ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович

ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 3 определения термина ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1920-1997) - сов. психолог, доминантой интересов которого были творчество, продуктивное мышление и интуиция. Теоретические изыскания в этой области он совмещал с превосходно выполненными экспериментами по решению разнообразных задач: от учебных задач школьниками до решения творческих задач умственно развитыми взрослыми. П. находил подобие форм поведения детей на этапах развития способностей детей действовать "в уме" и на фазах решения творческих задач взрослыми. Это дало ему основания заключить, что этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни механизма решения задач. П. занимали проблемы природы психики и предмета психологии. П. - автор многих книг, посвященных мышлению (см.: П. Психология творения. Избранные психологические труды. М., 1999). (В. П. Зинченко.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Пономарев Яков Александрович

(25.12.1920, Вичуга Ивановской области - 22.02.1997) - отечественный психолог.

Биография. В 1939 г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952 г. по 1956 г. работал в Уголке им. Дурова. С 1957 г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 г. по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел в Институт психологии АН СССР.

Исследования. Первые исследования были проведены под руководством А.Н.Леонтьева. Им был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые. На основе этого факта сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.

Сочинения. Психология творческого мышления. 1960

Знание, мышление и умственное развитие. 1967;

Психика и интуиция. 1967;

Психология творчества. 1976

Психология творчества и педагогика. 1976;

Методологическое введение в психологию. 1983;

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. 1991

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПОНОМАРЕВ Яков Александрович

(1920—1997) — российский психолог, специалист в области психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-р психологических наук (1972), профессор. За научные заслуги удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г. поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1951 г. Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном и научно-просветительном уголке им В.Л. Дурова (1952—1956 ). С 1957 г. — редактор психологической литературы издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис. на тему Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. С 1961 по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АН СССР (1966-1973). В 1972 г. защитил докт. дис. на тему Проблемы психологии творчества. С 1973 г. и до конца своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. -ИП РАН). Первые исследования П. были проведены под руководством А. Н. Леонтьева. Был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые (Психология творческого мышления, 1960). На основе этого факта П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи. В концепции П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать в уме. В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе сконструированных П. экспериментальных методов и процедур (творческие задачи ) было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их способности действовать в уме, и поведение взрослых на фазах решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать в уме в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в монографиях: Знания, мышление и умственное развитие, 1967; Психика и интуиция, 1967; Психология творчества, 1976; Психология творчества и педагогика, 1976; Методологическое введение в психологию, 1983; Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная, 1991. В.А. Кольцова, ИМ. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено схем по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено книг по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено презентаций по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено рефератов по теме ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Вы можете заказать написание реферата: