Познавательные психические процессы

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
процессы ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и речи, обеспечивающие и каждый в отдельности, и в совокупности познание.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Познавательные психические процессы
психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

познавательные психические процессы

психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе П. п. п., особенно мышления. П. п. п. взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение – более глубоким и творческим. Усложнение профессиональной деятельности усилило зависимость успеха в ней специалиста от уровня развития его П. п. п. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания, неумение переключать и распределять его, слабость памяти могут привести к ошибкам. Заботясь о самосовершенствовании у воинов ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других П. п. п., можно повлиять на их дальнейшую профессиональную готовность и подготовленность.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПСІХІЧНЫЯ ПАЗНАВАЛЬНЫЯ ПРАЦЭСЫ / COGNITIVE MENTAL PROCESSES– общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Построение человеком субъективной картины объективного мира происходит посредством П. п. п., а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (внимание, восприя тие), мнемических (представление, память), интеллектуальных (воображение, мышление, речь). Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы несут информацию о свойствах, качествах предметов и явлений, состоянии внутренних органов, благодаря этому человек познает окружающий мир. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом– восприятие. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому, как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Исследования показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание. П. п. п. взаимосвязаны: не будь памяти– не было бы и представления и воображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие– более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь: понятие существует благодаря слову, речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память– логической и управляемой, воображение– более глубоким и творческим. Усложнение профессиональной деятельности усилило зависимость успешности в ней специалиста от уровня развития его П. п. п. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания, неумение переключать и распределять его, слабость памяти могут привести к ошибкам. Заботясь о самосовершенствовании у учащихся ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других П. п. п., можно повлиять на повышение их успеваемости и дальнейшую профессиональную готовность и подготовленность. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
238.88 кб

Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта

Ткачева Мария Сергеевна
В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии спорта, касающиеся функционирования познавательных психических процессов спортсмена в зависимости от особенностей вида спорта.
Читать PDF
264.70 кб

Особенности развития психических познавательных процессов детей-амбидекстров в возрасте 10-12 лет

Маклаков А.Г., Бойко Е.А.
В работе приведены результаты лонгитюдного исследования психических познавательных процессов детей в возрасте 10-12 лет.
Читать PDF
184.57 кб

Особенности протекания познавательных психических процессов, их учет при разработке обучающих програ

Трубачёва Светлана Ивановна
Обучение с применением информационных технологий рассматривается как дальнейшее развитие коммуникативно-деятельной концепции обучения.
Читать PDF
303.84 кб

Взаимообусловленность и взаимовлияние в развитии психических процессов и познавательной активности м

Артеменко О. Н.
Статья посвящена описанию возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и специфике развития познавательных процессов с позиции возрастного диапазона изменений микросоциальных условий (смены семейной и дошкольной среды
Читать PDF
448.23 кб

Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского са

Колмогорова Людмила Степановна, Балабекян Елизавета Степановна
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни. Возникающие в этот период проблемы затрудняют адаптацию некоторых первоклассников к условиям школьной жизни.
Читать PDF
315.24 кб

Взаимосвязь познавательных психических процессов с различными видами функциональных асимметрий у дет

Сергеева М. В.
Читать PDF
266.44 кб

Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с разной успешностью ведущей д

Куницына И.А., Яхудина Е.Н.
В статье рассматриваются особенности развития психических познавательных процессов обучающихся начальной школы с разной учебной успеваемостью.
Читать PDF
486.60 кб

Динамика познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональной асимметрии

Сергеева Мария Васильевна
Рассматривается проблема функциональной специализации полушарий головного мозга в начальной школе и ее влияние на успешность обучения.
Читать PDF
137.74 кб

Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных

Читать PDF
620.72 кб

Динамика развития психических познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего шко

Маклаков Анатолий Геннадьевич, Яхудина Елена Николаевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования психических познавательных процессов и личностных характеристик младших школьников.