профессиональное самосознание
профессиональное самосознание
совокупность знаний человека о своем внутреннем мире,чувствах,профессиональных интересах,способностях,своей оценки внешнего мира и других людей,своего положения в системе производства и производственных отношений. Профессиональное самосознание осуществляется через сознание своей профессиональной деятельности,но и прежде всего через осознание других людей,их реального взаимоотношения с внешним миром.Осознавая другого человека,воздействующего на внешний мир и изменяющего этот мир,человек приходит к осознанию себя как субъекта профессиональной деятельности. В основе данного процесса лежит познавательная деятельность человека,связанная с оценкой профессиональной деятельности других людей, которые в свою очередь также оценивают его деятельность.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Профессиональное самосознание
комплекс представлений человека о себе как профессионале, система отношений и установок к профессиональному сообществу и к себе как к его члену. П. с. — часть самосознания личности; формируется в процессе ее профессионального развития. Оно имеет сложную структуру, включающую эталонный образ профессионала, осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии.
На этапе профессионального выбора и обучения — это образ будущей профессии, который уточняется и дополняется по мере знакомства с ней. Сначала он часто бывает искаженным, в нем присутствуют только внешние или наиболее привлекательные атрибуты профессии (красивая форма, романтика приключений и т. д.). Образ своего профессионального Я включает знание о собственных сильных и слабых сторонах, степени соответствия требованиям профессии.
В структуре П. с. важную роль играет отношение к себе как профессионалу, самооценка человеком отдельных своих качеств, достижений, своего места в профессиональном сообществе, степень признания. Профессиональная самооценка опирается на ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра) и идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем) самооценку. Она складывается под влиянием оценок других людей, собственных профессиональных достижений и притязаний. Положительная самооценка составляет основу позитивной Я-концепции (см. Я-образ), которая характеризуется принятием себя, самоуважением, уверенностью в себе, что способствует повышению эффективности работы, удовлетворенности профессией, выраженному стремлению к самореализации. Негативная Я-концепция создает ощущение неуверенности в своих силах, человек боится ставить серьезные профессиональные цели, ощущает себя ненужным, неудовлетворен профессиональной деятельностью.
По мере роста профессионализма меняются профессиональное самосознание, расширяясь благодаря включению новых признаков профессии, изменению требований к субъекту, и критерии самооценки, требования к себе как профессионалу (они могут повышаться или понижаться). На самосознание влияет профессиональная среда, она может побудить человека пересмотреть профессиональные эталоны и самооценку.
В процессе профессионального развития расширяется профессиональное самосознание, преодолеваются стереотипы образа профессионала, складывается целостное видение себя в контексте всей деятельности. Формируется профессиональная идентичность — профессиональный Я-образ, включающий профессиональные стереотипы и неповторимость собственного Я, осознание своей тождественности с Я-образом профессиональным.
Литература
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
На этапе профессионального выбора и обучения — это образ будущей профессии, который уточняется и дополняется по мере знакомства с ней. Сначала он часто бывает искаженным, в нем присутствуют только внешние или наиболее привлекательные атрибуты профессии (красивая форма, романтика приключений и т. д.). Образ своего профессионального Я включает знание о собственных сильных и слабых сторонах, степени соответствия требованиям профессии.
В структуре П. с. важную роль играет отношение к себе как профессионалу, самооценка человеком отдельных своих качеств, достижений, своего места в профессиональном сообществе, степень признания. Профессиональная самооценка опирается на ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра) и идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем) самооценку. Она складывается под влиянием оценок других людей, собственных профессиональных достижений и притязаний. Положительная самооценка составляет основу позитивной Я-концепции (см. Я-образ), которая характеризуется принятием себя, самоуважением, уверенностью в себе, что способствует повышению эффективности работы, удовлетворенности профессией, выраженному стремлению к самореализации. Негативная Я-концепция создает ощущение неуверенности в своих силах, человек боится ставить серьезные профессиональные цели, ощущает себя ненужным, неудовлетворен профессиональной деятельностью.
По мере роста профессионализма меняются профессиональное самосознание, расширяясь благодаря включению новых признаков профессии, изменению требований к субъекту, и критерии самооценки, требования к себе как профессионалу (они могут повышаться или понижаться). На самосознание влияет профессиональная среда, она может побудить человека пересмотреть профессиональные эталоны и самооценку.
В процессе профессионального развития расширяется профессиональное самосознание, преодолеваются стереотипы образа профессионала, складывается целостное видение себя в контексте всей деятельности. Формируется профессиональная идентичность — профессиональный Я-образ, включающий профессиональные стереотипы и неповторимость собственного Я, осознание своей тождественности с Я-образом профессиональным.
Литература
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.