Процессы коммуникации

Найдено 1 определение
Процессы коммуникации
communication processes) Коммуникация яв-ся по существу процессом, посредством к-рого состояние дел в одном месте передается в др. место при помощи символических средств. В изучении этого процесса принимают совместное участие множество различных дисциплин, от электротехники до философии и от биологии до политологии. Серьезный интерес к П. к. как специфической области исслед. вытекает из осознания того, что различные феномены в каждой области обладают определенными сходными чертами и что от использования единой модели коммуникаций выиграла бы каждая из этих областей. Принятая общая форма анализа этого процесса обусловлена потребностью инженеров-связистов измерять передачу информ. и состоит из пяти шагов: а) источник (исходное состояние дел); б) передатчик; в) канал; г) источник шума и д) получатель (приемник), осуществляющий реконструкцию состояния дел. Каждый канал имеет свою пропускную способность, к-рая определяет подходящий для него тип и объем данных; тем самым перевод данных в подходящую для данного канала форму (кодирование) и обратный перевод для их использования приемником (декодирование) становятся центральными проблемами анализа и разработки систем связи. Шум определяется как источник ошибок в передаче сигнала: сигнал, получаемый приемником, яв-ся функцией от исходного сигнала и шума. Изучение коммуникации подразделяется на области межличностной и массовой коммуникации. Осн. отличие состоит в том, что при межличностной коммуникации получатель может реагировать на нее немедленно, создавая сеть из неск. звеньев коммуникации. Массовая коммуникация не рассчитана на столь быструю реакцию, и каждое передаточное звено отделено по времени от другого; однако, нек-рые технические нововведения сглаживают это различие, делая массовую коммуникацию способной к более быстрому реагированию. Изучение межличностной коммуникации оказывается наиболее сложной из этих двух областей, поскольку единицы коммуникации с трудом поддаются дифференциации. Теорет. подходы и цели исслед. в этой области во многом зависят от используемых методов: наблюдения, экспериментов, или полевых исслед. Исслед. в области массовой коммуникации руководствуются, в основном, интересом к ее содержанию. СМИ - книги, газеты, радио- и телепередачи, театральные постановки, кинофильмы и т. д. - передают сообщение в виде крупных единиц; такого рода продукция слабо поддается эксперим. контролю или детальному анализу структуры коммуникации. Отсюда условия и последствия такого рода коммуникации охватывают гл. обр. макросоциальный уровень; естественным предметом изучения становятся крупные единицы содержания. Осн. методом исслед. коммуникации в СМИ служит контент-анализ, однако в применении к интерактивному анализу не было разработано столь универсально эффективных систем. Хотя нек-рые работы в области контент-анализа и обращались непосредственно к микроединицам коммуникации, в частности в исслед., применяющих мат. теорию информ. для измерения стиля, большинство процедур контент-анализа оперирует получаемыми или непосредственно, или на основе логического вывода крупными единицами анализа, такими как выражаемые ценности или обнаруживаемые конфликты. При таком анализе могут рассматриваться демографические черты персонажей, тип сюжета в романе или пьесе, длина колонки или тираж печатных сообщений, или же тип героев в журнальных биографических публикациях. Анализ массовых коммуникаций имеет свой главной целью значения, или то, что содержится в самом канале, где переменной обычно служит запись. Соответственно, в нем уделяется гораздо меньше внимания условиям, при к-рых происходит П. к. и определить к-рые оказывается знач. сложнее. Это направление исслед. поэтому противоположно направлению исслед. межличностной коммуникации, в к-рых данные контент-анализа зачастую привлекаются с целью проверки воздействия на аудиторию. См. также Экспрессивная мимика, Перцептивный транзакционализм К. У. Бек

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
14.50 мб

Оценки в процессах коммуникации

Ивин А.А.
Статья посвящена рассмотрению особенностей употребления оценок в процессах коммуникации.
Читать PDF
116.80 кб

Коммуникация в процессах социализации

Стриганкова Елена Юрьевна
Представлен современный уровень философской рефлексии взаимосвязи процессов коммуникации и социализации.
Читать PDF
326.38 кб

Структура коммуникаций в процессе продаж

Беляева Инга Николаевна
В статье приводятся данные исследования, направленного на изучение коммуникативного стиля и личностных черт наиболее успешных специалистов по продажам.
Читать PDF
177.17 кб

Особенности коммуникации в процессе гадания

Ю. В. Саенко, И. П. Петлеванная
Читать PDF
186.87 кб

Место и роль коммуникации в бизнес-процессах

Демина Ирина Николаевна
Статья вторая из цикла статей, посвященных генезису коммуникации, развитию этого феномена в разных науках. Описывается понимание коммуникации в менеджменте, маркетинге. Анализируются аспекты коммуникации в бизнес-процессах.
Читать PDF
172.62 кб

Модель коммуникационного процесса организации

Логунова И. В.
В статье рассматриваются особенности коммуникаций, коммуникационного процесса и общения, функции коммуникаций с позиции разных авторов. Автором предлагается модель коммуникационного процесса организации
Читать PDF
382.78 кб

О процессах коммуникации современного общества

Наумова Д. Н.
В статье рассматривается повышение роли информации в процессе становления информационного общества, необходимость виртуализации пространства как ресурса, объединяющего информацию.
Читать PDF
3.97 мб

Особенности аргументации в процессах коммуникации

Роговой Юрий Петрович
Читать PDF
266.67 кб

Корпоративные СМИ и коммуникации в бизнес-процессах

Играев Б. А.
Рассматривается роль корпоративных СМИ в бизнес-процессах. Показывается, что корпоративные СМИ создаются предприятиями в первую очередь для выполнения экономических задач корпорации.
Читать PDF
69.92 кб

Описание процесса означивания в теории коммуникации

Федотова Марина Геннадьевна
В статье описываются две основные парадигмы современной теории коммуникации динамическая и кибернетическая. Речь идет об их эвристических возможностях и ограничениях.
Читать PDF
995.71 кб

Интеграция рекламной коммуникации в культурный процесс

Дмитриева Л. М., Ракитина Л. С.
В статье поднимается проблема интеграции рекламы в культурный процесс, обусловленная современным состоянием нового коммуникативного пространства и развитием средств массовой информации.
Читать PDF
267.54 кб

Миф «Коммуникации» в современных политических процессах

Шестов Н.И.
В публикации анализируются причины и логика перехода, наблюдающегося в массовом сознании обществ и элит, от представлений о «коммуникации» субъектов политики как средстве решения их конкретных политических проблем к представлению
Читать PDF
70.25 кб

Медицинский дискурс и процесс межкультурной коммуникации

Забровский Андрей Петрович
Достижение понимания является основной целью всех коммуникативных актов. Наибольшие трудности возникают при коммуникации представителей различных культур.
Читать PDF
289.39 кб

Рекламная коммуникация и процессы медикализации общества

Савельева Ж.В.
Для современного общества характерны тенденции медиатизации и медикализации общества.
Читать PDF
356.56 кб

Влияние социальной модернизации на процессы коммуникации

Кутырева Ирина Викторовна
В статье анализируются процессы социальной модернизации, которые затрагивают все сферы человеческого существованияи непосредственно связаны с коммуникативной реальностью.