ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
after-image) - сохранение яркого представления об объекте, запечатленном головным мозгом человека, в течение короткого времени после того, как объект исчез из поля зрения или при закрывании глаз.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Последовательный образ
перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удален. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Последовательный образ
мысленное представление только что прошедшего, случившегося.
…Вот он ушел, a я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно – там мне представляется его лицо (А. Чехов, Дядя Ваня).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

последовательный образ

зрительные ощущения, возникающие в результате сохранения следа от раздражителя вследствие инертности возбуждения в органах чувств и нервных центрах и в течение некоторого времени сохраняющиеся после прекращения действия раздражителя.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
субъективный след, оставшийся в восприятии человека от возникшего у него зрительного или слухового образа, и сохраняющийся в течение некоторого времени после фактического прекращения действия на орган чувств тех стимулов, которые этот образ вызвали (породили). О.п. может сохраняться в течение нескольких секунд или минут. При этом его свойства не остаются постоянными и со временем могут изменяться. См. образ последовательный фигуральный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ
ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:
1) образ последовательный положительный - после прекращения действия яркого света - окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;
2) образ последовательный отрицательный - после перевода взгляда, на светлый фон - сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.
При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных образов последовательных, продолжающихся в течение десятков секунд или даже минут (-> эйдетизм; представление).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Последовательный образ
психический феномен, который заключается в том, что зрительное ощущение не прекращается вместе с исчезновением действия раздражителя, а сохраняется еще определенное время. Это происходит потому, что зрительное возбуждение обладает определенной инерцией. Например, если сесть возле настольной ламы и на 2—3 мин закрыть веки, а затем поднять их и в течение 2—3 с смотреть на лампу, после чего снова их плотно закрыть (чтобы свет не проникал сквозь веки), то на темном фоне возникнет светлый образ лампы. Подобное явление представляет собой положительный П. о.
Другой феномен зрения связан с отрицательным П. о. Суть его состоит в том, что после воздействия света в течение некоторого времени сохраняется ощущение противоположного по светлоте воздействующего раздражителя.
Литература
Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Последовательный образ
Категория. Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.
Специфика. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.
Синоним. Послеобраз.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
зрительное ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражителя. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взор на белую стену, то положительный П. о. этого источника света будет виден уже темнае, чем остальная стена (отрицательный П. о.). При более точном самонаблюдении оказывается, что процесс затухания П. о. сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов. Время П. о. зависит от яркости сигнала, яркости фона и длительности действия сигнала. Для очень ярких сигналов длительность П. о. может достигать десятка минут. Возникший П. о. постепенно исчезает, контуры его становятся все более размытыми. Иногда могут появиться три или четыре П. о. уменьшающейся интенсивности. П. о. от предыдущего сигнала может исказить ощущение, получаемое от последующих сигналов.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
визуальные мультиощущения, кот. фиксируются-сохраняются краткосрочный период времени после прекращения действия оптически-визуального раздражителя-сигнала; дифференцируют матрицы положительного П.о. и отрицательного П.о.; положительные П.о. имеют специфику самого раздражителя и бывают-протекают весьма краткий отрезок времени, а отрицательные П.о. сохраняются более длительный отрезок времени, имеют специфику дополнительного цвета по отношению к цветовым гаммам раздражителя; установлено экспериментально-эмпирически, что в ответ на репрезентацию-предъявление красного цвета может возникать зелено-отрицательный последовательный образ, а при интенсивно-временном действии раздражителя, можно перцептировать-наблюдать-визуализировать трансформационные фазы и положительных и отрицательных последовательных образов, кот. могут осуществляться-длиться в течении минуты или же нескольких десятков секунд; доказано, если визуализировать яркие иллюминаты-источники света, а затем уже прикрыть глаза, но небольшой промежуток времени будет фиксироваться-наблюдаться ярко-последовательно-положительный образ, а если перевести визуально-оптические взоры на белые предметы-объекты, то сам последовательный образ этого источника иллюминации-света будет визуализироваться-оптикоизироваться уже темнее, чем предмет.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
англ. afterimage, букв, послеобраз) - ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, "след" раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.
Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за "стирания" их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.
Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - "П. о. Геринга", "П. о. Пуркинье" и "П. о. Гесса" соответственно.
Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А. Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина "послеобраз" (англ. afterimage и нем. nachbild) - "следующий за образом": "Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним" Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы" (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).
П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
29.35 мб

Студент как субъект иноязычного образования в последовательной организации учебного процесса

Сидакова Нелли Валентиновна
В статье актуализируется проблема субъектного отношения и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.
Читать PDF
246.56 кб

Метод и алгоритм построения допустимой последовательности изучения контента образовательного модуля

Фатхи В.А., Гранков М.В., Ал Зирки М.
В статье рассмотрена проблема формального доказательства существования логически допустимой последовательности изучения контента образовательного модуля (дисциплины).
Читать PDF
157.19 кб

Опыт применения неоднородной последовательной статистической процедуры распознавания образов в кратк

В.М. Дубянский

Похожие термины:

  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ

    См. двигательный последовательный образ.
  • ПУРКИНЬЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

    второй, позитивный последовательный образ, возникающий вслед за восприятием яркого стимула. Оттенок, который приобретает П.п.о., обычно является дополнительным к цвету оригинала. См. последовател
  • ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ФИГУРАЛЬНЫЙ

    нарушение восприятия, которое может происходить в результате слишком длительного воздействия стимула (стимулов) на орган зрения. Например, если человек в течение нескольких минут непрерывно фикс
  • ОБРАЗЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

    совокупность кажущихся (иллюзорных) движений. Все О.п.д. возникают в результате первичной фиксации взора человека в течение определенного времени на непрерывно движущемся стимуле и за тем быстрог
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

    последовательный образ со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Синоним: Отрицательный послеобраз.
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

    последовательный образ со свойствами, одинаковыми со свойствами первоначального стимула. Существует 3 типа положительных послеобразов, которые следуют один за другим: послеобразы Херинга, Хесса
  • Комплементарный последовательный образ

    Если после продолжительной фиксации взгляда на окрашенном стимуле перевести взгляд на ахроматическую поверхность, возникает комплементарный последовательный образ — ощущение цвета, комплемен
  • МАККОЛУ ЭФФЕКТ (МАККОЛУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ)

    устойчивый последовательный образ, вызываемый длительным интенсивным воздействием красных и зеленых цветов, исходящих из различных источников, расположенных под разными углами зрения. В типичн
  • ПАМЯТИ ПОСЛЕОБРАЗ (ПАМЯТИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ)

    старое, в настоящее время редко используемое название хранилища сенсорной информации. От этого названия впоследствии пришлось отказаться, так как входящее в него слово «послеобраз» вводило в заб