Познавательные психические процессы
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
процессы ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и речи, обеспечивающие и каждый в отдельности, и в совокупности познание.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Познавательные психические процессы
психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
познавательные психические процессы
психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе П. п. п., особенно мышления. П. п. п. взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение – более глубоким и творческим. Усложнение профессиональной деятельности усилило зависимость успеха в ней специалиста от уровня развития его П. п. п. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания, неумение переключать и распределять его, слабость памяти могут привести к ошибкам. Заботясь о самосовершенствовании у воинов ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других П. п. п., можно повлиять на их дальнейшую профессиональную готовность и подготовленность.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПСІХІЧНЫЯ ПАЗНАВАЛЬНЫЯ ПРАЦЭСЫ / COGNITIVE MENTAL PROCESSES– общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Построение человеком субъективной картины объективного мира происходит посредством П. п. п., а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (внимание, восприя тие), мнемических (представление, память), интеллектуальных (воображение, мышление, речь). Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы несут информацию о свойствах, качествах предметов и явлений, состоянии внутренних органов, благодаря этому человек познает окружающий мир. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом– восприятие. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому, как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Исследования показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание. П. п. п. взаимосвязаны: не будь памяти– не было бы и представления и воображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие– более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь: понятие существует благодаря слову, речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память– логической и управляемой, воображение– более глубоким и творческим. Усложнение профессиональной деятельности усилило зависимость успешности в ней специалиста от уровня развития его П. п. п. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания, неумение переключать и распределять его, слабость памяти могут привести к ошибкам. Заботясь о самосовершенствовании у учащихся ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других П. п. п., можно повлиять на повышение их успеваемости и дальнейшую профессиональную готовность и подготовленность. Г. А. Фофанова