ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Найдено 11 определений термина ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Оцените определение:

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

after-image) - сохранение яркого представления об объекте, запечатленном головным мозгом человека, в течение короткого времени после того, как объект исчез из поля зрения или при закрывании глаз.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Последовательный образ

мысленное представление только что прошедшего, случившегося.

…Вот он ушел, a я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно – там мне представляется его лицо (А. Чехов, Дядя Ваня).

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Последовательный образ

перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удален. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

последовательный образ

зрительные ощущения, возникающие в результате сохранения следа от раздражителя вследствие инертности возбуждения в органах чувств и нервных центрах и в течение некоторого времени сохраняющиеся после прекращения действия раздражителя.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Источник: Глоссарий психологических терминов

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:

1) образ последовательный положительный - после прекращения действия яркого света - окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;

2) образ последовательный отрицательный - после перевода взгляда, на светлый фон - сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.

При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных образов последовательных, продолжающихся в течение десятков секунд или даже минут (-> эйдетизм; представление).

Источник: Словарь практического психолога

Последовательный образ

Категория. Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.

Специфика. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Синоним. Послеобраз.

Источник: Психологический словарь

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

зрительное ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражителя. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взор на белую стену, то положительный П. о. этого источника света будет виден уже темнае, чем остальная стена (отрицательный П. о.). При более точном самонаблюдении оказывается, что процесс затухания П. о. сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов. Время П. о. зависит от яркости сигнала, яркости фона и длительности действия сигнала. Для очень ярких сигналов длительность П. о. может достигать десятка минут. Возникший П. о. постепенно исчезает, контуры его становятся все более размытыми. Иногда могут появиться три или четыре П. о. уменьшающейся интенсивности. П. о. от предыдущего сигнала может исказить ощущение, получаемое от последующих сигналов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

англ. afterimage, букв, послеобраз) - ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, "след" раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за "стирания" их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - "П. о. Геринга", "П. о. Пуркинье" и "П. о. Гесса" соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А. Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина "послеобраз" (англ. afterimage и нем. nachbild) - "следующий за образом": "Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним" Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы" (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — 0

Найдено книг по теме ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — 0

Найдено презентаций по теме ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — 0

Найдено рефератов по теме ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — 0

Вы можете заказать написание реферата: