Понятие рефлекторной дуги

Найдено 1 определение
Понятие рефлекторной дуги
reflex arc concept) Статья Джона Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (The reflex arc concept in psychology) была опубликована в 1896 г., однако и сейчас она считается одной из классических работ, повлиявших на развитие функционалистской школы психологии. Во времена Дьюи психологи переняли у физиологов модель рефлекторной дуги и адаптировали ее к изучению психол. действия. Считалось, что сенсорные нейроны проводят стимуляцию в центральный отдел, в к-ром, якобы, возникают "представления" или происходят "центральные процессы", к-рые, в свою очередь, программируют последующую моторную реакцию. Подобное объяснение казалось Дьюи в высшей степени абстрактным и фрагментарным. По сравнению с предпочитавшейся тогда теорией рефлекторной дуги Дьюи рассматривал событие "ребенок-видит-пламя-и-хочет-дотянуться-до-него" как сложное единство, где стимул и реакция яв-ся фазами единого события, в к-ром "видение и хватательное движение настолько часто оказывались связанными между собой, что подкрепляют друг друга и помогают осуществиться друг другу". С т. зр. Дьюи, видение объекта и дотягивание до него под контролем зрения направляют друг друга на протяжении всего события, а не яв-ся тремя отдельными, последовательными актами, как следует из модели рефлекторной дуги. Кроме того, Дьюи, судя по всему, был близок к интерпретации поведения с т. зр. взаимодействия организма и стимульного объекта. Он тж постепенно отходил от теории, согласно к-рой центром события яв-ся стимулируемый организм, и склонялся к более широкому толкованию психол. событий, к-рое не ищет их причины "под кожей организма". Др. проблемой, волновавшей Дьюи, было присущее совр. ему психологии разделение организма на тело и душу (разум). В своей статье, посвященной рефлекторной дуге, он высказывался за освобождение психологии от этого устаревшего дуализма. Он призывал своих коллег перестать рассматривать тело и разум как независимые друг от друга сущности и научиться смотреть на поведение как на результат такой интеграции, при к-рой его просто невозможно разделить на две части. Он считал метальные акты не просто психич. явлениями, а актами, в к-рых физическое и психическое сплавились в нерасторжимое целое. См. также Вопрос об отношении души и тела, Социальная психофизиология Н. Пронко

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006