Поощрение и наказание

Найдено 1 определение
Поощрение и наказание
методы влияния на партнера по О., направленные, прежде всего, на стимулирование и коррекцию его поведения. Наиболее часто применяются в управлении персоналом и педагогике. Поощрения (П.) условно разделяют на материальные (денежные вознаграждения, подарки, привилегии и удовольствия) и психол. (похвала, признание заслуг). Действенность П., особенно материальных, была поставлена под сомнение когнитивными психологами, описавшими «эффект сверхоправдания» - изменение мотивации людей с внутр. на внешнюю при получении ими материальных вознаграждений за то, что они и так с удовольствием делают: «Я делаю это не потому, что мне нравится, а потому, что мне платят». Чтобы избежать негативных последствий при использовании П., рекомендуют не предлагать его заранее и тогда, когда внутр. и внеш. мотивация достаточна. Культивировать удовольствие от внутренне непривлекательных заданий можно, если желаемое поведение, вызванное внеш. побудителем, приписать к внутр. причинам, напр., личностным свойствам. Наказания (Н.) также разделяют на физич. (телесные, материальные, лишение привилегий, привычных удовольствий) и психол. (лишение признания и любви). Исследования показывают необходимость санкций как в рабочем коллективе (доверие в организации возможно только при наличии социального контроля), так и во взаимодействии родителей и детей (отсутствие наказаний (мягких) для детей со сложным темпераментом приводит к их последующей дезадаптации; большая часть пациентов неврологических клиник вышли из семей, предпочитающих вседозволенность). Выделено множество факторов эффективности Н. в пед. практике: характеристики ребенка (его пол, возраст, настроение, темперамент, понимание требований родителя и желание следовать им); ситуации (соответствие характеру проступка, социально-экономический статус семьи, принадлежность к опр. культуре) и родителя (его пол, авторитетность для ребенка при наличии доверительных отношений, преследуемые цели - вымещение или обучение, способность ясно и непротиворечиво формулировать свой посыл, в соответствии с уровнем когнитивного развития ребенка). Неэффективны жестокие и импульсивные наказания, наказания при полном отсутствии поощрений. Лит.: Grusec J. E. and Goodnow J. J. (1994). Impact of parental discipline methods on the child’s internalization of values. Developmental Psychology, 30. Т. В. Казанцева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
462.66 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
474.27 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
242.96 кб

Философия о поощрении и наказании в воспитании людей

Грехнев Вадим Сергеевич
В статье анализируются традиционные средства воспитания людей – поощрение и наказание. Автор показывает содержание и назначение использования этих средств в педагогических теориях философских учений Дж. Локка, И. Канта, Г.
Читать PDF
166.80 кб

Наказание и поощрение в семье: возрастная перспектива

Николаева Е. И., Шатц В. В.
Читать PDF
124.46 кб

Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли

Щеглова Алена Евгеньевна
В статье рассматриваются сложные педагогические проблемы, касающиеся применения в воспитании детей поощрений и наказаний как необходимые средства педагогической коррекции.
Читать PDF
223.76 кб

Использование методов поощрения и наказания в чувашской этнопедагогике

Долгашева Мира Вячеславовна, Долгашев Константин Александрович
В статье рассматриваются традиционные методы воспитания детей, существующие в чувашской этнопедагогике, составляющие основу семейного воспитания.
Читать PDF
424.23 кб

Использование методов поощрения и наказания в народной педагогике абхазов

Анкваб Марина Фёдоровна
Анализируются некоторые приемы воспитания, существующие в абхазской народной педагогике.
Читать PDF
2.21 мб

Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания

Щеглова Алена Евгеньевна
Исторический подход к изучению данной проблемы дает возможность критически оценить прошлый педагогический опыт и обратиться к поиску гуманистических подходов в современном воспитании и образовании детей, что весьма актуально.
Читать PDF
429.39 кб

Историко-этнографический аспект использования поощрений и наказаний в воспитании детей

Щеглова А.Е.
В статье впервые выявлен один из основных этапов исторического процесса эволюции поощрения и наказания в древнейших обществах и государствах, в эпоху Античности и Средневековья, дана ретроспективная оценка прогрессивных концепций
Читать PDF
373.66 кб

О некоторых вопросах применения методов поощрения и наказания в восточной школе и педагогике

Исломов Озод Азимович, Кузиев Мурод Азизович
В статье анализируется система поощирения и наказания, а также дидактическая обстановка в старой школе. Описываются условия, мотивирующие и стимулирующие учащихся к прилежному поведению и учению.
Читать PDF
2.21 мб

Роль поощрений и наказаний в системе средств воспитания детей в отечественной педагогике XvIII - пер

Щеглова Алена Евгеньевна
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что в современной педагогической науке в центре внимания находится ребенок и подготовка его к активной, самостоятельной деятельности, творческому созидательному участию в прео
Читать PDF
3.80 мб

Особенности представлений о наказании и поощрении у детей в кровных и приемных семьях работа поддерж

Николаева Е. И., Япарова О. Г.
Читать PDF
95.83 кб

Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семь

Николаева Елена Ивановна
The author compares reports from parents and children about the patterns of reward and punishment accepted in their families, and about emotions that each of them experiences during the event.
Читать PDF
408.63 кб

Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у мла

Буркова C.А., Николаева Е.И.
Целью исследования стало изучение связи самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников.