ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ ПОРЯДОК, ЛИНЕЙНЫЙ

Порядок рождения и личность

Найдено 2 определения термина Порядок рождения и личность

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Порядок рождения и личность

гипотетическая связь, существующая между порядком рождения и развитием личности (Дрисколл, Икстейн, 2005). А.Адлер предположил, и это рассматривается как один из самых значительных его вкладов в психологию, что положение ребенка в семье определенным образом меняет семейную атмосферу, вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях сходным образом, тем самым опыт, связанный с порядком рождения, оказывает на развитие личности существенное и примерно однотипное воздействие. Существует огромное количество исследований, в которых эта гипотеза будто бы подтверждается, хотя некоторые авторы не находят таких подтверждений или склонны считать, что более важным фактором является не порядок рождения, а его субъективное восприятие человеком. Различаются 4 категории порядка рождения с соответствующими наборами характеристик и исследовательских данных, которые могут помочь делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, но которые не могут быть использованы для того, чтобы маркировать отдельных людей, приписывать им какие-то личностные качества, то есть воспринимать гипотезу как нечто доказанное или, напротив, что-то иллюзорное, наподобие гороскопа, поскольку она, несомненно, основана на некоторых фактах, но факторов формирования личности на самом деле бывает не 2 – 4, а десятки, а быть может и сотни, если не более, при этом удельный вес влияния любого из них и тем блее их сочетаний определить чрезвычайно сложно.

1. Первенцы. Занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять им больше внимания, склонны быть с ними более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенцы избавлены от необходимости соперничать со старшими сибсами и, хотя бы время от времени, оказываются в условиях, когда им не остается ничего другого, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исследования показывают, что первенцы, в целом, получают оценки по тестам интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, являются высокомотивированными, достигают высоких служебных постов и имеют сильную потребность в достижении. Они чаще других попадают в биографические справочники известных современников. Им свойственно проявлять высокую ответственность, ориентацию на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Среди лиц со склонностью к развитию паранойи, отмечается самый высокий процент первенцев. В военных учебных лагерях первенцы чаще консультировались у психиатра, признаваясь «психоневротиками» и увольнялись из армии. Им чаще выставяется диагноз «расстройство личности». Первенцы, выступая перед аудиторией, хуже воспроизводят материал по памяти и сильнее боятся публичных выступлений. Они более аффилиативны и более чувствительны к боли.

2. Средние дети. Второй и/или средний ребенок в принципе лишен возможности испытать, что означает быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Они чаще могут находиться в тени старших сибсов, которых они стремяться детронировать, чаще чувствуют себя менее компетентными, нежели последние, и могут пытаться выделиться в чем-то другом. Согласно исследованиям, средние дети чувствительны к несправедливости, нечестности и чувствительны к совершаемым по отношению к ним ошибкам, они в наибольшей мере подвержены риску делинквентности. Вероятно, они не отказываются попробовать себя в искусстве. Будучи коммуникабельными и благосклонными к другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. У средних детей чаще наблюдаются тревожные расстройства.

3. Младшие дети. Так же, как и первенцы, занимают в семье уникальное положение. Им стараются обеспечить максимум заботы, любви детям из всех других возможных позиций в порядке рождения. У них нет преследователей, и они, являясь «детьми всей семьи», никогда не рискуют потерять своего привелированного положения. Ранняя их социализация чаще включает также снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, что, как показывают некоторые исследования, может повлечь формирование зависимо-компульсивного типа личности. Результатом избалованности нередко становится чувство защищенности и лишенный конкурентноспособности характер: такой ребенок в будущем всегда будет искать поддержки других. Часто младшие дети являются самыми «могущественными» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессия и плач. Они менее серьезно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп, а также имеют самую высокую самооценку (по сравнении с имеющими другой порядок рождения). Они креативны, человеколюбивы, обладают чувством юмора. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам своей жизни. Однако, высока вероятность и того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (вообще зависимой от психоактивных субстанций личностью) и иметь самый низкий из своих сиблингов JQ.

4. Единственные дети. Родители склонны их баловать, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить свое привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что каким-то образом оправдывало бы их действия. Некоторые исследования показывают, что единственные дели испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготеют к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся, кроме того, во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи. После первенцев, они имеют самый высокий интеллект и самый высокий показатель потребности в достижениях, в учебе они добиваются положение лидера и могут превзойти своих учителей или наставников. У единственных детей больше всего психологических проблем, они чаще обращаются за психиатрической помощью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Порядок рождения и личность

birth order and personality) Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье. Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения и др. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснения результатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты. Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает важность этого фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. базой, на к-рой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всех факторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую "улику", исслед. порядка рождения продолжают приносить значимые результаты, особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что "влияния порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер", и, видимо, именно это навело Моузака на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог. последовательности рождений в семье. Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка. Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и маркировать конкретных людей. Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исслед. показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении. Среди студентов, получивших гос. поощрительную стипендию по результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других попадают в биографические справочники современников (Who"s Who) и с большей вероятностью встречаются на руководящих должностях. Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы "захватить власть". Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение - просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом. Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователей и, являясь "ребенком всей семьи", он никогда не будет лишен этого положения. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто яв-ся самым "могущественным" в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач. Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс. возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения. Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая "центр сцены", но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Исслед. показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять макс. независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учеб. деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. проблем, и, по всей вероятности, они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно. Исслед. будут продолжаться, т. к. качество и потенциал наших теперешних знаний в этой области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании челов. поведения. См. также Порядок рождения, Детская психология, Развитие в раннем детстве, Отношения сиблингов Р. Дрисколл, Д. Икстейн

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найдено схем по теме Порядок рождения и личность — 0

Найдено научныех статей по теме Порядок рождения и личность — 0

Найдено книг по теме Порядок рождения и личность — 0

Найдено презентаций по теме Порядок рождения и личность — 0

Найдено рефератов по теме Порядок рождения и личность — 0

Вы можете заказать написание реферата: