Представительская функция ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Найдено 18 определений термина ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Представление

См. знакомство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

Представление

образ ранее воспринятого предмета или явления или созданный продуктивным воображением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по конфликтологии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Представление

психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Представление

Образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению. Представление – третья ступень сознания вслед за ощущением и восприятием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Вообще – любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе - действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе – способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии – последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях – способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

То, что выполняет функции, замещает, символизирует или представляет что-то другое. В исследованиях восприятия и познания часто можно встретить упоминание/мысленного представления стимульного события, которое в зависимости от теоретической ориентации может характеризоваться как прямое отображение стимула (см. непосредственный реализм), результат переработки стимула (см. конструктивизм), его мысленный код (см. идея, образ) или его абстрактная характеристика (см. суждение). В психоаналитической теории – сновидения, воспоминания, фантазии и т.п. также называются представлениями бессознательных факторов и подавленных импульсов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях [Гринштейн A.M.].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

Представление

Образы представления являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле. Когда мы говорим, что представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы сможем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д. Это – следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов. (33.1, 276) общие представления как высшая ступень в развитии и значении слов возникают не из обобщенных единичных представлений, а из обобщений, господствовавших на прежней ступени. (1.2.1, 278) Представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. (5.2, 129) См. Обобщение, Память, Слово

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Представление

Категория. Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков.

Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Представление

наглядный образ предмета, сцен и событий, возникающий на основе их припоминания или воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи, с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. В отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. П. отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно-предметный характер П. позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на П. хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования П. играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового "видения" ситуации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по истории психологии

Представление

1. вообще – любой способ, в котором индивиду подается материал для изучения или ознакомления; 2. в эксперименте – помещение стимула перед испытуемым; 3. в психоанализе – то, что дает возможность психике представить себе нечто, в данный момент не присутствующее или способ, которым выражается инстинктное влечение. Психическое представление – это относительно постоянный образ того, что прежде было воспринято или процесс, при помощи которого такие образы создаются (приобретаются). Символическое представление – процесс, посредством которого психический образ одного объекта начинает выступать вместо (психического образа) другого, и первый становится символом последнего; 4. в этологии – последовательность действий, которыми самка демонстрирует готовность к спариванию; 5. в социальном взаимодействии – способ, которым человек выражает себя (самопрезентация); 6. в психологии – воспоминание ранее возникавшего в сознании наглядного образа или образ фантазии, мысленный образ некоего объекта, какой-либо ситуации, включая репродукцию чувственного образа самого индивида; 7. театральная постановка; 8. в психопатологии – а) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения на глубинных уровнях психической деятельности; б) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения психофизиологических структур головного мозга.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. В связи с этим различают П. памяти и П. воображения. Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более систематизированы и обобщены; в них отражаются наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в П. может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие представления. Единичные. П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в единичных П. содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представлений в абстрактные понятия. Основой представления является оживление «следов» тех образов, которые возникли в головном мозгу при восприятии. Представления являются психологическим фундаментом поведения человека в процессе труда. С их помощью человек прогнозирует события и их последовательность, мысленно изменяет состояния управляемого объекта и его частей. На основе представлений формируется психологическое ожидание появления того или иного события, а также оценивается объективная вероятность наступления этого события. На основе представлений человек создает определенный план поведения в данной ситуации. Особенно велика роль представлений в деятельности оператора. Не имея возможности непосредственно воспринимать управляемые объекты и процессы, он должен на основе поступающей информации воссоздать их в плане представлений. Например, проведенными исследованиями установлено, что оперирование пространственными представлениями является одним из наиболее существенных компонентов деятельности авиационных и железнодорожных диспетчеров. Значение представлений в деятельности оператора заключается также в том, что они являются основой создания концептуальной модели и формируемого у оператора на основе ее текущего образа наличной ситуации — оперативного образа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему.

Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово - образ, образ - образ, чувство - образ, а также непроизвольно - через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство - это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений - в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления - исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.

Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она - главный признак.

Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности - как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация - выделение представлений единичных и общих.

Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации.

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест - одно из самых эффективных мнемонических средств (-> мнемоника).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. -Франц.: repr?sentation. -Англ.: idea or presentation. -Исп.: representaci?n. - Итал.: rappresentazione. - Португ.: representa?ao.

o Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслнтельного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений - своя судьба.

o Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал - необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.

1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении "кванта аффекта"* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект - "подавлению".

2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно акт субъективного представления объекта сознанием отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".

3) Как известно, память для Фрейда - это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.

4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два Уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, Которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике : предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: "Опыт удовлетворения").

И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894-1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.

5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чис/иьшмнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и системе бессознательного.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по психоанализу

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.

   В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.

   В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».

   В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.

   В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».

   В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением.

   В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.

   Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».

   Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено схем по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: