ПРОФЕССИОГРАФИЯ
профессиография
направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий и на этой основе их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать п. как составную часть профессиологии.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание П. уделяет медицинским и психологическим показаниям и противопоказаниям к работе по определенной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
профессиография
технология изучения требований,предъявляемых профессией к личностным качествам,психологическим способностям,психофизическим возможностям человека.В зависимости от целей различают профессиографию:
· информационную,
· коррекционную,
· диагностическую,
· формирующую.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям нахождения на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. - направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиоло- гии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. - направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиоло- гии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.
Источник: Акмеологический словарь.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
ПРАФЕСІЯГРАФІЯ / PROFESSIOGRAFY (от лат. pro fessio– специальность + gramma– запись)– 1) раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий; 2) описание профессий и специальностей с точки зрения требований, предъявляемых к личности. Объектом П. является целесообразная деятельность субъекта труда, предмета и средств труда в их целостности, качественной и количественной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту. Результатом П. является составление профессиограммы (см. Профессиограмма). Выявляя психологические особенности деятельности, требования к личным качествам специалистов, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям рабочих мест, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений. Объем и содержание П. зависит от цели (профотбор, профориентация и профконсультация, рационализация режима и условий труда, производственное обучение), с которой осуществляется изучение профессии. Основным методом проведения П. является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут применяться беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, различная аппаратура объективного контроля, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям. Е. Н. Зуева
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
от лат. professio — род занятий и grapho — пишу) — изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. П. изучает цель и задачи конкретного вида профессионального труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизиологическую структуру профессии. Трудовая деятельность в П. выступает не только в качестве предмета объективного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, напряженность, эффективность и др. С помощью П. составляется профессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Важной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ деятельности с целью определения требований, предъявляемых профессией к психике человека. Объем и содержание профессиограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессий. Такими целями могут являться профотбор, производственное обучение, рационализация режимов труда и отдыха и др. При проведении П. следует руководствоваться рядом принципов: комплексности, целенаправленности, активности (включение в профессиограмму элементов профпропаганды), личностного подхода, надежности (требования к помехоустойчивости личности), дифференциации (различие специальностей, входящих в данную профессию), типизации (объединение профессий в определенные группы), перспективности, реальности. Учет этих принципов при проведении П. предполагает: производственную характеристику профессии и указание на ее экономическую значимость; социально-психологическую характеристику (особенности межличностных отношений, особенности коллектива, престиж профессии); перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда; гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением профессиональных вредностей; перечень физиологических требований к человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности; составление психограммы.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
1) методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
2) методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
1) методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
2) методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
это технологические процессы, коррелируемые с исследованием-интерпретацией тех требований, кот. предъявлены профессией к индивидуально-личностным качествам субъектам, к его психопотенциям, психоспособностям, психофизическим возможностям; методики П. используются для разработки информационно-модельно-диагностическо-корригационных программ-инструкций-директив-рекомендаций, для обеспечения взаимоконгруэнтности субъекта относительно той или иной профессии, или же для выявления конгруэнтности-неконгруэнтности в освоении им профнавыков, профдействий, с учетом его профпригодности-профценности; модели П. обеспечивают дифференциально-индивидуальные постановки праксиологических задач, с широким охватом различных профессий, профтруда с ориентацией на социоэкономические. социокультурные, социоправовые, индивидуально-гигиенические, социоисторические, психологические, идеологические, психодиагностические, научно-технические, социоонтологические аспекты; мультидиагностические матрицы П., кот. часто составляются-программируются с помощью новейших ЭВМ, обеспечивают высокоэффективную организацию профессионально-эмпирической психодиагностики и ориентируются на исследования-интерпретацию правовых, технологических, медицинских, психотерапевтических, технических, нейропсихофизиологических, социопсихологических характеристик профессионально-индивидуальной деятельности субъекта, на кардинально-базальных фазах работы, от коих и зависит конечный итог-результат, связанный-когеренцируемый с результирующими феноменами исполнения-репродукции поставленной, профцели-профпрограммы-профзадачи, что и включает в модель П. дифференциально-специфические методы изучения профдеятельности, профактивности, регистры апостериорно-праксиологических данных, к примеру, изучается программа, дифференциально-дискурсивные интерпретации программ, проводятся экспериментально-эмпирические наблюдения, изучаются модусы-приемы операционально-инструментальной деятельности, с подключением методов эксперимента, биографическо-индивидуальных методик, профессионально-производственных методик-модусов, модусов-приемов имплицированных с экспертно-рациональной критериеизацией моделей профдеятельности субъекта и с методами-модусами профстатистического анализа производственно-технологических аспектов конкретно-индивидуальной профессиональной деятельности субъекта; профориентация—это набор психологическо-медицинских и социально-педагогических мероприятий, кот. сынтенционированы на оптимум-улучшение процесса трудоустройства субъектов, в соответствии с их дифференциально-индивидуальными желаниями-замыслами-способностями-потенциями; проблемы профориентации связаны с учебными заведениями, кот. готовят специалистов для профессионально-дифференциально-производственной деятельности и навыкоизируют-приобщают субъектов к определенной профессии; психограммы — репродукции-портреты идеально-типичного профессионала, кот. интерпретируются-модифицируются-дескриптируются в понятиях психологическо-физиологическо-измеримых предикатов-корреляций-качеств-свойств; профпригодность аддитивность психофизических-психофизиологических феноменов-свойств субъекта, кот. необходимы ему для самореализации себя в той или иной профессии, профдеятельности, с учетом его эгоэффективности, эгопродуктивности в производственно-трудовой деятельности; матрицы профпригодности не даны субъекту генезисно-генетически, а явл: продуктом профобучения, профессиональной деятельности, при наличии желания, стремления, положительных чувственно-эмотивно-мотивационных паттернов, что и способствует эгостимуляции, эгоудовлетворению самого субъекта в процессах, коррелируемых с производственно-профессиональной деятельностью; эволюционные акты, связанные с профпригодностью стимулируют креативно-гностическую активность субъекта, кот. реализуются в его эгопоисках, эгонахождениях, эгоосмыслениях значимо-базальных способов самовыражения-самораскрытия в различных индивидуально-профессиональных версиях; профпригодность субъекта коррелируется с его характером, с психо-физиологическими реакциями-паттернами, с его психодинамическими компонентами, накладывает большой отпечаток на конституирование в его психике мультистетреотипов вербального, ментального, перцептивного порядка, влияет на его эгоустановки-эгоориентации-эгоиндексы-эгоаналогизации, на мотивационно-эмотивные феномены его психики; отметим -резюмируем, что в совр. эпоху во время константных трансформаций-новаций научно -технического прогресса происходит метаболизация формы и содержания профессиональной деятельности субъекта, изменяется-реинкарнируется дифференциально-рациональные требования к субъекту-профессионалу, а профэффективность-профрациональность его деятельности становится, практически, невозможной без постоянно-перманентного повышения им самим собственного образования в корреляте с профдеятельностью; профотбор — дифференциально-индивидуальная разновидность псих. отбора, кот. представляет модель-систему модусов-средств, обеспечивающих диагностическо-прогностическую критериальность взаимоконгруэнтности человека и профессии; профотбор требует от самого субъекта хорошего здоровья, психопотенции-психоинтенции к высокой работоспособности, к точности выполнения операций, заданий; профотбор апеллирует к мобильноустойчивости-мобильноконстантности мотивационно-волевой сферы субъекта к его сублимативно-повышенной ответственности за порученное дело-работу, в корреляции с операционально-инструментальными высокоэффективными навыками субъекта—точность исполнения операций, точность в дискурсивно-логических характеристиках, связанных с исполнением профзадачи-профпрограммы; в нынешнюю эпоху психотерапевты, психологи, медики, психологи, психоаналитики с помощью специально-адаптивно-эмпирических методик и ЭВМ разрабатывают спецпроцедуры-спецпрофилактики отбора субъектов, проводят психодиагностику кандидата-субъекта на соответствие или же не соответствие его самого конкретно-применительно к той или иной профдеятельности, профессии; ими осуществляется опросно-диагностическое тестирование, различные экспериментально-эмпирическо-лабораторные эксперименты, регистрируются показатели психофункционального состояния субъекта, индексы-модальности его психики, чувственно-эмотивно-мотивационных феноменов в корреляте с показателями успешно-эффективного выполнения индивидом работы; профконсультация—научно-специфическое информирование о профессиях, в целях индивидуально-практической помощи в выборе самой профессии, профдеятельности, с учетом индивидуально-личностных склонностей, целей, мотивов, потребностей, интересов, замыслов, способностей, а также потребностей общества, государства; проблемы профконсультации изучаются в контексте с психическими особенностями-свойствами субъекта, с медицинско-физиологическими показателями с онтологическо-бытовыми потенциями субъекта, с уровнями профессионально-индивидуального самоопределения индивида; многие иссл. считают, что профконсультация успешна-приемлема тогда, когда она производится по шкале возрастных уровней и в ней задействованы, например, педагоги, родители и выпускники школ, когда последние заинтересованы в выборе той или иной профессии; профконсультации, как максима, должны проводить психологи, психотерапевты, социологи, опытные педагоги, медики, обладающие высокопрофессионально-соответствующими познаниями.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.