Профессиональное общение: специфика

Найдено 1 определение
Профессиональное общение: специфика
На основе выделенных Е. А. Климовым 5 осн. типов профессиональной деятельности - «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-образ» в каждом из них по разл. основаниям выделяются разл. виды профессионального общения (П. о.) и их специфика по языку специальности, особенностям контакта, форме взаимодействия: 1) По языку специальности в разл. типах труда различаются в О.: а) специалисты-социономы: учитель начальной, средней и высшей школы; воспитатель дошкольного учреждения и школы-интерната; мастер производственного обучения; медицинская сестра дошкольных учреждений, школ и больниц и т. п.; б) специалисты-биономы: зоотехник и зооинженер, физиолог, оленевод, рыбовод, энтомолог, инженер-технолог микробиологических процессов и т. п.; в) специалисты-технономы: инженер-геолог, инженер-металлург, инженер-технолог, инженер-строитель; оператор оборудования, прессовщик, оптик; судоводитель речного, морского, воздушного флота и т. п.; г) специалисты-сигнономы: телеграфист, корректор, философ, бухгалтер, статистик, экономист, астроном и т. п.; д) специалисты-артономы: цветовод-декоратор, скульптор, маляр, витражист, настройщик музыкальных инструментов, театровед и т. п. 2) По особенностям контакта: а) в труде с ограничением контактов - деловые связи и контакты немногочисл. и кратковременные, малый круг участников, требуется согласованность действий (слесарь по контрольно-измерительной аппаратуре, дефектоскопист по ультразвуковому контролю, метеоролог); П. о. в официальной небольшой группе, объединенной одной территорией без необходимости участия в неофициальной ее структуре (напр., интернет-общение); б) в труде с широким кругом контактов: специфика - осуществление многочисл. разнородных контактов разл. длительности, достаточно широкие социальные связи; П. о. в неконтактных неофициальных группах, возможное сопротивление (дежурный по метрополитену, милиционер постовой службы, дежурный по вокзалу, врач скорой помощи). П. о. в условиях реализации связей общественностью; в) П. о. в труде с быстро меняющимися контактами: массовое О., осуществление кратковременного контакта с меняющимся кругом лиц, оперативнопрерываемые социальные связи с др. людьми, прерванное соприкосновение (продавец, водитель троллейбуса, такси, инспектор ГАИ, дежурный по вокзалу). Особенность П. о. с представителями разнообразных неконтактных групп, взаимодействие с исключением из него межличностных отношений; г) О. в просветительском труде - одновременное осуществление контактов с группой людей, классом, аудиторией слушателей, зрителей; динамическая специфика социальных связей как долговременных, так и кратковременных с периодическим изменением состава потребителей продукции (депутат Государственной Думы, преподаватель, министр, прокурор, управляющий трестом, артист). Особенность - О. как в номинальных группах (конгломератах), объединяющихся по временному добровольному сходству интересов, так и в ассоциациях, кооперациях, коллективах (сюда можно отнести религиозное О.). 3) По форме взаимодействия: а) П. о. в корпоративном труде: осуществление длительных деловых контактов с сотрудниками, коллегами; социальные связи фиксированы определенным кругом лиц с известными трудовыми функциями; требуется взаимодействие как взаимная поддержка. Особенность - О. в официальной группе, члены к-рой образуют ее внеш. структуру, количество их может варьировать в широком диапазоне (инженер-геолог, нормировщик, диспетчер, эксперт-криминалист, корректор). Важна культура П. о. в организации; б) П. о. в консультативном труде: вопросно-ответная логика как всеобщая форма О., интервью в разл. профессиях; осуществление долговременных множественных контактов с посетителями, клиентами; социальные связи устойчивы с прежде незнакомым кругом лиц с определенными запросами (учитель-дефектолог, психолог-консультант, ассистент режиссера, секретарь суда, хореограф). Возможно П. о. с представителями неконтактных групп (из состава разнородных реальных групп-общностей), определяется связями объективных взаимоотношений и межличностных отношений; в) в патронатном труде: реализация рабочих контактов с лицами, имеющими аномальное состояние сознания, разл. дефекты психики, отклоняющееся поведение. Особенность П. о. развитие в поведении эмоциональной уравновешенности с готовностью к фрустрациям (инспектор по делам несовершеннолетних в детском приемнике-распределителе, врач-психиатр, судебно-медицинский эксперт, дежурный отделения милиции); г) в сопроводительном труде: осуществление контакта с людьми и живыми организмами; это требует взаимного доверия, учет специфики двойственной направленности П. о.: в отношении окружающих людей и жизненных проявлений животных и растений (кучер, возчик, ихтиолог, врач-паразитолог, чабан, дрессировщик животных). 4) По условиям труда: П. о. в труде в особых условиях сосуществования: с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве; осуществление постоянных контактов в замкнутом круге лиц, вынужденное социальное взаимодействие в течение длительного времени с одними и теми же людьми; О. в контактной официальной (зачастую, наименьшей реальной) контактной группе с обязательной необходимостью совмест. участия в ее неофициальной структуре для достижения сработанности и сплоченности группы для выполнения трудовой деятельности (матрос, водолаз, военнослужащий, технолог-геолог, член экипажа подводной лодки, космического корабля). Лит.: Климов Е. А. Психология труда. М., 1990. В. В. Пчелинова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
262.09 кб

Специфика профессионального общения в структуре профессиональной деятельности педагога

Абрамова Ольга Анатольевна
В статье рассматриваются специфические характеристики профессионального общения учителя в ходе его профессиональной деятельности.
Читать PDF
12.98 мб

Специфика когнитивного подхода в парадигме обучения иноязычному профессиональному общению

Позднякова Светлана Юрьевна
Основной задачей данной статьи является обоснование когнитивного подхода как методологического основания к лингводидактическому исследованию терминологически маркированной лексики.
Читать PDF
558.10 кб

Специфика профессионального общения будущего медицинского работника как педагогическая проблема

Кондратова Наталья Викторовна
В условиях модернизации российского образования формирование профессиональной компетентности специалистов является актуальной педагогической проблемой.
Читать PDF
425.71 кб

Специфика обучения профессиональному общению будущих актеров и режиссеров (в аспекте русского языка

Радушинская И. Н.
В статье освещаются некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному в театральном вузе.