Посредничество в конфликте

Найдено 1 определение
Посредничество в конфликте
conflict mediation) П. в к. определяется как усилия нейтральной третьей стороны, к-рая по просьбе конфликтующих сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта. П. в к. отличается от арбитража тем, что арбитражный суд навязывает конфликтующим сторонам вынесенное им решение после того, как эти стороны потребовали вмешательства нейтрального судьи. От судебного процесса оно отличается тем, что противные стороны представлены противоборствующими адвокатами, каждый из к-рых стремится добиться "победы" для своего клиента. П. в к. возвращает возможность разрешить конфликт и ответственность за его разрешение людям, непосредственно вовлеченным в него. Посредник помогает сторонам найти свой собственный выход из конфликта. П. в к. как форма разрешения споров впервые приобрело широкую известность в период существования итальянских городов-государств в XIV и XV вв. С тех пор оно распространилось на отношения между конкретными людьми, орг-циями и странами. Диапазон применения П. в к. крайне широк: от улаживания супружеских ссор и конфликтов до переговоров с целью достижения полюбовного соглашения. Процесс П. в к. обеспечивает: 1. Сокращение судебных издержек. 2. Уменьшение нагрузки на суды. 3. Снижение уровня стресса и напряжения у участников спора. 4. Предоставление возможности одержать победу обеим сторонам (исход "выигрыш/выигрыш"). 5. Создание условий, в к-рых участники спора могут стать авторами соглашения вместо того, чтобы оказаться жертвами навязанного судебного решения. Посредник - это, в первую очередь, фасилитатор, создающий оптимальные условия для совместного изучения конфликтующими сторонами спорных вопросов, осознания ими общих целей и понимания того, как видится проблема противной стороной. Посредник действует как связной, интерпретатор, катализатор и "мастер уговоров", не высказывая никаких суждений о достоинствах позиций и не вынося никаких официальных решений о победе или поражении любой из сторон. Посредник помогает конфликтующим сторонам: 1. Взаимодействовать друг с другом. 2. Обозначить существенные вопросы и отделить их от эмоциональных. 3. Определить и уточнить предмет спора. 4. Произвести переоценку своих позиций. 5. Осознать и признать цели высшего порядка. Посреднику следует: 1. Определять позиции сторон и задавать прямые вопросы с целью пополнения информ. и прояснения заблуждений сторон. 2. Стараться объективно выслушивать то, что в действительности говорят стороны. 3. Наблюдать за действиями и речью конфликтующих сторон. Язык тела и невербальное поведение - важные источники информ. 4. Контролировать (протоколировать) ход слушаний. Вступительная речь Вступительная речь посредника направлена на введение осн. процедурных правил. Эти предварительные действия посредника имеют решающее значение для успешности переговоров. Процедура представления должна быть нацелена на снижение напряжения и знакомство сторон с подходом к разрешению конфликта без проигрыша сторон. Моменты, к-рые должны быть охвачены во вступительной речи, включают: 1. Приветствие участникам процесса. 2. Представление посредника (или группы посредников) и участников. 3. Объяснение предстоящего процесса. 4. Объяснение осн. условий конфиденциальности и беспристрастности. 5. Объяснение осн. правил: 1) начальные выступления истца/ответчика; 2) перерывы; 3) проведение закрытых совещаний; 4) приглашения и вызовы; 5) письменные соглашения. Стадии посредничества Стадии посредничества включают совместное обсуждение проблемы, сбор информ., поиск решения проблемы и заключение сделки. Если стороны не смогли четко сформулировать взаимные претензии в своих начальных выступлениях во время совместной встречи, посредник должен найти способ сохранить эту информ. т. о., чтобы ни одна из сторон не "потеряла свое лицо". Он должен быть гибким и уметь справляться с неопределенностью и меняющимися обстоятельствами. Посредник должен быть предельно внимателен к разногласиям сторон и проявлять уважение к их чувствам, особенно во время совместного обсуждения. Это позволяет ему собрать максимально возможную информ. о проблеме, включая информ. о субъективных мнениях и чувствах, часто занимающих центральное место в спорах. Рез-ты совместного обсуждения часто прорабатываются с каждой стороной на закрытых совещаниях. После того, как слушания достигли той точки, когда участники уже выплеснули, по крайней мере, часть своих эмоций, связанных с конфликтом, становится возможным переход к поиску решения проблемы и заключению сделки. Важно, что участники спора могут теперь принимать активную роль в процессе и непосредственно сообщать о своих потребностях и требованиях друг другу. Это создает у спорящих сторон ощущение "хозяев положения", к-рое и заставляет их выполнять итоговое соглашение. Степень причастности сторон к разрешению спора пропорциональна их приверженности достигнутому соглашению. В течение этой фазы посредник направляет спорщиков на: 1. Разраб. компромиссных решений. 2. Установление целей высшего порядка. Если участники спора осознают, что цели обеих сторон м. б. достигнуты только с помощью объединенных усилий, тогда разрешение проблемы становится крайне важным. 3. Нахождение синтеза. Посредник может установить, что ценности конфликтующих сторон абсолютно противоположны, и тогда он может помочь выработать третью позицию, не обязательно компромиссную. 4. Использование возможности элегантно отступить. Посредник должен помочь каждой из сторон отступить не "теряя лица". 5. Выявление и предложение возможностей, неочевидных для участников спора. 6. Сокращение расхождений сторон путем подчеркивания сходства и минимизации различий. Если слушания заходят в тупик, посредник должен за приемлемое время найти из него выход. Это требует терпения и умений. Если стороны не хотят продолжать переговоры, посредник должен искать мотивационные факторы, способные обеспечить прорыв. Эти факторы обычно обнаруживаются на начальной фазе, когда конфликтующие стороны выражают свои чувства и потребности. Посредник должен вернуться к этой информ. и использовать ее для того, чтобы открыть путь к заключительной сделке. Для достижения стадии заключения соглашения посредник должен: 1. Быть позитивно настроенным. 2. Взять в свои руки руководство процессом. 3. Оставаться нейтральным. 4. Помогать участникам спора увидеть альтернативы и возможные варианты. 5. Быть конкретным. 6. Подчеркивать области согласия. 7. Сужать область тупика. 8. Описывать, но не оценивать. 9. Контролировать понимание. 10. Проверять гипотетические альтернативы. 11. Проводить различие между потребностями и желаниями. 12. Быть внимательным к чувствам. Если посредник выполняет перечисленные выше функции, большинство спорщиков, вероятно, достигнут стадии соглашения. См. также Разрешение конфликта Ш. Левитон, Дж. Л. Гринстоун

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
256.35 кб

Роль посредничества в конструктивном разрешении конфликта

Гвоздарева Мария Владимировна
The article studies the place and the role of mediation as effective method of managing social conflicts on the stage of their settlement.
Читать PDF
1.16 мб

Проблемы социального посредничества в разрешении конфликта

Килясханов Хизри Шапиевич, Попова Татьяна Владимировна, Курносенко Андрей Анатольевич
В статье, предлагаемой вниманию читателей, авторами отмечается, что конфликтность переходит в дальнейшие процессы, отражая изменения собственной интенсивности, адресности и сущности аксиологических установок.
Читать PDF
89.20 кб

Конфликт интересов: взаимодействие и технология посредничества

Нагайчук А.Ф.
Governmental and non-governmental socio-political and economic actors of political interaction are identified and considered to be responsible for efficient social policy.
Читать PDF
367.15 кб

Международное посредничество в урегулировании конфликта в Косово

Сёмкина Ю. Н.
В статье рассматриваются международно-правовые вопросы, связанные с деятельностью государств и международных организаций в качестве международных посредников в ходе урегулирования проблемы определения статуса сербского края Косово
Читать PDF
214.74 кб

Иранское посредничество в карабахском конфликте как фактор ирано-азербайджанских отношений

Сидоров Иван Евгеньевич
В статье изучается влияние иранского посредничества в карабахском конфликте на ирано-азербайджанские отношения.
Читать PDF
171.86 кб

Рамки международного участия на Южном Кавказе: посредничество обсе в нагорно-карабахском конфликте (

Геукджан Оганес
Цель настоящей статьи — рассмотрение и анализ посреднической деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в нагорно-карабахском конфликте с 1992 по 1996 год, а также внутренних и внешних факторов, став
Читать PDF
302.05 кб

Проблема равноудаленности третьей стороны в этнополитическом конфликте на примере посредничества США

Голубев Денис Сергеевич
В статье рассматривается проблема влияния пристрастности посредника на эффективность его миротворческих усилий в рамках урегулирования этнополитического конфликта на примере участия США в мирном процессе на Ближнем Востоке.

Похожие термины:

  • ПОСРЕДНИЧЕСТВО В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ

    деятельность третьей стороны, непосредственно не заинтересованной в межэтническом конфликте и участвующей в организации процедуры его урегулирования. В роли посредников в межэтнических конфли