ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

профессиография

направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий и на этой основе их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать п. как составную часть профессиологии.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание П. уделяет медицинским и психологическим показаниям и противопоказаниям к работе по определенной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

профессиография

технология изучения требований,предъявляемых профессией к личностным качествам,психологическим способностям,психофизическим возможностям человека.В зависимости от целей различают профессиографию:
· информационную,
· коррекционную,
· диагностическую,
· формирующую.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям нахождения на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. - направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиоло- гии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.

Источник: Акмеологический словарь.

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
ПРАФЕСІЯГРАФІЯ / PROFESSIOGRAFY (от лат. pro fessio– специальность + gramma– запись)– 1) раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий; 2) описание профессий и специальностей с точки зрения требований, предъявляемых к личности. Объектом П. является целесообразная деятельность субъекта труда, предмета и средств труда в их целостности, качественной и количественной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту. Результатом П. является составление профессиограммы (см. Профессиограмма). Выявляя психологические особенности деятельности, требования к личным качествам специалистов, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям рабочих мест, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений. Объем и содержание П. зависит от цели (профотбор, профориентация и профконсультация, рационализация режима и условий труда, производственное обучение), с которой осуществляется изучение профессии. Основным методом проведения П. является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут применяться беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, различная аппаратура объективного контроля, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
от лат. professio — род занятий и grapho — пишу) — изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. П. изучает цель и задачи конкретного вида профессионального труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизиологическую структуру профессии. Трудовая деятельность в П. выступает не только в качестве предмета объективного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, напряженность, эффективность и др. С помощью П. составляется профессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Важной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ деятельности с целью определения требований, предъявляемых профессией к психике человека. Объем и содержание профессиограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессий. Такими целями могут являться профотбор, производственное обучение, рационализация режимов труда и отдыха и др. При проведении П. следует руководствоваться рядом принципов: комплексности, целенаправленности, активности (включение в профессиограмму элементов профпропаганды), личностного подхода, надежности (требования к помехоустойчивости личности), дифференциации (различие специальностей, входящих в данную профессию), типизации (объединение профессий в определенные группы), перспективности, реальности. Учет этих принципов при проведении П. предполагает: производственную характеристику профессии и указание на ее экономическую значимость; социально-психологическую характеристику (особенности межличностных отношений, особенности коллектива, престиж профессии); перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда; гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением профессиональных вредностей; перечень физиологических требований к человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности; составление психограммы.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
1) методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
2) методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПРОФЕССИОГРАФИЯ
это технологические процессы, коррелируемые с исследованием-интерпретацией тех требований, кот. предъявлены профессией к индивидуально-личностным качествам субъектам, к его психопотенциям, психоспособностям, психофизическим возможностям; методики П. используются для разработки информационно-модельно-диагностическо-корригационных программ-инструкций-директив-рекомендаций, для обеспечения взаимоконгруэнтности субъекта относительно той или иной профессии, или же для выявления конгруэнтности-неконгруэнтности в освоении им профнавыков, профдействий, с учетом его профпригодности-профценности; модели П. обеспечивают дифференциально-индивидуальные постановки праксиологических задач, с широким охватом различных профессий, профтруда с ориентацией на социоэкономические. социокультурные, социоправовые, индивидуально-гигиенические, социоисторические, психологические, идеологические, психодиагностические, научно-технические, социоонтологические аспекты; мультидиагностические матрицы П., кот. часто составляются-программируются с помощью новейших ЭВМ, обеспечивают высокоэффективную организацию профессионально-эмпирической психодиагностики и ориентируются на исследования-интерпретацию правовых, технологических, медицинских, психотерапевтических, технических, нейропсихофизиологических, социопсихологических характеристик профессионально-индивидуальной деятельности субъекта, на кардинально-базальных фазах работы, от коих и зависит конечный итог-результат, связанный-когеренцируемый с результирующими феноменами исполнения-репродукции поставленной, профцели-профпрограммы-профзадачи, что и включает в модель П. дифференциально-специфические методы изучения профдеятельности, профактивности, регистры апостериорно-праксиологических данных, к примеру, изучается программа, дифференциально-дискурсивные интерпретации программ, проводятся экспериментально-эмпирические наблюдения, изучаются модусы-приемы операционально-инструментальной деятельности, с подключением методов эксперимента, биографическо-индивидуальных методик, профессионально-производственных методик-модусов, модусов-приемов имплицированных с экспертно-рациональной критериеизацией моделей профдеятельности субъекта и с методами-модусами профстатистического анализа производственно-технологических аспектов конкретно-индивидуальной профессиональной деятельности субъекта; профориентация—это набор психологическо-медицинских и социально-педагогических мероприятий, кот. сынтенционированы на оптимум-улучшение процесса трудоустройства субъектов, в соответствии с их дифференциально-индивидуальными желаниями-замыслами-способностями-потенциями; проблемы профориентации связаны с учебными заведениями, кот. готовят специалистов для профессионально-дифференциально-производственной деятельности и навыкоизируют-приобщают субъектов к определенной профессии; психограммы — репродукции-портреты идеально-типичного профессионала, кот. интерпретируются-модифицируются-дескриптируются в понятиях психологическо-физиологическо-измеримых предикатов-корреляций-качеств-свойств; профпригодность аддитивность психофизических-психофизиологических феноменов-свойств субъекта, кот. необходимы ему для самореализации себя в той или иной профессии, профдеятельности, с учетом его эгоэффективности, эгопродуктивности в производственно-трудовой деятельности; матрицы профпригодности не даны субъекту генезисно-генетически, а явл: продуктом профобучения, профессиональной деятельности, при наличии желания, стремления, положительных чувственно-эмотивно-мотивационных паттернов, что и способствует эгостимуляции, эгоудовлетворению самого субъекта в процессах, коррелируемых с производственно-профессиональной деятельностью; эволюционные акты, связанные с профпригодностью стимулируют креативно-гностическую активность субъекта, кот. реализуются в его эгопоисках, эгонахождениях, эгоосмыслениях значимо-базальных способов самовыражения-самораскрытия в различных индивидуально-профессиональных версиях; профпригодность субъекта коррелируется с его характером, с психо-физиологическими реакциями-паттернами, с его психодинамическими компонентами, накладывает большой отпечаток на конституирование в его психике мультистетреотипов вербального, ментального, перцептивного порядка, влияет на его эгоустановки-эгоориентации-эгоиндексы-эгоаналогизации, на мотивационно-эмотивные феномены его психики; отметим -резюмируем, что в совр. эпоху во время константных трансформаций-новаций научно -технического прогресса происходит метаболизация формы и содержания профессиональной деятельности субъекта, изменяется-реинкарнируется дифференциально-рациональные требования к субъекту-профессионалу, а профэффективность-профрациональность его деятельности становится, практически, невозможной без постоянно-перманентного повышения им самим собственного образования в корреляте с профдеятельностью; профотбор — дифференциально-индивидуальная разновидность псих. отбора, кот. представляет модель-систему модусов-средств, обеспечивающих диагностическо-прогностическую критериальность взаимоконгруэнтности человека и профессии; профотбор требует от самого субъекта хорошего здоровья, психопотенции-психоинтенции к высокой работоспособности, к точности выполнения операций, заданий; профотбор апеллирует к мобильноустойчивости-мобильноконстантности мотивационно-волевой сферы субъекта к его сублимативно-повышенной ответственности за порученное дело-работу, в корреляции с операционально-инструментальными высокоэффективными навыками субъекта—точность исполнения операций, точность в дискурсивно-логических характеристиках, связанных с исполнением профзадачи-профпрограммы; в нынешнюю эпоху психотерапевты, психологи, медики, психологи, психоаналитики с помощью специально-адаптивно-эмпирических методик и ЭВМ разрабатывают спецпроцедуры-спецпрофилактики отбора субъектов, проводят психодиагностику кандидата-субъекта на соответствие или же не соответствие его самого конкретно-применительно к той или иной профдеятельности, профессии; ими осуществляется опросно-диагностическое тестирование, различные экспериментально-эмпирическо-лабораторные эксперименты, регистрируются показатели психофункционального состояния субъекта, индексы-модальности его психики, чувственно-эмотивно-мотивационных феноменов в корреляте с показателями успешно-эффективного выполнения индивидом работы; профконсультация—научно-специфическое информирование о профессиях, в целях индивидуально-практической помощи в выборе самой профессии, профдеятельности, с учетом индивидуально-личностных склонностей, целей, мотивов, потребностей, интересов, замыслов, способностей, а также потребностей общества, государства; проблемы профконсультации изучаются в контексте с психическими особенностями-свойствами субъекта, с медицинско-физиологическими показателями с онтологическо-бытовыми потенциями субъекта, с уровнями профессионально-индивидуального самоопределения индивида; многие иссл. считают, что профконсультация успешна-приемлема тогда, когда она производится по шкале возрастных уровней и в ней задействованы, например, педагоги, родители и выпускники школ, когда последние заинтересованы в выборе той или иной профессии; профконсультации, как максима, должны проводить психологи, психотерапевты, социологи, опытные педагоги, медики, обладающие высокопрофессионально-соответствующими познаниями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.21 кб

Профессиография и ее роль в развитии профессионализма

Авдеева Ирина Олеговна
В статье проводится анализ некоторых аспектов профессиографического метода исследования, описываются его сущностные характеристики и роль в развитии профессионализма личности.
Читать PDF
326.91 кб

Профессиография практикующего психолога в спортивной деятельности

Елисеев Сергей Анатольевич, Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна
Для определения профессиональной пригодности практикующего психолога в том или ином виде профессиональной деятельности требуются профессиограммы.
Читать PDF
990.85 кб

Профессиография двигательных компетенций спасателя в условиях гидрогенных катастроф

Понимасов Олег Евгеньевич
В статье сформирована профессиограмма деятельности спасателя по ликвидации последствий катастрофических наводнений. Установлено, что навыки плавания являются профессионально важными в деятельности спасателя.
Читать PDF
362.69 кб

Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД

Гайнуллина Айгуль Вильевна
Разработанная с учетом современных требований к профессиональной деятельности профессиограмма, в том числе психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, которые способствует наиболее качественной подготовке специалиста п
Читать PDF
141.20 кб

Профессиограмма спортивного судьи на примере спортивных единоборств

Хайрулин А. Р., Эпов О. Г.
В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться.
Читать PDF
293.45 кб

Профессиограмма депутата законодательного органа: проблемы и пути развития

Кибак Иван Алексеевич
Рассматриваются проблемы и пути развития профессиограммы депутата в законодательном органе.
Читать PDF
331.66 кб

Профессиограмма как основа профессионального стандарта подготовки спортивного тренера

Николаева Н. И.
Читать PDF
209.60 кб

Творческие способности в профессиограмме менеджера по работе с персоналом

Марченкова Н.А.
Читать PDF
408.55 кб

Артистизм в профессиограмме современного педагога

Мухаметзянова Л. Ю.
Читать PDF
272.48 кб

Профессиограмма деятельности спасателя в условиях катастрофических наводнений как эталон педагогичес

Понимасов Олег Евгеньевич, Николаев Сергей Валентинович
С целью объективного позиционирования навыков плавания в модели деятельности спасателя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) гидрологического характера, нами была выстроена профессиограмма, как интегральная совокупн
Читать PDF
990.69 кб

Профессиограмма приемного родителя из профессионально-замещающей семьи как базисная основа для опред

Хрусталькова Н. А.
В статье определяется роль профессионально-замещающей семьи как перспективной модели решения проблемы сиротства в России, раскрывается содержание всех форм замещающей заботы, существующей в настоящее время, актуализируется необход
Читать PDF
268.52 кб

Профессиограмма сотрудника оперативной службы органа наркоконтроля как ориентировочная основа для ег

Лигута Владимир Филиппович, Шаповалов Сергей Владимирович
На основе анализа нормативных правовых документов,анкетного опроса, бесед и интервью разработана профессио-грамма сотрудника оперативной службы органа наркокон-троля, позволяющая осуществлять подбор наиболее эффек-тивных средств и
Читать PDF
125.48 кб

Структурирование профессиограммы будущих сотрудников уголовного розыска

Лупырь В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиографическое изучение деятельности сотрудников ОВД в сфере борьбы с организованной преступно

Сударик А. Н.
Читать PDF
364.66 кб

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ НАБОРА СОТРУДНИКОВ

Цыцулина Анастасия Алексеевна, Шибанова Дарья Александровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна
В данной статье рассмотрен один из инструментов набора сотрудников. Выявили, что профессиограмма является одной из методик оценки персонала и подборки кадров, подходящих под критерии отбора организацией.

Похожие термины:

  • ВОЕННАЯ ПРОФЕССИОГРАФИЯ

    сфера научно-практической деятельности, включающая: анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности; классификацию и описание военных профессий и специальностей; научную раз
  • Профессиограмма управленческой деятельности

    подробная и систематизированная характеристика содержания, условий, требований деятельности, а также тех психологических условий, которые необходимы для ее эффективного осуществления.
  • ПРОФЕССИОГРАММА

    оформленный результат профессиографии, часть которого — психограмма.
  • ПРОФЕССИОГРАММА ВОЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    документ, оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик военной специальн
  • СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА

    главные черты, обобщенная психологическая характеристика профессии в зависимости от условий и задач труда. Ее составление всегда должно предшествовать разработке учебных планов и программ. Анал
  • Профессиографический анализ

    job analysis) Разраб. исследовательских и психол. программ в орг-циях часто требует знания различных аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к-рого это знание приобретается, наз. П. а., то
  • АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    кадров государственной службы - психологическое тестирование (определение уровня развития личностно-профессиональных качеств, особенностей мотивации, потенциала личности), экспертная оценка (о