ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Понимающая" психология
Направление в психологии, появившееся в конце XIX - начале XX ст., описывающее психические явления посредством интуитивного созерцания и вживания и сознательного отказа от объективных и контролируемых каузальных объяснений. См. Ясперс Карл.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

понимающая психология

направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в., считающая главной задачей психологии не причинно-следственное изучение душевной жизни людей, а понимание личности человека как индивидуально-неповторимой и в силу этого не поддающейся достаточно эффективному формально-логическому анализу. В этом отношении п.п. выступала против экспериментальной психологии, которая якобы упрощает обьект исследования до неприемлемого уровня. Идею разработки данного научного направления выдвинул немецкий философ В.Дильтей.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ
устаревшее название исторически возникшего и существовавшего в Германии в конце XIX-начале XX в. направление психологических исследований, в котором утверждалось, что в познании психологических явлений необходимо и достаточно довольствоваться только их пониманием, а не объяснением. Основатель П.п. В. Дильтей полагал, что интуитивного ощущения истины в познании психологии человека вполне достаточно для того, чтобы «знать» соответствующие явления. Основная задача П.п. сводилась к описанию психологических феноменов, обнаруживаемых в сознании человека, к их классификации и систематизации. Что касается их понимания, то ему не придавалось существенного значения еще и потому, что глубокое научное познание, понимание и объяснение этих явлений считалось невозможным. В этом, однако, открыто не признавались, но из этого исходили представители П.п. П.п. фактически противопоставлялась объяснительной, экспериментальной психологии своего времени, в частности-естественно-научной, физиологической психологии В. Вундта. См. интуиция, психология физиологическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Понимающая психология (Geisteswissenschaftliche Psychlogie)
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Автор. В.Дильтей (1894 г.).
Категория. Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в.
Специфика. В противоположность экспериментальной психологии видит не объяснение, а понимание основным методом исследования психического. Только за счет сопереживании возможно схватывание душевных процессов другого человека, который находится в динамике своего исторического развития. Это - анализ психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. В дальнейшем идея, выдвинутая Дильтем, была развита в работах Э.Шпрангера, который ввел сам термин "понимающей психологии" и разработал педагогические приложения этого подхода. По его мнению, переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. Основной задачей понимающей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа".
Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А.Пфендер, Ф.Крюгер) и философов-экзистенциалистов (К.Ясперс, М.Хайдеггер).
Синоним. Духовно-научная психология.
Литература. Spranger E. Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914;
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924;
Gruhle H.W. Verstehende Psychologie. Stuttgart, 1948

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
нем. Verstehende Psychologie, англ. understanding psychology) - направление в нем. психологии конца XIX - нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное . объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.
Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей "описательной" психологии, утверждавший, что "природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем". В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.
Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин "П. п." и выделил 6 типов личности или "духовной индивидуальности"-, в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др.
Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Яс-перс, М. Хайдеггер).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
это течение в нем. псих. (конец XIX — начало XX века), стор. кот. полагали, что базальной задачей псих. интерпретаций явл. не детерминантно-социальное истолкование психики субъекта, а понимание-трактовка его психофункций-психопроцессов, путем корреляции его имманентно-смысловых мотивационно-психических феноменов, состояний с миром-онтосом каких-либо социально-культурно-исторических ориентаций, ценностей; впервые данные концепции выдвинул нем. философ, социолог, психолог Дильтей, кот. доказывал, что субъекту необходимо понимать-осмысливать свою собственную душевную жизнь, а природные феномены, лишь эксплицировать-объяснять, что элиминировало модусы изучения-исследования социально-психических, социально-исторических детерминант психики самого субъекта, с помощью объективно-эмпирических, экспериментально-научных методик; сам же Дильтей и выступил с резкой критикой экспериментальной псих. и считал-полагал, что она упускает в своих трактовках специфику процессов человеческого сознания, недостаточно широко исследует-трактует феномены социокультурно-исторической направленности, не связывает-не сочетает природные явления, кои необходимо дескриптировать в моделях исследования, связанных с поведенческими реакциями субъекта, с социальными интенциями самого индивида: другие иссл. считали, что постулаты П.п. сводятся лишь к интуитивному осмыслению психических реакций субъекта, кот. не может иметь объективно-дискурсивных оценок-характеристик и не может давать объективно-полновесного знания о самом индивиде; нем. философ Шпрангер, кот. как полагают многие иссл., первым и ввел понятие П.п., выделял шесть матриц человеческого поведения, спроецированного на дифференциальные сферы культурологической интерпретации; по его мнению, в предикате-качестве почти идеальной схемы-модели должен выступать субъект-личность — экономическая, теоретическая, эстетическая, социальная, религиозная, политическая, отсюда ясно, что Шпрангер упускает из виду этико-онтологические феномены, кои константно связаны с деятельностью, поведенческими мотивами субъекта, с его чувственно-эмотивно-волевой сферой; амер. псих. Олпорт, пытался самобытно трактовать-эксплицировать различные тезисы -положения П.п., разрабатывая оригинальные методики экспериментально-эмпирического ощущения ориентаций-индексов-интенций субъекта, учитывая предшествующий своим разработкам феноменологическо-дескрипционный метод Дильтея, типологическо-социальную модель Шпрангера, но его аргументации, научно-теоретические построения, не совсем объективны и не дают полноты каузально-причинного объяснения поведенческо-мотивационным моделям-структурам субъекта, сынтенционированным на метаболизацию-трансформацию социума, экстеросреды, других субъектов; Хайдеггер, Ясперс, Рикёр (см. их раб. «Бытие и время», «Смысл и назначение истории», «Герменевтика, эпос и метафизика», «Разговор на проселочной дороге») находились под влиянием идей Дильтея, и в частности, его феноменологическо-дескриптиционного подхода.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
204.38 кб

“Понимающая психология” К.Ясперса

А. М. Руткевич
Читать PDF
73.46 кб

2000. 01. 016. Таппан М. Б. Понимающая психология. Tappan M. B. interpretive Psychology: stories, ci

Виноградова Т. В.