ПОНИМАНИЕ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОНИМАНИЕ

— постижение значения и смысла какого-то явления.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Понимание
точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

ПОНИМАНИЕ
способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Понимание (психологическое)
см. Эмпатия.
Мне лично приятнее понимать людей, чем судить их (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

понимание
[comprehension] Процесс интеллектуального схватывания, проникновения в суть вещей; формально оценивается с помощью тестов на понимание.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ПОНИМАНИЕ
1. Наиболее общее значение – психический процесс размышления, обдумывания или воображения. 2. Более специальное значение – психический процесс формирования понятия. 3. Внутреннее отношение к чему-то.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Понимание
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПОНИМАНИЕ
вид мышления: проникновение в сущность феномена путем установления между его элементами связей, отражаемых системой понятий. Результат П.— элементарная теория данного феномена. При П. непосредственно (первосигнально) воспринимаемого объекта личность сопоставляет суждение о нем со своим субъектным тезаурусом. Процесс П. речи зависит от формы речевого общения.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПОНИМАНИЕ
1. Процесс постижения чего-либо, понимания значения слова, фразы, результата, предложения и т.д. 2. Неуловимый интуитивный процесс, посредством которого человек может постичь глубокий смысл события, понятия, идеи и т.д. Обратите внимание, что некоторые используют термин постижение как синоним и для 1 и для 2 значений. 3. Сочувственная оценка другого человека, особенно его точки зрения по некоторому вопросу или его убеждений в отношении чего-то. Здесь сочувствие является почти синонимом. 4. В более старых работах – гипотетическая умственная способность, функцией которой являлось осознание значений вещей.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОНИМАНИЕ
1) способность постичь смысл и значение чего-л. и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это м. б. логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. В условиях конфликта степень П. оппонентами друг друга снижается в результате расхождения целей, интересов и мотивов, а также в результате наносимого друг другу ущерба. К психологическим механизмам П. относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПОНИМАНИЕ
постижение значения связей, роли и смысла окружающей действительности, её явлений и процессов, без чего невозможно достижение желаемого результата жизнедеятельности. П. – это осознанная человеком уверенность в адекватности его представлений о содержательной сущности воздействующего на него индивидуально значимого или представляющего интерес и ценность фактора внешнего или внутреннего мира. В сложных, экстремальных условиях достижение запланированного результата или выполнения поставленной задачи, резко усложняется без П., не только как состояния субъекта, но и как условия продуктивного и надёжного взаимодействия в группе лиц для достижения общей цели. Без П. невозможна координация действий её членов (у альпинистов, водолазов, военных и др.), затрудняется их общение, теряется смысл поведенческих реакций каждого, отсутствует ясное представление о причинно-следственных связях происходящего.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПОНИМАНИЕ
РАЗУМЕННЕ / UNDERSTANDING– психический процесс включения информации о чем-либо в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия. В психолингвистике П. трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения. Особенность П.– субъективное достоинство этого процесса, его обусловленность умственными стереотипами, сформированностью прежнего опыта, а также возможностью осмысления нового, такого, который не был предметно изучен. Объектами П. как психического процесса могут быть объекты и предметы внешнего мира, события общественной жизни, другие люди и их поступки, произведения искусства, литературы, свойства и поведение самой личности. П. относится, прежде всего, к сфере интеллекта, однако оно опирается на индивидуальный эмпирический опыт, запечатленные нормативно-ценностные образы действительности, оценку на основе некоторого образца, эталона, нормы или принципа. Реализуется П. посредством языка и речи, а также определенными жестами, мимикой, знаками, действиями. Формы П.– классификация предметов, знаки, действия, подведение частного под общее понятие, раскрытие причинных связей явлений, их внутренней структуры. Важной чертой П. является осмысленность, обусловливающая успешное усвоение того, что изучается, анализируется, познается. В ряде случаев у субъекта может создаваться иллюзия П. Особой сферой П. является межличностное общение, здесь необходимо говорить о взаимопонимании. П. является необходимым элементом научного познания. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПОНИМАНИЕ
1. Способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.
2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия. Существует особая наука о понимании - герменевтика, искусство и теория толкования текстов.
Понимание не следует отождествлять со знанием - способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности коих человек он не сомневается - ибо возможно знание без понимания и понимание без знания, "непосредственное усмотрение".
Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.). Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.
Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое "понимание человека"; понимание этических и эстетических явлений, и пр. Результат понимания - смысл - субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.
Особенно подробно изучена роль языка в понимании - в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, перцепция социальная, эмпатия, озарение, интуиция, атрибуция каузальная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Понимание
старославянск. «имати» - брать) – 1. в философии – процедура постижения или порождения смысла. Категориальный статус этому термину впервые придал Шлейермахер, указавший на понимание как на процедуру обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его смысл. Подчеркивается, что понимание не вписывается в объектно-субъектную схему, так как не познание порождает потребность в понимании, а, наоборот, потребность в понимании ведет к познанию. 2. субъективное ощущение того, что значение каких-либо впечатлений осознается как адекватное воспринимаемым объектам и ситуациям. Это ощущение может быть обманчивым, особенно если объединение впечатлений происходит под влиянием автоматически функционирующих когнитивных структур. Например, то, что первым приходит в голову, большей частью и воспринимается правильным, соответствующим действительному положению дел. Так, яблоки падали на землю и до И.Ньютона, и это было всем понятным до очевидности, но именно он был первым, кто отрешился от восприятия этого явления как привычного, обыденного, а, следовательно, соответствующего пониманию. Увидеть в повседневном нечто непонятное, загадочное, необъяснимое свойственно, как говорят некоторые исследователи, трем категориям людей: детям, подлинным ученым и психиатрическим пациентам; 3. психопатология понимания, как явления внутренней жизни, изучена недостаточно, если не считать описанного С.С.Корсаковым «аффекта недоумения», свойственного состояниям растерянности и аментивного помрачения сознания. Известно, кроме того, о том, что в момент кристаллизации в сознании некоей бредовой структуры у пациентов появляется ощущение прозрения, постижения скрытой до этого непреложной , безусловной истины. Субъективое усиление чувства понимания встречается также у маниакальных пациентов, в экстатических состояниях. Термин используется для образования некоторых понятий, таких, например, как понимающая психология (исследовательского подхода, главным в котором является вживание в роль пациента, способность поставить себя на его место, почувствовать то же, что и он, и увидеть нечто его глазами), психологически понятные связи (представляющих симптомы психогенных расстройств как логично и последовательно, с точки зрения гипотетически адекватного индивида, вытекающих из психотравмирующей ситуации); 3. знание индивидом того, что происходит на самом деле; 4. сочувственная оценка другого человека; 5. на сленге наркоманов – восприятие опьянения как чрезвычайно привлекательного состояния, возникающеее у пациента по мере формирования психологической зависимости от наркотика.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОНИМАНИЕ
это способность субъекта вникнуть-уяснить смысл, значение, замысел чего-нибудь, акты поведения другого субъекта, в корреляции с самим результатом; это и специфико-ментальное состояние сознания, когда субъект осознал, пришел к выводу, к уверенности, что те его выводы-аргументация-представления явл. эквивалентными-конгруэнтными форме и содержанию того или иного объекта-предмета или же воздействия-влияния, или же реакциям других индивидов; модели П., как максима, эксплицируют матрицо-интерпретационное состояние субъекта, как координацию-регуляцию его осмысленных действий, как способы его осознанно-ментального воздействия на других субъектов, а изучаются проблемы П. в философии, истории, социологии, психологии, логике, психолингвистике и др. науках; существует в совр. эпоху оригинальная наука герменевтика, основоположниками кот. явл. нем. философы Шлейермахер и Гадамер; герменевтика— это, в понимании Гадамера, специфическое искусство и теоретическо-концептуальные интерпретации толкования текстов, это способность субъекта, благодаря собственному теоретико-эмпирическому базису репродуцировать аддитивно-когнитивные модели, связанные со знанием, как модусы непосредственно-рефлексивного усмотрения (Гадамер, Гуссерль, Рикер, Хабермас) сущностей, связанных с объектами-предметами-онтологией -социумом; герменевтическое осмысление действительности, должно репродуцироваться в дискурсивно-логических построениях для усматривания феноменов имманентной корреляции, имманентного взаимодействия, имманентной конституированности, кои необходимо, по мнению вышеперечисленных ученых, рассматривать как социоонтологические специфические феномены для установления детерминационных связей, фактов, связанных с мультисобытиями в бытии, онтосе; сам субъект, согласно их концепциям и должен усматривать-дискурсосмысливать явления, с помощью логических доказательств или же, почти априори, как считает Гуссерль, путем чисто-логических умозрений-построений-корреляций, сынтенционнрованных на определенные цели, кои адекватны-эквивалентны действиям-проектам-целям самого субъекта или же использовать априорные конститутивы, как модусы, для дискурсуяснения-дискурсдефиниции поведенческих мотивов другого субъекта, как модусы-приемы осмысления его мыслей-ориентаций; дискурсарументируем, что оригинально-модификационные модели герменевтики, и связанные с ней модусы-приемы-принципы-концепции, как и самого субъекта, входящего в макромодель герменевтики, необходимо исследовать-изучать с позиций этических, социальных, эстетических, политических, экономических, психологическо-индивидуальных экспликаций-интерпретаций, с учетом моделей языка, лингвистических структур, интуитивно-логических феноменов, интуитивно-эмоциональных феноменов, в суммациях с мотивационно-волевой сферой субъекта; согласно нашим концепциям, фундамент П. базируется на целеинтенционально-целесообразной трансформации-транстектонизации объектов-предметов-потребностей-эгоустановок, когда сам субъект дискурсосмысливает-дискурсассерторизирует свои действия-акции, как насущностно-необходимые для преобразования социума, собственных действий, действий другого субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Понимание
активная, многоуровневая, разносторонняя познавательная деятельность, суть которой заключается во взаимодействии когнитивных, мнемических, эмоциональных процессов, направленных на установление смысловых связей между новой для человека информацией и имеющимися в его опыте базисными знаниями.
Существуют два направления его изучения: одно посвящено П. текста, другое — П. людьми друг друга в процессе общения. В основе П. текста лежат познавательные процессы восприятия, обобщения, осмысления информации, т. е. включение ее в систему личностных смыслов человека. Содержание текста трансформируется, преломляясь через призму личного знания.
Содержание текста полифонично и может быть осмыслено по-разному, поскольку в процессе П. прочитанному придается смысл, который человек черпает из мира индивидуального сознания.
П. текста связано с переработкой информации, содержащейся в нем, и интерпретацией. Это изменение последовательности элементов, переструктурирование, укрупнение единиц информации в целостные образования и переход, таким образом, от «текста в себе» к «смыслу для себя». Важно при этом сохранение (адекватное присвоение) смысла исходной информации.
Интерпретация направлена на уяснение значения прочитанного текста и включает приемы толкования и объяснения, помогающие этому.
Таким образом, П. текста как познавательная деятельность опирается на комплекс соответствующих процессов (восприятие, память, мышление), включает переработку текстовой информации, его интерпретацию и придание ей смысла. Результатом П. выступает адекватно присвоенное содержание и связи текста.
П. людьми друг друга в процессе общения также начинается с восприятия, включает мнемические и мыслительные процессы. Но значимым в этом случае оказываются эмоциональный фон, ситуация общения, речевые особенности общающихся (тембр голоса, громкость, паузы, эмоциональная насыщенность речи), сочетание вербальных и невербальных средств общения. На П. людей в процессе общения оказывают влияние возраст, индивидуальные особенности (мировоззрение, миропонимание), род деятельности. Одним из решающих факторов П. в процессе общения становятся отношения. При положительном их характере П. более успешно; при отрицательном, как правило, отмечается непонимание.
Разрыв в опыте участников процесса общения или в уровне обобщенности текста и готовности человека к его восприятию — причина непонимания. У нее есть два аспекта: грамматический, определяемый объективным содержанием, и психологический, связанный с приданием этому содержанию личностного смысла. Известно три типа ситуаций П.:
перевод — П. значения высказывания и его контекста;
интерпретация — взаимодействие грамматического и психологического аспектов высказывания при выделении одного из них как главного;
диалог — П. личностных смыслов, выраженных собеседником с помощью общих для них языковых средств.
Литература
Бодалев А. А. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение. М., 1983.
Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении М., 1994.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Понимание
1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется "смысл" телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые, как обозначение особого научного метода, термин "понимать" был применен Дройзеном. Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественно-научному методу объяснения. Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание (К.ф.э. - С. 353-354). «Понимание» в наших исследованиях применялось в соответствии с познанием сущности какого-либо компонента личности, содержания какого-либо явления и однозначности конструкции, отраженной в понимании некоторой объективной реальности. Формулой для конструирования правильности понимания являлось римское изречение: «Понять вещь означает понять ее причины». В равной мере эту же формулу отразил Блонский: «Понять поведение - значит понять историю поведения». В наших работах мы исходили из того, что последовательность возникновения какого-либо явления определяла возможность его существования. На основе этого был создан принцип ретроспективного анализа, т.е. анализа последовательности чередования отдельных звеньев. Логическое построение какого-либо конструкта обеспечивало понимание этого явления.
Важен аспект рассмотрения «понимания». Если «понимай» имеет место в общепринятом конструировании, то это - понимание значимости, которое приобретает форму значения. В индивидуальном плане то же явление рассматривается в аспекте личностного смысла, т.е. некоторой пользы или выгоды для конкретной персоны. В этом случае понимание приобретает иные характеристики. Логика объяснения становится иной и приобретает характер необходимого действия, решения, суждения. Практически это то же, что может удовлетворить запросы личности, ее потребности, а также объяснить необходимость такого удовлетворения. В экспериментальных исследованиях «понимание» употребляется нашей школой при интерпретации результатов диагностического исследования. Интерпретация как необходимое истолкование базируется на понимании значимости соотношения компонентов их пропорции, зависимости и целесообразности этого. В конечном счете, образуется интегративное понимание целесообразности определенных сочетаний, которые представляет индивид в результате замеров своих личностных показателей. Предполагается, что «понимание» в том случае будет реальным, когда оно может предсказать дальнейший ход событий. Оно также может прогнозировать последовательность возможных изменений. Таким образом, критерий правильности - это совпадение элементов картины, высказанной интерпретатором, с картиной, которая будет получена в дальнейшем в ходе реализации психических: явлений.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Понимание
более или менее правильное восприятие выраженной мысли. Это постижение смысла и значения чего-либо, состояние сознания у субъекта уверенности в том, что созданные, возникшие у него представления адекватны содержанию воздействия извне, в результате которого эти представления возникли. Обратите внимание: это не то же самое, что знание. Знание – это усвоенные сведения, которые человек может воспроизвести и в правильности которых он не сомневается. Понимание, конечно, включается и в процесс говорения, и в процесс письма: человек все время должен корректировать пониманием то, что он говорит, пишет; и понимание, знание, по существу, предшествует словесному выражению. В процессе рецепции речи (при чтении, слушании) понимание, наоборот, происходит как бы после полученного словесного выражения мысли: словесное выражение декодируется внутренней речью (а при продуктивных видах речевой деятельности словесное выражение есть результат кодирования: внутренняя речь субъекта кодируется в словесные знаки, которые он и произносит или пишет). Что и говорить, и при говорении, письме в кодировании могут быть сбои, недостатки (субъект подчас не может как следует сказать все то, что хочет, не получается выразить в нужной мере свои мысли, «знает, а сказать не может» – эта ситуация всем хорошо знакома). Точно так же могут быть недочеты при декодировании устной или письменной речи. То есть при аудировании или письме: человек слышит, что ему говорят, – и не понимает; или слышит одно, а понимает другое, и т. п.
Есть разные виды понимания, в частности, устной речи. С точки зрения его количества, можно выстроить следующий ряд: полное понимание, недопонимание, неполное понимание, непонимание. Недопонимание – это лишь частичное непонимание, ведущее к недоумению в какой-то части воспринимаемого содержания речи; неполное понимание – это провалы в понимании каких-то мест речи, влекущие за собой невозможность осмыслить содержание речи в целом. С точки зрения качества понимания, можно выделить такие его виды, как уяснение (простое понимание); усвоение (понимание, уяснение + запоминание слышимого), проникновение в сущность излагаемого (в этом случае воспринимаемая информация синхронно порождает у аудитора дополнительные мысли, оценки, выводы по теме, он постигает тему, возможно, глубже, чем ее излагает говорящий); понимание – некритическое принятие сообщаемого (аудитор легко поддается воздействию), понимание «с точностью до наоборот» (ср.: Я внимательно выслушиваю, что мне говорят, и делаю наоборот, и все хорошо получается), понимание – размышление над сообщаемым как над сырым материалом, его домысливание; понимание с субъективной, даже предвзятой оценкой сообщения {«Говори, говори! Так мы и поверим!»). Это когда понимание сопровождается своей интерпретацией, не вполне совпадающей с тем, что хочет сказать автор, когда аудитор «делает свои выводы»: ср. информация о том, что такой-то большой ученый начинал свой трудовой путь трактористом, у кого-то может всерьез вызвать оценку, что этот человек от сохи – не настоящий ученый. Наконец, может быть неадекватное, а также сумбурное понимание слышимого (т. е. информацию «поймут» по-своему). Услышав, что кто-то поступил в институт – домыслят «поступил по блату». Так, на вопрос нового учителя «Кто у вас тут корифей?» пятиклассники ответили: «А у нас такого нет! Он, наверное, учится в другом классе»; высказывание «Хемингуэй никогда не шел на компромисс» десятиклассник объяснил как «никогда никого не компрометировал».
Отсюда ясно, каких видов понимания нам следует придерживаться, развивать их, а от каких воздерживаться. См. отстояние.
Многие высказывания интерпретируются слушающими не со стопроцентной точностью по отношению к смыслу и замыслу, вкладываемому говорящим. Если слушателей много, то возникают многочисленные и разнообразные интерпретации – у каждого своя. В этой связи задача говорящего в процессе подготовки речи и во время речи должна состоять в том, чтобы как можно больше нейтрализовать возможности неадекватных, субъективных пониманий производимого сообщения. Аудитория тоже должна быть ответственной за качество своего слушания. К слушанию нужно быть подготовленным в разных отношениях.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

ПОНИМАНИЕ
англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова "П.".
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: "Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания".
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.
Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы "истории духа" В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: "П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или "Критики чистого разума". В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования". П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации {герменевтика, экзегеза). "Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека" (А. А. Брудный, 1998).
П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметныезначения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.
Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.
В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: "Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество". К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.
П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст "почемучек"), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
264.75 кб

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т. В., Балашов П. П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием.
Читать PDF
174.24 кб

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений

Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.
В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности.
Читать PDF
102.22 кб

Понимание как психолого-педагогический феномен

Квасюк Татьяна Яковлевна
В статье дается определение понятия «понимание»; описывается процесс понимания и четыре его этапа; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания.
Читать PDF
118.91 кб

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие понимание геометрической информации будущими учител

Шереметьева Ольга Владиславовна
Статья посвящена проблеме поиска путей повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области геометрии.
Читать PDF
69.23 кб

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д. В.
Читать PDF
392.85 кб

Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения

Руслина Анна Олеговна
Читать PDF
105.68 кб

Феномен менталитета общества: сущность и понимание

Полежаев Дмитрий Владимирович
Менталитет является глубинно-психологической основой социокультурной самоидентификации общества и отдельного индивида.
Читать PDF
155.28 кб

Понимание фольклора как метода развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

Нурмухаметова И. Ф.
В статье раскрывается содержание понятий «фольклор», «эмпатия» и «понимание», дается описание их компонентов и видов.
Читать PDF
158.97 кб

Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа

Проект Ю. Л.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования механизмов понимания и переживания стихотворных текстов читателями.
Читать PDF
292.86 кб

Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации

Хачатурова Антонина Вячеславовна
Рассматривается понимание обмана как ключевого феномена модели психического, у 9-летних детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации (детских домах).
Читать PDF
86.98 кб

В. Куинси, Т. Скилинг, М. Лалумьер, В. Крейг. Юношеская делинквентность: понимание происхождения инд

Кулыгина Майя Александровна
Читать PDF
9.28 мб

Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения

К. М. Романов
Читать PDF
83.15 кб

Феноменология эмоциональной настроенности инвалидов на понимание собственного жизненного опыта

Шульмин Максим Петровичи
Представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования феномена эмоциональной настроенности всех людей на понимание собственного жизненного опыта.
Читать PDF
189.52 кб

Понимание Другого как модус существования человека

Жукова Ольга Ивановна, Жуков Владимир Дмитриевич
В статье авторами анализируется понимание, являющееся одним из важных параметров формирования человека.
Читать PDF
240.81 кб

Объяснение и понимание как методы наук о психике

Залевский Генрих Владиславович
В статье предпринимается попытка дать историко-теоретический анализ объяснения и понимания в их соотношении как методов наук о психике в контексте декларируемого сегодня очередного кризиса психологической науки.

Похожие термины:

  • БАРЮКА ПСИХОТЕРАПИЯ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ

    Baruk H.]. Один из вариантов метода рациональной психотерапии, при котором врач убеждением создает у больного оптимистическое отношение к вопросам выздоровления, учит приспосабливаться к окружающем
  • ПСИХИКА: ПОНИМАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ

    динамическое понимание психики) - один из основных принципов и методов психоаналитического исследования, ориентированный на понимание ее как постоянно движущейся системы, действующей под постоя
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

    область психологических исследований, совокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность восприятия и понимания людьми друг друга обеспечивает фо
  • Эмпатическое понимание

    Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле "я"-коррекции и "я"-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их пси
  • Общение: социально-философское понимание

    О. представляет собой развертывающуюся во времени и пространстве взаимосвязь социальных субъектов - больших (нация, класс и пр.) и малых (семья, трудовой коллектив и др.) социальных групп, а также от
  • Идеографическое понимание

    idiographic understanding) - понимание поведения отдельного человека не по образующим его элементам, а посредством схватывания его целостной структуры подобно тому, как воспринимаются предметы, а не сначала
  • Идиографическое понимание

    idiographic understanding) - понимание поведения отдельного человека.
  • Межличностное понимание

    Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его - понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение о
  • ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

    Процедура изучения процессов чтения. Одно или большее количество слов удаляется из абзаца прозаического текста, и субъекту требуется восполнить пробелы.
  • ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ

    тест на способность выявлять значение предъявляемых стимулов, например, законченного в смысловом отношении фрагмента текста.
  • Тесты на вербальное понимание

    психологический тест, предназначенный для оценки способности субъекта понимать смысл прочитанного.
  • Объективное понимание

    Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
  • Понимание речи

    receptive language). В контексте языкового развития ребенка этим термином обозначается репертуар слов и команд, которые ребенок понимает, даже если не способен произнести их сам.
  • Понимание в широком смысле

    способность понять или "схватить", отличающаяся от способности воспринимать и от когнитивности.
  • Символическое понимание

    способность логически думать о вещах, которых в данный момент нет.
  • Сохранения понимание

    conservation). Понимание того, что изменение внешнего вида или формы объектов не изменяет их количественных показателей. Так, ребенок, представляющий это, считает, что количество воды остается постоянны
  • Субъективное понимание

    Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помо
  • Понимание закономерностей

    nomothetic understanding) - целостное понимание природы, причин и лечения патологий в форме законов и принципов.
  • ПОНИМАНИЕ (СХВАТЫВАНИЕ)

    (apprehension-англ.)-многозначный и не вполне определенный (как научное понятие) термин, имеющий следующие основные значения: 1. Уяснение сущности чего-либо, его объяснение на основе того, что уже ясно или
  • ПОНИМАНИЯ ТЕСТ (ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ)

    психологический тест, предназначенный для оценки степени понимания человеком чего-либо, например, ситуации, принципов или некоторого, предварительно представленного ему материала.