это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала - один из аспектов развития личности.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
процесс развития профессионально важных качеств личности в ходе освоения и осуществления профессиональной деятельности. Психологическое сопровождение профессионализации военнослужащих предполагает: а) оценку профессионально-психологического потенциала кандидатов на военную службу; б) профессионально-психологический мониторинг динамики психологической готовности к продолжению службы; в) развитие у военнослужащих навыков рефлексивной оценки и прогноза возможностей самореализации в военно-профессиональной сфере; г) своевременную профилактику профессиональных кризисов и деформаций личности военнослужащего; д) создание организационнодеятельностных возможностей для реализации задач профессионального роста военнослужащих; е) обеспечение адекватной определенному периоду профессионализации в рамках военной организации системы мотиваторов для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. П.— это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется прежде всего такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду, и выступает в качестве главного условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности. Для оценки уровня П. используются две группы критериев — объективные и субъективные. К первой из них относятся в первую очередь такие, которые характеризуют продуктивность деятельности, т. е. производительность, качество, надежность и своевременность. Для каждого вида деятельности эти критерии приобретают специфическую форму. Поэтому поиск их адекватных индикаторов является специальной задачей психологического анализа деятельности (профессиографии) и П. в целом. Вторая группа критериев выступает в форме показателей удовлетворенности трудом, профессией в целом, а также в форме показателей профессионального самоопределения и отношением работника к себе как к субъекту профессиональной деятельности. По своему содержанию эти критерии относятся к группе самооценочных, изучение которых тесно связано с проблематикой сознания и самосознания личности, механизма рефлексии, самооценки, самоконтроля и т. п.