Профессиональное общение: принципы и правила

Найдено 1 определение
Профессиональное общение: принципы и правила
Принципы (от лат. principium - начало, основа) и правила профессионального общения (П. о.) - положения, в к-рых отражены закономерности О. в профессиональной среде, к-рые являются для данного типа О. основанием и нормой и следование к-рым обеспечивает его эффективность. Принципы и правила П. о. складывались в процессе становления общественного производства и разделения труда и вначале формулировались на уровне «житейской» психологии, а с развитием психологии как отрасли науч. знания и практики, были сформулированы на теорет. и методическом уровнях. Различают этические и психологические принципы и правила П.о: 1-е определяют моральные и нравственные нормы П. о. (этика и этикет профессионального О.); 2-е раскрывают психол. закономерности эффективного П. о. Этические и психол. принципы и правила взаимодополняют друг друга.Наиболее общие, стратегические принципы П. о., обеспечивающие оптимизацию и повышение эффективности совмест. деятельности: 1) принцип гуманизма - ориентирует на самоценность человека, его самосовершенствование, самореализацию в процессе П. о.; 2) субъект-субъектного взаимодействия - способствует формированию и развитию сотрудничества как основы П. о. вне зависимости от статусного положения участников; 3) активности - обеспечивает поддержание П. о.; 4) ответственности предполагает обоюдную ответственность субъектов П. о. за формирование межличностных отношений и возникновение проблемных ситуаций во взаимодействии; 5) объективности - предполагает, что в ходе П. о. его субъекты исходят не из своих субъективных оценок, но из объективной многосторонней оценки ситуации; 6) обратной связи - обеспечивает возможность для каждого субъекта П. о. соотносить свои цели, мотивы и действия с результатом О. в конкретной ситуации и при необходимости корректировать их для повышения эффективности О.; 7) ясности - подразумевает, что сообщение обладает ясностью и может быть однозначно понято получателем; 8) в соответствии с принципом целостности цель П. о. - содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение профессиональных целей; 9) принцип стратегического использования неформальной организации: наиболее эффективна коммуникация, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации. Тактику взаимодействия в П. о. на ситуативном уровне определяют след. правила: 1) ясности - согласно ему нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не до конца понятна самому говорящему; 2) постоянной готовности к непониманию - допускает, что др. субъекты О. всегда имеют право на непонимание; 3) конкретности - требует следует избегать неопр., двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, не перегружать сообщение «профессионализмами»; 4) контроля за невербальными сигналами - следует контролировать не только речь и содержание сообщения, но и ее внешнее сопровождение - мимику, жесты, интонацию, позы; 5) по правилу адресата - необходимо говорить «на языке собеседника», т. е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы; 6) собственной неправоты - предполагает, что личная т. зр. может быть неправильной, что предостерегает от серьезных ошибок и просчетов в ходе О.; 7) места и времени - учет своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации и обстановки П. о.; 8) открытости - означает готовность к пересмотру своей т. зр. под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать версии собеседника. Данные правила являются наиболее общими: следование им обеспечивает эффективность П. о. в любой организационной среде. Лит.: Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.; Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. пособие. М.-Новосибирск, 1997; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 2007; Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999. Е. В. Селезнева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011