ПОСТУПОК

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОСТУПОК

— сознательный акт поведения индивида.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ПОСТУПОК
социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Поступок
сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Поступок
сознательное действие, совершенное Человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Поступок
Категория. Реакция личности.
Специфика. Форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, иногда противоречащий общепринятым правилам.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Поступок
действие, поскольку оно выражает осуществляемое посред¬ством вещей отношение человека к человеку, к другим людям. Для по¬ступка существенным и определяющим служит это последнее (СЛ.Рубинштейн).

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

ПОСТУПОК
разумное, сознательно спланированное и целенаправленное действие человека, рассчитанное на то, чтобы вызвать определенную реакцию у окружающих людей. П. регулируется волей человека и основывается на его убеждениях, ценностях, нормах морали.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Поступок
1. в интерпретации Г.Мюррея – сложная, имеющая начало и окончание единица поведения с некими важными последствиями для индивида и других людей; 2. решительное, активное действие человека в сложных обстоятельствах; 3. намеренное действие человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОСТУПОК
сознательное, заранее продуманное, спланированное и разумное действие человека, рассчитанное на то, чтобы вызвать определённую реакцию у окружающих людей. П. основывается на убеждениях, ценностях человека, принятых им моральных нормах, регулируется его волей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

поступок

совокупность взаимосвязанных сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели в определенной социальной среде, оцениваемая их субьектом (а иногда и окружающими) как акт нравственного самоопределения, в котором он утверждает себя как личность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОСТУПОК
сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в к–ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом. Серия поступков в разных ситуациях создает нравственный облик личности. Воспитание предполагает выработку потребности в П., наполненных во всех частях (от мотива до исполнения) нравственным содержанием и переживанием.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПОСТУПОК
действие личности, социальное значение которого ею самой понято. Положительные П.— результат нравственного воспитания и правильного руководства. П. определяют моральный уровень направленности личности. Однако самооценка П. и оценка его другими могут не совпадать (напр., борьба Дон Кихота с мельницами), становясь причиной трагического или комического. Оценка П. (напр., Д. Бруно) разными людьми и в разное время также различна. П.— элемент нормативного поведения.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПОСТУПОК
Термин Генри Мюррея для обозначения сложной "единицы" поведения. Поступки включают взаимодействия либо между людьми, либо между людьми и объектами; они имеют начало и конец и рассматриваются как психологические "единства" в том смысле, что они координируются только элементарными фрагментами любой последовательности моделей поведения. В теории Мюррея (см. персонология) это основные данные анализа, хотя, по общему мнению, на практике часто бывает трудно определить, где начинается один поступок и заканчивается другой, так как они обычно пересекаются; см. сериал.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОСТУПОК
в психологии, важнейшая единица поведения человека, через которую проявляется и посредством осуществления которого формируется личность человека. П. – это всегда акт нравственного выбора и самоопределения человека, в котором он проявляет моральный уровень своей личности. Возникновению П. предшествует план прогнозируемого действия, содержащий сознательно выработанное намерение, ожидаемый результат и его последствия для окружающих лиц и социума. В экстремальных ситуациях важно, чтобы поступки проявлялись в действиях, осознанно направленных на преодоление и устранение физических и психологических факторов, усугубляющих состояние, а также угрожающих жизни и здоровью людей.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПОСТУПОК
социально значимое действие, имеющее нравственную оценку. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения. Например, внешние условия героического П. – это динамичная, крайне напряженная, экстремальная ситуация, требующая для своего разрешения инициативных, смелых, решительных и самоотверженных действий. Внутренние условия героического П. – это прежде всего доминирование мотива, определяющего выбор поведения и активно-действенное психическое состояние. Интенсивно функционируют интеллектуальные процессы, испытывается эмоциональный подъем, мобилизуются все силы. В психике происходит такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которая позволяет совершить, на первый взгляд, невозможное. Для героического П. характерны альтруизм, бескорыстие.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Поступок
сознательное действие, определяемое тем или иным отношением человека к другому человеку, группе, обществу, какому-либо объекту природного мира, мира предметов, самому себе, к нормам морали. П. — основная единица поведения. Он следует за актом выбора целей и поведенческих средств, прогнозом результатов и последствий. В П. человек проявляется и утверждается как личность, как член группы (общины, коллектива и т. д.), общества, этноса, как гражданин государства. С одной стороны, в П. отражаются особенности личности (отношения, доминирующие потребности, принятые нравственные ценности). С другой — формируются отдельные личностные качества и личность в целом.
П. может быть понят и оценен адекватно только в контексте социальных, религиозных, идеологических норм, этнических традиций, социально-экономического положения страны, в контексте конкретной ситуации. Одни и те же действия могут означать различные П., и различные действия — один и тот же П. П. может быть совершен действием или бездействием, высказыванием или молчанием, жестами или неподвижностью, направлением взгляда, тоном речи и т. д.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПОСТУПОК
сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека.
Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.
Поступок может быть выражен:
1) действием или бездействием;
2) позицией, высказанной в словах;
3) отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
4) действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.
При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них - в систему всех общественных отношений.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Поступок
всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений) (К.ф.э. - С.356). В нашем понимании поступок означает всегда выход (шаг, поступь) в сторону от какого-либо обычного поведения. Мы не разделяем ту точку зрения, что поведение есть сумма поступков. В начале каждого акта поведения мог быть поступок, но поведение всегда привычно и может быть неосознаваемо (поведение инстинктивное, автоматическое, привычное). Поступок имеет несколько особенностей: 1. Поступок всегда осознается и всегда социален. 2 Поступок возникает в связи с потребностью изменить привычное течение поведения или отношения. Поступок - выход из круга отношений. 3 Потребности совершить поступок всегда противостоит другая потребность воздержаться от его совершения в связи с возможным дискомфортом (неудобством, переживанием, напряжением, изменением состояния) и опасением санкций (при отрицательном; поступке), т.е. в связи с возмездием со стороны социума. 4. Поступок всегда вызывает изменение в трех сферах - сознания, эмоций, воли.
В сознании в связи с противоречием и противостоянием потребности он сознается как борьба мотивов. Мотив совершения поступка борется с мотивом воздержания от поступка. (Значимо, что в процессе борьбы происходит трансформация мотивов. Мотив из социально значимого (воровство, хулиганство) в результате борьбы превращается в мотив, имеющий личностный смысл, т.е. мотив, необходимый для оправдания человека («взять», «пошутить»).
В сфере эмоций также происходят изменения. Борьба мотивов всегда вызывает аффект. Аффект в свою очередь сужает сознание. В результате суженного сознания в поле зрения попадает только то, что вызвало его или его поддерживает.
В волевой сфере сам аффект, в результате которого принято определенное решение (совершить поступок или воздержаться), всегда связан с волевым усилием. Волевое решение, вызванное аффектом, всегда способно к преодолению достаточно значимых препятствий (которые непривычны для человека).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ПОСТУПОК
УЧЫНАК / ACT– осознанное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность (в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе и миру в целом). В психологии П. рассматривают как: действие над порогом ситуативной необходимости, «действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации» ; разрешение мотивационного конфликта; действие с осознанным проявлением в нем отношения. Для В. В. Петухова и В. В. Столина квалифицирующим признаком П. выступают неопределенность ситуации и рискованность П., неявность его следствий. В. П. Зинченко соотносит П. с целостной, «собранной» личностью. Все эти характеристики складываются в понимание П. как действия, не обусловленного данными в ситуации побудительными силами и причинами, а, напротив, трансцендирующего влияния ситуации благодаря активной роли «участного сознания». В. П. Зинченко отмечает, что П. могут прерывать деятельность. Вместе с тем они не случайны, напротив, П. служит особым моментом проявления личности. Определяя приоритет П. в формировании личности, А. Н. Леонтьев выдвинул тезис, что П. выступает своеобразной мерой личности. По П. А. Мясоеду, «личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью». Это единый процесс, который формируется в ходе усложнения связей человека с миром. Совершению П. предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения (системы ценностей и принципов совершающего П., его эмоционального состояния, оценки им ситуации совершения П., а также системы социальных норм, принятых в обществе и/или референтной группе). Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПОСТУПОК
индивидуально-личностная форма поведения субъекта, комплекс его осознанно-рефлексивных действий, кои можно оценивать-критериеизировать как акты социально-нравственной ориентации, само-реализации, самоопределения, самоутверждения; в моделях П. субъект демонстрирует-транслирует-репрезентатирует свое отношений к другим субъектам, к социуму, к экстеросреде, к обществам-альянсам-союзам; П. можно рассматривать, как детерминантно-социально-онтологическую единицу поведения индивида, а в самих мультидифференциальных актах П. формируется-эволюционизируется личность человека, его установки, эгосоциоориентации; интерпретации-реализации П. способствует имманентный абрис-план действия субъекта, а в самом действии репрезентатируется-репродуцируется осознанно-рефлексивное намерение в корреляции с определенной программой индивида, спроецированной на сам ожидаемый результат, на реализацию поставленных целей-задач; матрицы П. могут быть отражены-воспроизведены активностью или же пассивностью, дифференциальными диспозициями, кои продуцируются в суждениях-аргументациях-выводах-эгоаффирмациях-эгоратификациях; в формах П. дефиницируются-модальноизируются отношения, корреляции субъекта к кому-либо, чему-либо, кот. демонстрируются-транслируются-мониторизируются в форме жестов, поз, мультиаттитюд, взглядов, в вербальных актах, в аллюзиях, соматическо-индукционных интерпретациях тела, мультипоз, ручных жестикуляций-манипуляций, в акциях, сынтенционированных на деструкцию или же преодоление каких-либо препятствий; при аксиологизации-критериезации П. важно-генерально дискурсосмысливать-верифицировать систему соционорм, социопредписаний, этические принципы, онтологическо-ситуативные факторы, а сами поступки необходимо эксплицировать-рассматривать как модусы-способы осуществления субъектом конкретных действий, обязательно в конкретно-онтологической социоситуации; мультимодели П. можно трактовать-герменевтизировать, с нашей точки зрения, и как индивидуально-осмысленные, концептуально-личностно стектонизированные формы поведения, спроецированные-направленные на разрешение каких-либо эксцессов, на реализацию значимо-ценностных для субъекта программ-проектов, а П., согласно нашей трактовке-герменевтике, это модель, имеющая по своим контурам-абрисам интроплан и экстероплан действия-мультидействий, кот. генерируют-репродуцируют сам поступок., как осознанно-рефлексивно-ментальное действие, — в отличие от непроизвольно-импульсивных действий индивида — и сам П., детерминируется, т.о., чувственно-эмотивно-мотивационной сферой субъекта, его индивидуально-целевыми критериями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПОСТУПОК
англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.
В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.
Успешный П. и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.
После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали Л. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.
Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают "работать" на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.29 кб

Поступок как «Ядро» нравственного выбора в народной философии

Сафина Гульнара Минсеитовна
Раскрывается содержание понятия «поступок» в контексте морального выбора.
Читать PDF
1,000.11 кб

Поступок как «Единица» волеизъявления

Глазунов Юрий Трофимович
Рассматривается взаимосвязь поступка с волеизъявлением. Поступок определяется как кратковременная деятельность. Показано, что непосредственную связь с волеизъявлением в структуре поступка имеет его мотивация.
Читать PDF
81.86 кб

Костюм как поступок

Липская В. М.
Читать PDF
81.86 кб

Костюм как поступок

Липская Влада Михайловна
Читать PDF
212.48 кб

Об итогах конференции «Творческая личность - 2014: поступок и образ»

Старшова Анна Петровна
Читать PDF
279.92 кб

Никита «Бесогон» Михалков - поступок и образ в российском интернет-пространстве

Малеина Екатерина Александровна
В статье рассматривается бытование в интернет-сфере российского кинорежиссера, актера и продюсера Никиты Михалкова в рамках существования проекта «Бесогон».
Читать PDF
705.05 кб

«Поступок смелый и неслыханный» или кто первым стал преподавать в россии философию на русском языке

Кузнецов В.А.
Читать PDF
215.38 кб

Ценности и цели: как возможен моральный поступок

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF
114.34 кб

Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М. М. Бахтин)

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF
458.12 кб

"ФОРМЫ ЖИЗНИ" - ПОСТУПОК, ПОРТРЕТ И ЖЕСТ- В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ УЧЕНЫХ ГАХН

Гидини Мария Кандида
Читать PDF
141.72 кб

Речевой жанр и речевой поступок на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного

Кубасов Александр Васильевич
Статья посвящена проблеме овладения младшими школьниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида речевыми жанрами и речевыми поступками. На основе дефиниций М. М. Бахтина и Н. И.
Читать PDF
1.35 мб

Значение темы «Моральный поступок» в курсе «Светская этика»

Еремина М.А.
В данной статье рассматривается проблема разрыва связи знаний о морали и моральных действиях, рассматривается возможный путь решения данной проблемы.
Читать PDF
10.92 мб

Поступок в пространстве воспитания современной молодежи

Чуркина Н.И.
В статье на основе анализа современных психологических концепций и явлений, составляющих социокультурный контекст образования, выделяются проблемы и тенденции воспитания детей и молодежи.
Читать PDF
1.37 мб

Методический проект урока литературы на тему «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева «Конь

Гутрина Лилия Дмитриевна, Мазеина Мария Андреевна
В статье представлен конспект урока по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе. Выбор целей, содержания и форм обучения мотивирован требованиями образовательной программы и возрастными особенностями учащихся.
Читать PDF
304.10 кб

Акты гражданского состояния: миграционная политика и гражданский поступок

Кондаков Александр
Данная статья решает теоретическую задачу, которая позволяет понимать гражданскую активность в качестве продуктивной творческой деятельности, производящей политических субъектов и новые формы политики вне заданных государственной

Похожие термины:

  • ПОСТУПОК СИМПТОМНЫЙ

    действия, служащие симптомами вытесненного комплекса представлений (=> действие симптоматическое).
  • Компонент поступочный

    отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением (Дерябо, Ясвин, 1996).