки как условие формирования профессиональной позиции учителя

Юдина Ольга Юрьевна
Рассматриваются вопросы формирования профессиональной позиции учителей, представлены результаты эксперимента по формированию профессиональной позиции учителей путем развития субъектных установок.
Читать PDF
265.79 кб

Профессиональные ценностные установки сотрудников уголовно-исполнительной системы

Самойлик Н.А.
В статье рассмотрены особенности профессиональных ценностных установок сотрудников исправительных учреждений.
Читать PDF
386.82 кб

Социально-психологические установки в профессиональном общении сотрудников полиции

Уразаева Г. И., Власова О. В.
В статье рассматриваются социально-психологические установки как механизм регуляции профессионального общения сотрудника полиции, их неосознаваемые и осознаваемые эффекты в поведении.
Читать PDF
287.07 кб

Ценностные ориентации и профессиональные установки студентов педагогического колледжа

Бакирова Зарина Халимовна
В данной статье представлено исследование динамики ценностных ориентаций студентов Уфимского педагогического колледжа № 1.
Читать PDF
463.52 кб

МОЛОДЫЕ ЧИНОВНИКИ РЕГИОНА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УСТАНОВКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проказина Наталья Васильевна
На основе результатов исследования, проведенного лабораторией кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления РАНХиГС под руководством автора статьи1, представлены основные характеристики молодог
Читать PDF
2.47 мб

Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности

Конюхова Екатерина Тимофеевна
Возросший интерес к успешности человека труда актуализирует возможность углубления теории установки, расширения ее видов, описания системности и структурной целостности выделенного феномена установки личности на успешность в профе
Читать PDF
167.25 кб

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮРИСТОВ

Пухарева Татьяна Сергеевна
Статья посвящена теоретико-эмпирическому исследованию социально-психологических установок и ценностных ориентаций юристов.
Читать PDF
580.18 кб

Профессиональные установки педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях

Дарвиш Олеся Борисовна
Статья посвящена сравнению установок педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях.
Читать PDF
2.01 мб

Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов

Конюхова Е. Т.
Читать PDF
4.31 мб

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования1

Исаев Илья Федорович, Ерошенкова Елена Ивановна
В статье рассматриваются вопросы определения сущности и технологии формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста, определены основные субъекты и возможные пути организации психолого-педагогического сопрово
Читать PDF
83.97 кб

Цель системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза

Пудовкина Наталья Владимировна
Дается анализ цели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса, которая рассматривается в качестве начального звена формирования их социально-профессиональной компетен

Похожие термины: