ПОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Поведение полевое
преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. П. п. наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности взрослого человека. В.А. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Полевое поведение
в детском возрасте) — совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Понятие П. п. введено К. Левином. Оно характеризуется преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности), низким уровнем произвольности. В норме П. п. наблюдается у детей раннего возраста. В более поздние возрастные периоды оно проявляется либо при некоторых нарушениях психической регуляции деятельности, либо в виде отдельных эпизодов — в те моменты, когда субъект не занят какой-либо содержательной деятельностью. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Поведение полевое
преобладающая ориентация индивида на ситуативно-значимые объекты воспринимаемого окружения, а не на принятую цель деятельности, совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды (поле – актуальные на данный момент и в данных условиях побудители, стимулы деятельности индивида, на которые он может реагировать и не реагировать).
Школа была направо, а музыка раздавалась налево. Буратино постоял-постоял и пошел налево (А.К. Толстой, Приключения Буратино).
Ср.:
Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло (песня).
Ср. поленезавимость, импульсивность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
– один из симптомов нарушения эмоциональноволевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, которое пробуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение, предметов в какомто помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с некоторыми психическими расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Педагогические мероприятия по формированию произвольности поведения в значительной мере способствуют устранению П. п.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Теоретический анализ феномена выученной беспомощности как полевого поведения

Геранюшкина Галина Петровна
Выученная беспомощность затрудняет реализацию внутреннего потенциала личности, является источником внутренней неудовлетворенности и психологического дискомфорта, приводит к неуверенности человека в своих силах и положительном исхо