ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессиональная пригодность
готовность Человека к занятиям той или иной профессиональной работой.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

профессиональная пригодность

соответствие личностных качеств обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
соответствие психических и личностных качеств будущего работника требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью; формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации.

Источник: Акмеологический словарь.

Профессиональная пригодность
является свойством метасистемы «человек-профессия» и определяется совокупностью индивидуальных особенностей и потенциалом человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности ее выполнения, а также особенностями и потенциалом рабочих групп.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
психод. и агностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и социальных условий деятельности. Напр., П. п. к военной службе в мирное и военное время различна. Отождествление П. п. только с оценкой способностей ошибочно.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

профессиональная пригодность

совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Приобретаемая П.п. накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Решающее значение для прогноза возможности формирования П.п. или его темпа имеет значение характеристика мотивации и рациональное обучение. В тех случаях когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.п. делается в зависимости от наличия этих особенностей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Профессиональная пригодность
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.
Категория. Комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.
Специфика. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки.
Диагностика. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений, тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
наличие природных задатков и способностей, необходимых для успешного формирования требуемого профессией динамического сочетания свойств личности, обеспечивающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры П. п. ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии. Процесс формирования П. п. рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Понимание П. п. как соответствия между человеком и профессией ставит в центре внимания личность во всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда. Чем выше П. п. человека, тем меньше у него конфликтов с окружающими в процессе совместной деятельности. Поэтому хорошо организованные профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация способствуют профилактике конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
совокупность психических и психофизиологических особенностей человека - комплекс качеств, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в некоей профессии. Не дана человеку изначально, но формируется в обучении и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Ее появлению и упрочению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости ее результатов, и пр. Такие качества можно прижизненно сформировать в достаточно широком диапазоне. Но время, нужное для формирования пригодности профессиональной к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки.
В отношении большинства профессий, не требующих жестко определенных психических и психофизиологическим качеств, прогнозирование самой возможности формирования пригодности профессиональной или ее темпа неправомерно. Решающее значение для подобного прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения. Когда профессия требует особенностей, не поддающихся развитию, окончательный прогноз делается в зависимости от наличия этих особенностей.
Для выявления индивидуальной пригодности профессиональной на базе использования психологических, психофизиологических, медицинских и антропологических критериев применяются различные методики:
1) тесты достижений;
2) тесты уровня профессионально важных функций психофизиологических и психических;
3) методики мотивации.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Профессиональная пригодность
совокупность психологических и психофизиологических качеств человека, необходимых для достижения эффективности труда при наличии необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. П. п. можно понимать как взаимное соответствие человека и профессиональной области приложения его сил. Она не является врожденной, а формируется в процессе профессионального обучения деятельности на основе индивидных свойств человека. В связи с этим выделяют абсолютную и относительную П. п. (К. М. Гуревич).
Под абсолютной подразумевается необходимость и наличие таких свойств, качеств, которые относятся к числу природно обусловленных и не могут быть сформированы в процессе обучения или трудовой деятельности, но влияют на ее успешность (например, выраженность свойств нервной системы: силы, слабости, подвижности и др.; темпераментных свойств: эмоциональность, активность, темповые характеристики и т. п.). Относительная П. п. подразумевает наличие качеств, которые могут быть с большими или меньшими затратами сформированы в процессе профессионального обучения или трудовой деятельности.
П. п. имеет сложную структуру, которая включает 5 групп характеристик: гражданские качества (морально-нравственные); отношение к труду, профессии, направленность, интересы; физическая и умственная работоспособность; общие и специальные способности; навыки, умения, знания, опыт.
П. п. определяется по степени соответствия профессионально важных качеств и требований профессии. Е. А. Климов выделяет 4 степени соответствия:
непригодность к профессии, когда имеются отклонения в состоянии здоровья или психологические качества, несовместимые с данной профессиональной деятельностью;
годность — отсутствие противопоказаний медицинских или психологических;
соответствие человека требованиям профессии: отсутствуют противопоказания и имеются профессионально важные качества;
высший уровень П. п. — призвание — характеризуется тем, что имеется высокий уровень развития профессионально важных качеств во всех основных элементах их структуры, так что человек заметно выделяется среди других сверстников и профессионалов. Показатели П. п. очень важно учитывать при выборе профессии. Если человек к ней непригоден, увеличивается время и тратится больше сил на овладение данной профессией, а в процессе выполнения деятельности растет утомление, снижаются удовлетворенность трудом и показатели его продуктивности, его качества, увеличивается число ошибок, понижается надежность деятельности и в конечном счете отсутствуют условия для реализации творческого потенциала личности.
Литература
Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т. е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности: 1) Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (см. Физические качества оператора) или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами. 2) Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность. 3) Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.). Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.). П. п. не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования П. п. не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными. Поэтому выделяют два типа П. п.— абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В заключение необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная П. п. оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
ПРАФЕСІЙНАЯ ПРЫДАТНАСЦЬ / PROFESSIONAL SUITABILITY– наличие природных задатков и способностей, необходимых для успешного формирования требуемого профессией динамического сочетания свойств личности, обеспечивающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры П. п. ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависят качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии. Процесс формирования П. п. рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Понимание П. п. как соответствия между человеком и профессией ставит в центр внимания личность во всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда. П. п. специалистов разных сфер деятельности попадает в фокус рассмотрения психологической науки на протяжении многих десятков лет, о чем свидетельствуют работы К. К. Платонова, И. Н. Шпильрейна, А. П. Нечаева, В. А. Бодрова, Б. Л. Покровского, С. Е. Минца, В. А. Толочека, Л. В. Винокурова, Г. Армстронга, З. Гератеволь, Ф. Бартлетта и др. Выделяют четыре степени П. п.: первая– непригодность к данной профессии, она может быть временной или практически непреодолимой; вторая– годность к той или иной профессии или группе профессий; человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но также не имеет и показаний; третья– соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, но имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий; четвертая– призвание к данной профессиональной области деятельности, это высший уровень П. п. человека. Также описываются следующие виды П. п.: абсолютная– характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию, эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы; относительная– включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека. П. п. определяется не только объективными показателями подготовленности специалиста, его функциональными возможностями, уровнем здоровья и способностью выполнять конкретные трудовые задачи, но и субъективной оценкой отношения, интереса и удовлетворенности избранной работой, перспективами профессионального совершенствования и роста, социально-экономического обеспечения жизни и деятельности. Уровень П. п. зависит не просто от совокупности психических свойств и качеств, индивидуальных характеристик человека (психологических, профессиональных, медицинских и др.), но и от степени их выраженности и характера взаимосвязи. Кроме того, степень П. п. определяется возможностями компенсации некоторых недостатков в состоянии здоровья, в уровне профессиональной подготовленности, в развитии индивидуально-психологических качеств и т. д.С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
441.62 кб

Профессиональная пригодность преподавателя вуза

Макарова Людмила Николаевна
Обоснована актуальность изучения профессиональной пригодности преподавателя высшей школы.
Читать PDF
170.21 кб

Профессиональная пригодность - основа человеческого капитала

Чеботарев Николай Федорович
Читать PDF
275.64 кб

Критерии профессиональной пригодности к врачебной деятельности

Доника А.Д.
Читать PDF
254.26 кб

Анализ содержания уровней развития профессиональной пригодности

Пучкова Ирина Михайловна, Насырова Лейсан Каюмовна
Данная статья посвящена анализу содержания уровней профессиональной пригодности в процессе развития личности профессионала.
Читать PDF
264.01 кб

О профессиональной пригодности студентов гуманитарного факультета

Кучина Наталья Николаевна, Мартюшева Елена Валерьевна
Читать PDF
5.82 мб

Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД

Н.А. Бабкина
Читать PDF
411.90 кб

Системный подход к анализу структуры профессиональной пригодности

Гарт Виктория Алексеевна, Нгуен Ольга Ивановна, Потоцкий Евгений Павлович
Авторы рассматривают влияние человеческого фактора на производственный травматизм путем анализа профессиональной пригодности оперативного персонала действующего объекта энергетического комплекса.
Читать PDF
199.64 кб

Комплексная оценка профессиональной пригодности персонала предприятия

Квагинидзе В.С., Черкасов А.В.
Рассматриваются параметры оценки персонала предприятия с точки зрения профессиональной пригодности.
Читать PDF
554.51 кб

Анализ профессиональной пригодности кандидата на основе нейронных сетей

Александрова Юлия Наильевна
Квалифицированный сотрудник это залог успешной работы всей компании.
Читать PDF
125.38 кб

Экспертиза профессиональной пригодности у лиц с дисплазией соединительной ткани

Плотникова О. В., Глотов А. В.
Состояние и возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке во многом определяют профессиональную пригодность лиц с дисплазией соединительной ткани к выполнению тяжелого и/или напряженного труда.
Читать PDF
2.22 мб

Формирование профессиональной пригодности в процессе подготовки юристов для ОВД

Т.Е.Суровицкая, В.Н. Фетисов
Читать PDF
181.25 кб

К проблеме профессиональной пригодности начинающих диспетчеров экстренных служб

Максутова Н. Г.
В статье анализируются вопросы профессиональной пригодности диспетчеров информационных центров неспециализированных экстренных служб. Показана важность рассмотрения когнитивных аспектов при отборе кандидатов.
Читать PDF
374.26 кб

Профессионально важные качества математика как основа профессиональной пригодности

Попов Николай Иванович
Статья посвящена экспериментальной работе по диагностике профессионально важных качеств и определению уровня специальных способностей математиков.
Читать PDF
721.44 кб

К вопросу о формах аддикции и профессиональной пригодности (от абитуриента к специалисту)

Шаланкова Елена Георгиевна
В статье рассматривается проблема психологической зависимости, аддиктивного поведения. Даны основания для определения профессиональной пригодности относительно приемлемых и неприемлемых форм отклоняющегося поведения.
Читать PDF
235.05 кб

Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов

Кочнева Е. М.
В статье анализируются общие подходы к изучению профессиональной пригодности в различных сферах деятельности человека.

Похожие термины:

  • ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    пригодность или психологическая готовность человека к занятиям той или иной профессиональной деятельностью. Для определения П.п.п. используется обычно психологическое тестирование, основанное