ПРИЗВАНИЕ
ПРИЗВАНИЕ
склонность или влечение к какой-то профессии, которому сопутствует убеждение в том, что необходимые природные данные для нее имеются.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРИЗВАНИЕ
стремление к определенной сфере профессиональной или иной деятельности на основе соответствия способностей личности ее выбору в единстве с выраженными мотивами (осознанными или неосознанными).
Источник: Акмеологический словарь.
призвание
соответствие способностей личности выбранной ею сфере профессиональной или иной деятельности в единстве с выраженными мотивами (осознанными или неосознанными) этого выбора.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Призвание
высший уровень профессиональной пригодности человека. Означает, что во всех элементах структуры профессионально важных качеств имеются явные признаки соответствия человека выбираемой профессии (он выделяется среди сверстников и профессионалов, находящихся примерно в равных условиях). Обычно профессия или область деятельности, к которой у него есть П., вызывает у человека стойкие положительно окрашенные эмоциональные переживания, ярко выраженный устойчивый интерес.
ПРИЗВАНИЕ
свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления выполнять ее и проявления способностей к ней. Деятельность по П., помимо внешнего результата, дает и внутренний — чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности. П. взаимодействует с профессиональным самоопределением личности. Различают потенциальное и актуальное П.
Право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с П. гарантировано ст. 40 Конституции СССР и должно учитываться при подготовке к труду.
Право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с П. гарантировано ст. 40 Конституции СССР и должно учитываться при подготовке к труду.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПРИЗВАНИЕ
жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его деятельности. Осознание П. предполагает развитое самосознание и культуру самоанализа, осмысление своих потребностей, самооценку способностей, определение путей целереализации. Психологическая сердцевина П. – главная цель, согласуемая со смыслом жизни личности. Мировоззренческим оформлением П. личности является жизненная программа, способ практического ее воплощения – жизненные планы. П. прежде всего связано с выбором профессии, поэтому его научное обоснование обеспечивают психодиагностика и психология труда.
ПРИЗВАНИЕ
ПРЫЗВАННЕ / CALLING– категория, отражающая представление о ценностной значимости профессионального выбора. Исторически представления о П. восходят к феномену протестантской трудовой этики, описанному М. Вебером в классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма». В отличие от более раннего средневекового религиозного представления о труде как необходимом зле, ниспосланном в наказание за грехопадение, протестантская трудовая этика содержит представление об успешности в трудовой деятельности как признаке предопределенности человека после смерти попасть в рай. Соответственно, формируется представление о правильном исполнении таким человеком своего жизненного предназначения– того, ради чего он был призван в этот мир. Значимость представлений о П. стала усиливаться по мере расширения в ходе модернизации возможностей для профессионального выбора (в немецком языке П. и профессия обозначаются одним и тем же словом– Beruf). В ходе последующей секуляризации представление о П. видоизменялось: идея предопределенности автономизировалась от целостной системы религиозных представлений и стала восприниматься полуметафорически– как соответствие профессионального выбора, с одной стороны, индивидуальным особенностям личности– как предпочтениям, так и способностям, значимым для успеха в определенного ро да деятельности, с другой стороны– как выполнение долга перед обществом. В обоих случаях подразумевается имплицитная вера в некий правильный порядок вещей– установление соответствия между индивидуальными особенностями и социальным порядком, «нахождением своего места в обществе». Новый смысл представление о П. обретает в связи с новым этапом модернизации– переходом к позднему модерну, связанном в психологическом смысле, согласно теории модернизации Р. Инглхарта и К. Вельцеля, с постепенным вытеснением материалистических ценностей, ориентированных на условия выживания и поддержания безопасности, постматериалистическими, направленными на самовыражение. В частности, появляется новое представление о профессиональной деятельности не как о неприятной необходимости и не как о нормативно одобряемом долге, а как о сфере самореализации личности. В этом смысле следование своему призванию рассматривается как свободная творческая реализация внутреннего потенциала и часто противопоставляется нетворческой, но востребованной на рынке труда профессиональной деятельности. Психодиагностику П. следует отличать от психодиагностических методик, используемых для профессиональной ориентации, поскольку в случае П. речь идет именно о ценностно нагруженном культурно-специфическом представлении, связанном с идеей предопределенности, находящейся вне поля приложения современной науки. Психодиагностика содержания индивидуальных представлений о П. может осуществляться при помощи опроса, а также нарративного интервью. М. С. Фабрикант