ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 39 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Поведение
behaviors) - реакция организма на окружающую среду.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Поведение
любая активность, в которую мы вовлечены, включая процесс мышления.

Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004

ПОВЕДЕНИЕ
действия человека, направленные на удовлетворение некоторой потребности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПОВЕДЕНИЕ

— формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Поведение
освоение и преобразование человеком как внешнего, так и внутреннего мира в процессе жизнедеятельности.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Поведение
любая деятельность, которой мы заняты, включая и мыслительный процесс; один из неврологических уровней.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

ПОВЕДЕНИЕ

Специфические действия и реакции, посредством которых мы общаемся с другими людьми и окружающим миром.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

ПОВЕДЕНИЕ

— опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Поведение
Behavior). Любая деятельность, в которую мы вовле¬чены; мышление на микроуровне или внешние действия на мак¬роуровне.

Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007

поведение

наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включая моменты неподвижности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОВЕДЕНИЕ
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Поведение
внешне наблюдаемое целенаправленное взаимодействие организма с окружающей средой, опосредованное как внешней двигательной, так и внутренней психической активностью.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Поведение
К.Э. Фабри) - совокупность проявлений, внешней преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

ПОВЕДЕНИЕ
ПАВОДЗІНЫ / BEHAVIOUR– внешняя сторона активности субъекта. Бихевиоризм трактует П. как совокупность реакций на стимулы внешней среды. В теории деятельности П. рассматривается как внешняя сторона деятельности. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Поведение
психологическая и физическая манера вести себя, при которой индивид учитывает стандарты, установленные в социальной группе, к которой он принадлежит. Расстройства поведения у детей наиболее часто характеризуются агрессивными и/или антисоциальными проявлениями.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

Поведение
Способ взаимодействия с окружающей средой (включая и социальную), имеющий как внешние (условия среды), так и внутренние (мотивационно-потребностные установки) детерминанты. П. человека представляет собой систему сознательных актов, в которых проявляются его взаимоотношения с социальной средой.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПОВЕДЕНИЕ
взаимодействие субъекта с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; в практическом плане - наблюдаемые, поддающиеся измерению, объективной фиксации и оценке слова, заявления, действия, акции, а также взаимосвязанные последовательности всего перечисленного личности, группы, организации, государства. (Косолапов Н.А., с.105)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Поведение
Behavior). По Роттеру, любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. Таким образом, в качестве поведения можно рассматривать обобщение, решение проблем, мышление, анализ и т. п.
Поведенческий потенциал (Behavior potential). Вероятность того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ПОВЕДЕНИЕ
Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В психиатрии имеют значение П. агрессивное, бредовое, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм), делинквентное (с нарушением законов), неадекватное окружающей обстановке, установочное (симуляция, диссимуляция, осознанное или неосознаваемое желание представить себя в определенном свете).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПОВЕДЕНИЕ
внешние проявления психической деятельности, поступки и действия животного, человека; целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

ПОВЕДЕНИЕ
совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Поведение
Общий термин, описывающий любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведением, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдению. К примеру, работу человеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ПОВЕДЕНИЕ
термин, имеющий несколько значений:
- общенаучное — внешнее проявление системы двигательных реакций объекта на воздействия среды, это значение относится не только к живым организмам, но и к роботу, даже атому;
- в этологии — категория, обобщающая иерархические системы двигательных реакций как формы биологической активности при взаимодействии организма и среды на основе нервизма, обеспечивающие сохранение индивида и вида;
- в психологии человека — внешнее проявление его деятельности;
- в социальной психологии — эллипсис термина «нравственное поведение» как совокупность поступков.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

поведение

система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин "п." употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не п., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленной, опосредованной языком и другими знаково-смысловыми системами, типичными формами которой является познание, труд, игра, общение.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОВЕДЕНИЕ
внешне проявляющаяся активность живых существ. П. человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. П. может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое П. изучают психология, социальная психология, социология. Бихевиоризм (см.) трактует П. как совокупность реакций на стимулы внешней среды, тем самым недооценивает роль сознания, внутреннего мира человека в его регуляции. Поведение может быть спокойным, аффективным, агрессивным, не соответствовать нормам права (преступным) и т. д. Выделяют также сексуальное поведение, мотивируемое половой потребностью, требованиями к сексу, временем и ситуацией полового сближения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПОВЕДЕНИЕ
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Эволюционное учение в биологии (Ч.Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только П., к–рое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В советской психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально- обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность. Типичной формой П. является труд, а атрибутом – общение. В П. проявляется личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, мотивы, взгляды, вкусы.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Поведение
1 . Особого рода физические действия и противодействия, через которые человек взаимодействует с другими людьми и окружающим миром. 2. Любая активность, в которую мы вовлечены, включая процесс мышления. 3. система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность. 4. общий термин, описывающий любую реакцию организма, которую можно изменить. Термин поведение используется для целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдению. 5. присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ПОВЕДЕНИЕ
целеориентированная, двигательная активность человека (с элементами неподвижности), обуславливающая контакт и взаимодействие с окружающей средой или опосредующая его отношение, прежде всего, к тем её свойствам, от которых зависит его развитие и сохранение. Первоисточником определённого П. выступает материальная или социокультурная потребность человека, удовлетворение которой обеспечивается осуществлением целенаправленных, взаимосвязанных, последовательно выполняемых действий в совокупности представляющих собой систему актов, именуемых П. Характерной чертой П. человека, в отличие от животных, является использование им во взаимосвязи с внешним миром символов, знаков, орудий и речи, применяемых для управления П. Особенности П. человека в экстремальных ситуациях обуславливают способность их перенесения. Поэтому специальная психологическая подготовка, направленная на развитие этой способности, имеет важное значение в формировании П., необходимого для преодоления сложностей.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПОВЕДЕНИЕ
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Конфликты реализуются именно в П., а не в деятельности людей. П. человека в предконфликтных и конфликтных ситуациях, а также конфликтогенное П. являются основными процессами, которые изучает конфликтология.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПОВЕДЕНИЕ
внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. П. включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т. п., т. е. все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма. В широком значении термин употребляется в разных областях психологии, исключая бихевиоризм. Бихевиористы называют П. лишь такие движения организма, которые можно непосредственно наблюдать и объективно оценивать. Узкое значение термина П. относится к сознательным формам активности человека, причины которых известны или принципиально познаваемы.
См. активность, бихевиоризм, действие, деятельность, поведение аверсивное, поведение адаптивное, поведение антисоциальное, поведение апопатическое, поведение беспомощное, поведение вербальное, поведение выборочное, поведение вызванное, поведение групповое, поведение девиантное, поведение инструментальное, поведение исследовательское, поведение комплиментарное, поведение компульсивное, поведение конкурентное, поведение массовое, поведение материнское, поведение невербальное, поведение оперантное, поведение полоролевое, поведение помогающее, поведение послушное, поведение (типа) привязанности, поведение проблемное, поведение просоциальное, поведение противоправное, поведение респондентное, поведение родительское, поведение социальное, поведение стереотипное, поведение суеверное, поведение терминальное, поведение целенаправленное, поведение щиркулярное, поведение эмитированное, реакция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Поведение
(англ. Behaviour). Совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия с окружающей средой. См. Бихевиоризм.
П., агрессивное - см. Агрессивное поведение.
П., бредовое. Поведение психически больного, определяемое бредовыми мотивами и суждениями.
П., глуповатое - см. Глуповатое поведение.
П., дефанзивное - см. Дефанзивное поведение.
П., направленное. Поведение психически больного, обусловленное сознательным или неосознанным стремлениям воспроизвести или скрыть болезненное состояние.
П., неадекватное. Поведение, не соответствующее окружающей обстановке и общепринятым нормам. Наблюдается у больных психозами, психопатиями и, в редких случаях, у психически здоровых.
П., психастеническое - см. Психастеническое поведение.
П. психотерапевта. Способ поведения терапевтов, который обязателен, может быть, для всех видов терапии, но указан недвусмысленно в одном из основных направлений психотерапии (разговорная терапия), степень реализации которого влияет на эффективность специальных терапевтических методов. При разговорной терапии к базисному поведению причисляются уважение и теплота, вербализация, опосредованное понимание, а также истинность (аутентичность). Воздействие можно определить как противоположное ятрогении (см.). Особенно большое значение имеет и дает хорошие результаты при психогенно обусловленных заболеваниях.
П., ситуативное - см. Ситуативное поведение.
П., социальное - см. Социальное поведение.
П., театральное - см. Театральное поведение.
П. у подростков, суицидальное - см. Суицидальное поведение у подростков.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПОВЕДЕНИЕ
BEHAVIOR)
Доступные наблюдению образ действий или манера себя вести. Термин распространен среди аналитиков, но точного определения в психоанализе не имеет. Он тесно связан с понятием действие, и иногда оба они используются как синонимы, особенно поведение/действие противопоставляется мышлению и вербализации в психоаналитическом процессе. Тем не менее между ними имеются определенные отличия, которые не всегда учитываются. Иногда поведение рассматривается как подкатегория действия; при этом поведение в отличие от действия определяется как совокупность внешне наблюдаемых феноменов. В других случаях поведение выступает как интегральное понятие, включающее в себя психические, вербальные и моторные действия (Lagache, 1953).
Понятия поведение и действие во многом совпадают и различаются в основном тем, что поведение доступно наблюдению, более комплексно, имеет более выраженные паттерны и временные характеристики и, как правило, повторяется.
Психоаналитики говорят о нарушениях поведения и патологическом поведении, когда внешне наблюдаемые расстройство поведения имеют признаки выраженной патологии, какую бы причину они под собой ни имели - органическую (физиологическую) или психогенную.
Бихевиоризм представляет собой психологическую теорию, утверждающую, что научному изучению подлежат только наблюдаемые события; в отличие от него психоанализ занимается явлениями внутренней жизни и подчеркивает важность интроспекции. Поведенческая терапия представляет собой форму лечения, основанную на принципах экспериментальной психологии и теории научения и пытающуюся изменить дезадаптивное поведение с помощью методов обусловливания. Акцент делается скорее на изменении внешнего поведения, чем на выявлении его внутренних причин.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ПОВЕДЕНИЕ
англ. behavior, behaviour) -извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.
Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.
Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.
П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.
На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин "П." обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОВЕДЕНИЕ
извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности. П. есть исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, которые осуществляют практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствуют отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливают удовлетворение потребностей организма, обеспечивают достижение определенных целей. Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психологически-побудительных, регулирующих отражательных звеньев и исполнительных внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Усложненное П. обуславливается усложнением условий существования живых существ. Общие закономерности поведения — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, определяющиеся системными закономерностями работы мозга, однако не сводящиеся только к ним. П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. Поэтому в современной психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально-обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность П. отрицательно сказывается на межличностных отношениях. П. является объектом изучения не только психологии, но и общественных и биологических наук, а в определенных аспектах и кибернетики. Различают волевое и импульсивное П. человека (Л. А. Китаев-Смык). Волевое П. связано с сознательной деятельностью человека; такое П. включает в себя ощущение напряжения, ясное осознание того, что нужно сделать, переживание, стремление выполнить нужное действие. Импульсивные П. наблюдается на фоне сильной эмоциональной реакции без ясного осознания. Такое П. является причиной многочисленных ошибок оператора.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПОВЕДЕНИЕ
присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:
1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.
Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Поведение
возможно, от рус. повадити – приманить, приучить к соблазнам) – 1. родовой термин, охватывающий движения, действия, поступки, деятельность, другие проявления активности организмов, включая психическую активность; 2. в бихевиоризме – термин, обозначающий только такие реакции организма, которые можно наблюдать и измерить. В необихевиоризме в объяснениях детерминант поведения допускается гипотетическая роль неких внутренних состояний или «промежуточных переменных»; 3. в когнитивной психологии - рассматривается скорее как мысленное представление, процессы мышления и речи, чем измеряемые внешние поведенческие акты; 4. в отечественной психологии – рассматривается как совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом во взаимодействии с внешней средой, то есть проявлением как внешней (двигательной), так и внутренней (психической) активности, то есть как деятельность; 5. в психопатологии – имеются в виду различные нарушения поведения, так или иначе связанные с психическим расстройством, нарушениями личности и являющиеся важным, хотя и косвенным свидетельством клинически значимой информации о состоянии душевного нездоровья пациентов или расстройства их личности. Это, например, поведение игровое, девиантное, агрессивное, возбужденное, бредовое, поведение, обусловленное аутизмом, галлюцинациями и кататонией, спутанным сознанием. Особенно важное значение придается при этом наиболее распространенным и социально значимым формам патологии поведения, указывающим на расстройство личности, в частности, свойственное психопатии и болезням зависимости. З.Фрейд в своем эссе «Достоевский и отцеубийство» описал жизнь писателя в качестве не слишком убедительного примера того, как на основе психодинамической концепции следует рассматривать развитие пристрастия уже стввшего взрослым человека к азартным играм на основе его сексуальных конфликтов в детском возрасте. Любопытно, что З.Фрейд оставил без внимания эпилептические припадки писателя (может быть и они явились перед нами как следствие детских сексуальных конфликтов последнего), а главное – то, что Ф.М.Достоевский, в описании событий внутренней жизни человека, по мастерству их, реалистичности и по знанию природы человека далеко оставил позади себя З.Фрейда, в отношении детских комплексов которого и их влиянии на формирование психоаналитической доктрины практически ничего неизвестно (у З.Фрейда наверняка нашлось бы что-нибудь патологическое и не только в детском возрасте).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОВЕДЕНИЕ
Родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любая измеряемая реакция организма. Долгое время предпринимались попытки установить набор последовательных ограничений на определения этого термина. Несомненно, это было вызвано интересной, но в основном безнадежной идеей определить психологию как "науку о поведении". Проблема состояла в том, что, поскольку диапазон явлений, входящих в область психологии, увеличился, возникла потребность расширить и границы того, что с полным правом называлось "поведением". Быстрый краткий обзор истории дисциплины показывает, что, в общем, вопрос о включении действия в класс вещей, называемых "поведением", решался в зависимости от того, насколько оно измеряемо. Например, строгие бихевиористы в традиции Уотсона и Скиннера имеют тенденцию включать только те реакции, которые являются явными и которые возможно наблюдать. Следовательно, они исключили бы скрытые мысленные конструкции сознания, такие как схемы, идеи, стратегии, память, образы и т.д. (за исключением тех, которые проявляются во внешнем поведении). Такой подход, однако, не учитывает многое из того, что кажется существенным для понимания человеческого поведения, и некоторые психологи сегодня мирятся с таким жестким определением поведения. Более умеренную, компромиссную позицию заняли те, кого принято называть необихевиористами, они допускают логические выводы о внутренних состояниях, промежуточных переменных, гипотетических конструкциях, посреднических процессах и т.п. Оставаясь бихевиорис-тами в общем подходе, такие ученые настаивали на том, что постулирование этого скрытого поведения правомерно только тогда, когда оно может быть связано с измеряемым. Еще более гибкими при определении поведения были сторонники когнитивного или психического подхода. Здесь поведение рассматривалось скорее как мысленное представление, чем как внешний измеряемый поведенческий акт. Благодаря этому направлению действия и процессы мышления были признаны аспектами, заслуживающими изучения. Например, язык анализируется здесь в связи с базовыми знаниями правил грамматики и общими знаниями – это важная особенность, ведь исследовались не внешние акты говорения, которые можно наблюдать. И, наконец, ведется еще одна продолжительная дискуссия о том, считать ли физиологические, неврологические процессы поведением. Здесь можно увидеть тот же исторический образец. Поскольку эти внутренние действия были относительно последовательны и определенны (например, действия мышцы, рефлекторной дуги, секреции желез), ранние теоретики считали удобным называть их поведением. Но поскольку область исследования расширилась, включив в себя детализированное изучение таких вещей, как электроэнцефалография, связи между конкретными нейромедиаторами и определенными нервными путями и т.д., вопрос, конечно, стал более спорным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Поведение
поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой. (3.1, 134) Именно он [механизм условного рефлекса] может объяснить и показать, каким образом наследственное поведение человека, составляющее общебиологическое приобретение всего животного рода, переходит в социальное поведение человека, возникающее на основе наследственного, под решающим воздействием социальной среды. (1.1.2, 73) Под поведением обычно подразумеваются все те движения, которые производятся только живыми существами и отличают их от неживой природы. Всякое такое движение представляет собой всегда реакцию организма на какое-либо раздражение, либо падающее на организм из внешней среды, либо возникающее в самом организме. Поведение животных и человека составляет чрезвычайно важную форму биологического приспособления к окружающей среде. Поведение животных и человека также слагается из реакций наследственных и приобретаемых в личном опыте. Наследственные реакции слагаются из рефлексов, инстинктов, некоторых эмоциональных реакций и представляют общий для всего вида наследственный капитал полезных биологических приспособлений организма. Всякий акт поведения строится по модели рефлекса. Основной закон поведения: приобретаемые реакции (условные рефлексы) возникают на основе наследственных (безусловных) и представляют собой, в сущности, те же наследственные реакции, но в расчлененном, комбинированном виде, и возникают они в совершенно новых связях с элементами среды. (1.1.2, 70 – 74) Над всем этим возвышается основной вопрос: что превращает сумму реакций в поведение, имеющее, как новое химическое тело, целый ряд новых свойств, не данных в его составных частях, и утерявшее целый ряд свойств, которыми обладали его составные части. Так, вода, хотя и есть не что иное, как H2O, не горит, как водород, и тушит огонь, чего не делает кислород. (13.1, 104) Поведение человека не есть только функция деятельности нервной системы, хотя, несомненно, оно осуществляется в конечном счете через ее деятельность. (13.1, 123) (придает человеческому поведению) трагический и диалогический характер непрестанной борьбы между миром и человеком и между различными элементами мира внутри человека. (3.1, 71) поведение человека представляет из себя лишь одну из немногих осуществившихся возможностей. Теперь мы можем определить поведение как восторжествовавшую доминанту и согласившиеся служить ей субдоминантные рефлексы. (3.1, 73) Поведение человека раскрывается нам не только как статическая система уже выработанных реакций, но как не останавливающийся ни на минуту процесс возникновения новых связей, замыкания новых зависимостей, выработки новых суперрефлексов и одновременно размыкания и уничтожения прежних связей, отмирания прежних реакций, а самое главное, как ни на секунду не прекращающаяся борьба, требующая мгновенных комбинаций, сложнейшей стратегии организма, и борьба множества разнообразных реакций внутри организма за преобладание, за обладание рабочими, исполнительными органами. (1.1.11, 190) у низших животных все же доминирующей, преобладающей, формой поведения остается инстинкт. У высших животных, наоборот, обнаруживается сдвиг в сторону преобладания условных рефлексов в общей системе реакций. (9.1, 25) поведение, взятое в целом, проходит в своем развитии три основные стадии. Первую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследственные реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами Над этой первой и основной ступенью в развитии поведения возвышается вторая ступень Это – так называемая ступень дрессуры или условных рефлексов Над этой второй ступенью возвышается третья и для царства животных, видимо, последняя ступень, хотя и не последняя для человека. С несомненной научной достоверностью наличие этой третьей ступени было констатировано только в поведении высших человекообразных обезьян Именно в опытах с человекообразными обезьянами интеллектуальные реакции проступают в такой простой, чистой, прозрачной форме, в какой мы никогда не можем наблюдать их в развитом поведении человека. (9.1, 23 – 27) Поведение человека – продукт развития более широкой системы, чем только система индивидуальных функций, именно системы социальных связей и отношений, коллективных форм поведения и социального сотрудничества. (1.6.1, 56) Подобно тому как новый мозг надстраивается на основе старого, так только и всякая новая ступень в развитии поведения, соответствующая новому отделу мозга, надстраивается над старой. (9.1, 5) Подобно тому как возрастающее господство над природой основывается у человека не столько на развитии его естественных органов, сколько на совершенствовании его техники, подобно этому и господство его над собой, всевозрастающее развитие его поведения основывается преимущественно на совершенствовании внешних знаков, внешних приемов и способов, вырабатываемых в определенной социальной среде под давлением технических и экономических потребностей. (9.1, 119) В современной психологии поведение означает часто совокупность психофизиологических процессов, включающих объективную и субъективную сторону реакции. (12.1, 132) См. Доминанта, Знак, Инстинкт, Мозг, Реакция, Рефлекс, Среда, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПОВЕДЕНИЕ
это присущая всем живым организмам форма взаимодействия-корреляции, с окружающей экстеросредой, опосредствованная их экстеродвигательно-кинетической и интропсихофизиологической активностью или же, в зависимости от ситуативных факторов, пассивностью; понятие П. можно широко использовать-применять к субъектам, так и к совокупностям-суммациям феноменов животных, а также членам социогруппы-социоальянса, организации, группировки, касты; матрицы П. представляют собой целеинтенциональную систему сукцессивно-исполняемых действий-операций, кот. продуцируют-осуществляют контакт организма с окружающей средой, онтосом, опосредствующий отношение-корреляцию самого организма к предикатам-свойствам среды, от коих и зависит сохранение-адаптация-эволюция жизни организма или же удовлетворение тех запросов-потребностей организма, кот. и обеспечивают успешное достижение поста в ленных целей-задач-программ; базальными источниками П. явл. потребности-притязания-запросы-желания субъекта, а осуществляется мультиматрицы П., как единство психоконтрольных-психорегуляторных-психоинтенциональных звеньев, отражающих-отзеркаливающих-устанавливающих-фиксирующих те условия-феномены, в кот. и находятся сами предметы потребностей-запросов и потенции-побуждения-желания самого субъекта, связанные с ними; тут необходимо, в научно-кардинальном порядке, учитывать исполнительно-операциональные, экстернально-инструментальные, ментально-интеллектуальные действия субъекта, кот. либо приближают его к реализации своих целей-задач, в поведенческих актах-паттернах, либо дистанцируют-удаляют его мультиповеденческие реакции, от преобразования мира или же реализации поставленных проектов-замыслов-программ; субстанционально-релевантными закономерностями П. явл, специфико-закономерности аналитико-синтетическо-рефлексивно-ментальной деятельности субъекта и аналитико-интегративно-рефлекторной активности субъекта, базирующихся на консолидационно-закономерных физиологических функциях работы коры бол. пол. гол. мозга, на мультипсихических процессах, спроецированных на целеполагающие феномены, на аспекты созидательно-праксиологической деятельности; учитывая социально-онтологические детерминанты деятельности субъекта, термин-понятие П. может мультиверсионно интерпретировать-эксплицировать как действие субъекта относительно общества, государства, других субъектов, групп, альянсов, предмет-объектного мира, кот. необходимо эксплицировать-рассматривать-исследовать в нормативно-регулятивных моделях этики-права-юриспруденции, тут, к примеру, можно модифицировать-референцировать либо высоконравственные акты П., либо криминальные акты П., либо девиантные акты П.; необихевиористы, Скиннер, Халл, Хебб, Шерринггон и др. пытались противопоставить мультиматрицы поведенческих паттернов-реакций, актам сознания и подсознания, считая, что П. может быть стелено к суммации-аддитивности кинетико-двигательных реакций, в основном на эктеростимулы-экстеросигналы, с учетом оперантно-подкрепительных, детерминационно-обусловливающих феноменов, не учитывая корреляты мультиповеденческих процессов с языком, лингвистическими моделями, с коммуникативными факторами и другими знако-смысло-индексно-ориентационными моделями-системами, подключенными-когеренцируемыми с деятельностью-активностью-актоинициативностью субъекта; составляющими ингредиентами-компонентами поведения являются акты или же поступки, в коих конституируются-тектонизируются-формируются-эволюционизируются диспозиции-эгозамыслы-эгоцели личности, его нравственно-этические ориентиры, его психосоматическо-психофизиологические феномены; верифицируем-аргументируем-резюмируем, что в зависимости от обстоятельств, целей, задач, замыслов, аутопроектов, тот или иной субъект может разыгрывать различные роли-амплуа в актах своего поведения, с целью ослабить наблюдательность-осмотрительность-контроль со стороны другого индивида и, та-ким модусом-образом, добиться для себя утилитарных уступок, индивидуально-дифференциально-значимых собственных выгод; эскалационная модель поведения (Э.м.п.) — формоспецифическая матрица действий субъекта, кот. модальноизируется трансляцией-дизайнированием-экспоненцией своей приоритетности-прерогативности в силе или же путем применения силы по отношению к другому субъекту, субъектам, коим сам индивид стремится причинить какое-либо зло. ущерб, неприятность; Э.м.п. могут версиеизироваться по модальностям-параметрам интенсивности и по матрицам экстенсивности своей мультирепродукции — это и трансляция-интерпретация неприязни, недоброжелательства, оскорблений, а также применение агрессивно-грубой физической силы, а в социоонтологическо-психологическом абрисе иссл. инкарнация Э.м.п. в модели межличностно-межгрупповой агрессии; Фрейд и фрейдисты ввели в психоанализ, термин-понятие «комплекс Эдипа», как результат-итог психоподавления-психодеструкции мультилибидозных стремлений в раннем возрасте; стор. необихевиоризма полагают, что Э.м.п. явл. следствием мульти-фрустраций, кот. в метаболизационно-обструктивном порядке, влияют на личностное Эго субъекта, уже в процессах социообучения, индивидуально-эмпирического усвоения матер нала-и и формации; ученые-интеракционисты рассматривают-трактуют Э.м.п. как мультиследственные-мультипричинные единицы субъективно-объективных эксцессов-конфликтов, дифференциальных интересов, а также как оппозицию-антитезность целей-проектов-задач отдельных субъектов и социогрупп-социоальянсов-организаций; знам. стор. когнитивистской психологии Л.Фестингер, эксплицирует мультиформы Э.м.п., как итоги-результаты дифференциально-базальных диссонансов, неконгруэнтностей-дисизоморфизаций, не дающих возможность субъекту генерально-продуктивно результировать свои креативно-ментальные потенции в когнитивно-познавательной сфере, спроецированной на трансформационный аспект деятельности и преобразования онтоса-экзистенции; стор. биологического направления в псих. пытаются объяснить-эксплицировать многообразие форм Э.м.п., с чисто механическо-биологизаторских концепций, считая, что индивидуальное поведение субъекта, есть мультиинстинктивные ответреакции организма на негативные факторы экстеросреды, социума; согласно нашим концепциям, поливариантность форм Э.м.п. необходимо рассматривать-изучать-интерпретировать с учетом ситуативно-онтологических факторов бытия, когда, к примеру, эскалационный акт одного субъекта может быть либо адекватно-защитной реакцией на угрозу, неприязнь, возникающую со стороны другого индивида, или же может выступать как средство неэквивалентно-аффективной реакции субъекта на действия другого субъекта, кот. вовсе не явл. эскалационными, угрожающими, оскорбительными; психотерапевтическая модель поведения (Т.м.п.) — это набор модусов в психотерапии, базирующейся на принципах бихевиориально-специфического подхода для устранения психоэмотивных деструкций-расстройств и выработки дифференциальных форм адаптации субъекта к значимым условиям; генеральная задача Т.м.п. — это сконституировать-сформировать мультимодусы-мультипривычки у субъекта, кои и облегчат ему конформно-социальную адаптацию поведенческих реакций-паттернов к действительности, к коммуникативным факторам; различные аномалии-дефекты психики субъекта, рассматриваются учеными-экспериментаторами, как ненормативность-аберрация, кот. требует подобно психоневрозам, психодепрессиям дифференциально-идиосинкратических методик терапевтической профилактики, психотерапевтических процедур; полевая модель поведения (П.м.п.) — солирующая интерпретация-ориентация индивида, на социоонтологическо-социообстоятельственно индексно-значимые объекты или же других субъектов, в отличие от тех проекциональных ориентаций, кои выбирает субъект в корреляте с целью-задачей собственной деятельности, это и суммация мультиреакций субъекта на стимулы-сигналы из окружающей среды, социума, а исследования-интерпретации в фарватере-навигации П.м.п. должны включать в свою макромодель не только автономно-полярно субъекта, но и группировки, союзы, организации, людей, с учетом социально-этических норм-предписаний и тех задач-проектов-программ, кои ставят перед собой микроальянс-группа-организация и входящие в нее члены-субъекты.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
305.94 кб

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям.
Читать PDF
279.20 кб

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ 1930-х гг. И ПОПЫТКИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Антимонов Михаил Юрьевич
Рассматривается хулиганство и преступность, беспризорность и безнадзорность молодого поколения 1930-х гг. и способы преодоления этих «язв» общества.
Читать PDF
317.48 кб

Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости

Николаенко Яна Николаевна
Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом.
Читать PDF
216.88 кб

Репродуктивное поведение российских женщин

Шелехов Игорь Львович, Скрипачёва Елена Николаевна
Статья посвящена особенностям репродуктивного поведения современной российской женщины. Акцент сделан на психологических и социальных факторах репродуктивного поведения, приведены результаты собственного исследования.
Читать PDF
77.97 кб

Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений

Артамонова Алла Анатольевна
Читать PDF
164.93 кб

Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования

Бажукова О. А.
Читать PDF
169.57 кб

Когнитивное развитие и агрессивное поведение подростков

Романко О. А., Целиковский С. Б.
Читать PDF
128.91 кб

Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций хар

Николаенко Яна Николаевна
Анализ причин агрессивного поведения при нарушениях интеллекта позволил выявить связь с акцентуациями характера.
Читать PDF
647.90 кб

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Читать PDF
368.44 кб

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников.
Читать PDF
128.37 кб

Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях

Муфтахова Ф. С.
Обращение к анализу эмоционального выгорания мотивировано ситуациями, при которых человек ощущает симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях професси
Читать PDF
201.46 кб

Концептуализация понятия «аддиктивное поведение»

Гришко И. В.
Читать PDF
110.63 кб

Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности (окончание)

Леонова Ирина Владимировна
В статье исследуются проблемы девиантного поведения, проявления девиантности у несовершеннолетних, факторы и причины, его обуславливающие, особенности девиаций у виктимных детей.
Читать PDF
416.91 кб

Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье представлены собственные многолетние исследования подростков с противоправным поведением в виде срезов 1989, 1994, 1996, 2004 и 2008 годов.
Читать PDF
285.04 кб

Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников

Исаева Елена Рудольфовна, Гуреева Ирина Лазаревна
Изучены синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и совладающее со стрессом поведение у медицинских работников скорой медицинской помощи и стационара.

Похожие термины:

  • ПОВЕДЕНИЕ АДАПТИВНОЕ

    См. адаптивный.
  • АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    англ. addiction — склонность, пагубная привычка) — злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
  • Аффективное поведение

    поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очепредь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.
  • Аффилиативное взаимодействие и поведение

    сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений с целью формирования близких, доверительных отношений; отличается от аффилиативного поведения налич
  • АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    англ. agonistic behavior) - воинственное поведение. Во многих контекстах является синонимом термина "агрессивное поведение", но имеется тенденция и к более широкому пониманию с включением в него факто
  • ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ

    отклоняющееся поведение.
  • ЭХОИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    (по Б. Скиннеру)-имитация, подражание воспринимаемым на слух звукам.
  • ТРАНСПОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    См. транспозиция (2).
  • ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

    нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
  • ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ

    угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничтожение или устранение из сферы влияния. Может реализоватьс
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение. Категория. Форма поведения животных. Специфика. Направлено на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Виды: - в с
  • Аллеломиметическое поведение

    инстинктивная форма под¬ражания, которая проявляется во взаимной стимуляции животными друг друга, при которой выполнение видотипичных действий одними животными является побуждающим фактором д
  • Анормальное поведение

    Поведение, которое отклоняется от общепринятой нормы: причиняет вред, беспокойство или угнетает окружающих. Анормальное поведение тем или иным образом нарушает общественные представления о норм
  • Молярное поведение

    крупный сегмент поведения, отличающийся целенаправленностью, а потому — преднамеренностью.
  • Антецедентное поведение

    Поведение, являющееся предпосылкой другого, вполне определенного поведения.
  • АНТИХИЩНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Общий термин для обозначения приемов, которые биологические виды - жертвы выработали для защиты от хищников. Среди них маскировка, групповая защита уклонение, отталкивающие запахи или вкусы и мим
  • Антиобщественное поведение

    Термин обозначает любое поведение, которое считается вредным или деструктивным для группы или общества в целом. Сам по себе термин «антиобщественный» является субъективным, но существует общее м
  • АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или в частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами.
  • Антиволевое поведение

    поведение человека, противоречащее потребностям, связанным с самооценкой, и чаще всего ориентированное на удовлетворение потребностей, прямо или косвенно связанных с физическим самосохранением
  • АПОПАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    поведение, которое находится под воздействием или возникает под влиянием присутствия других людей, но необязательно управляется, сознательно и целенаправленно регулируется со стороны этих люде