Половые роли

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Половые роли
формы поведения и паттерны деятельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно связанные с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Половые роли
Схемы поведения, установки и интересы, которые считаются свойственными одному полу и несвойственными другому. Некоторые теоретики объясняли эти различия биологическими причинами, но большинство психологов придерживаются мнения, что различия в поведении мужчин и женщин скорее являются продуктом социализации, а не биологических процессов.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Половые роли
Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов, обусловленная их половой принадлежностью. Дифференциация П. р. проявляется в половозрастном разделении труда, распределении авторитета и власти мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПОЛОВЫЕ РОЛИ
дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Она проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством к–рой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. П.р. – вид социальных ролей, имеющих нормативный характер, выражающих определенные социальные ожидания (экспектации), проявляющиеся в поведении. На уровне культуры П.р. существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин, традиционная дифференциация П.р. переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социально-экономических и этнокультурных средах.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Роли половые
нормативные ожидания, требования, предъявляемые обществом, культурой к мужчинам и женщинам в разных видах деятельности (семейные отношения, трудовые функции, распределение авторитета и власти в публичной и домашней сфере и т.д.). Р. п. воспроизводятся и передаются из поколения в поколение посредством дифференцированной по полу системы социализации (половая социализация) и закрепляются с помощью полового символизма и культурных стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной системы Р. п. формирует его половую идентичность, с которой соотносится его самосознание и социальное поведение. Хотя дифференциация Р. п. имеет некоторые кросс-культурные константы, связанные с общими свойствами полового диморфизма, ее конкретное содержание в разных обществах и средах существенно различно. При сравнительно-историческом изучении Р. п. нужно учитывать степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и символически-обрядовой деятельности; специфическое содержание этих ожиданий и предписаний; насколько они жестки и институционализированы; как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией мужских и женских социальных статусов (половая стратификация); допускаются ли индивидуальные вариации, отклоняющиеся от нормативной дифференциации Р. п., и т.д. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, наличие разных для мужчин и женщин норм, правил и образцов сексуального поведения (двойной стандарт). Социология и историко-антропологические науки изучают закономерности формирования, функционирования, изменения и развития системы Р. п. и стереотипов в социуме. Психология исследует процессы и механизмы их усвоения и преломления в половой идентичности. Педагогические науки обсуждают стратегию половой социализации, следует ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, в духе привычных полоролевых предписаний, или стараться преодолевать их, и как именно это делать. В традиционных обществах система Р. п. обычно отличается определенностью и жесткостью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин и общим плюрализмом, традиционная дифференциация Р. п. переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социальных институтах и средах, вызывая много трудностей и порождая ожесточенное сопротивление различных слоев общества. И.С. Кон

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Половые роли
sex roles) Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин "половые роли", обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне П. р. можно определить как "совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)". К характеристикам, к-рые обычно считают охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей. Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как соц. группах, то термин "половая типизация" служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не качества др. людей. В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности- фемининности для оценки расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов половой типизации. Полоролевая идентификация - термин, имеющий самое непосредственное отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола. Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие (практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без обязательной идентификации с др. аспектами данной роли). Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с позиций этого многомерного подхода - BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья, полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой трансценденцией. Полоролевая социализация Различие между теориями заключается в том, как они объясняют механизм приобретения людьми П. р. и разное значение П. р. для лиц мужского и женского полов. Самая ранняя трактовка полоролевой социализации была предложена Фрейдом, теория к-рого основывалась на признании бессознательных, инстинктуальных и связанных с созреванием процессов, обусловленных разным анатомическим строением мужского и женского организмов. Др. важная система взглядов основана на теории соц. научения. Эта теория придает особое значение физ. и соц. качествам родителей и характеру процессов подкрепления в процессе приобретения детьми П. р. Родители и др. значимые фигуры из окружения ребенка подкрепляют моделируемое поведение, когда оно считается соответствующим полу ребенка, и игнорируют или наказывают за неадекватное его полу поведение. Когнитивные теории развития подчеркивают роль собственного поведения ребенка в подкреплении соотв. П. р. Эта теория отводит гораздо более важную роль категоризации ребенком себя как "мальчика" или "девочки", чем пассивному приобретению поведенческого репертуара через процессы подкрепления, обеспечиваемые другими. По всей вероятности, приобретение соответствующих биолог. полу П. р. связано как с действием механизмов соц. научения, так и с влиянием определенных аспектов когнитивного развития. Напр., данные многочисленных кросс-культурных исслед. свидетельствуют о том, что в разных культурах существуют сходные и устойчивые различия в том, как матери и отцы обращаются с сыновьями и дочерями, чтобы увеличить самостоятельность и независимость первых и улучшить эмоциональные отношения последних. Тем не менее, поведение родителей может оказаться несообразным в отдельных случаях. Воздействие практик родительской социализации может модифицироваться такими переменными, как физ. особенности ребенка, его позиция рождения и пол сиблингов. Кроме того, в поведении родителей обнаруживаются различия в зависимости от их расовой и этнической принадлежности, социоэкономического статуса, а тж задач исслед. и условий, в к-рых оно проводится. Эмпирические исслед. показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и, наконец, таким объектом становится другой противоположного пола. Важный вопрос, к-рый не удается разрешить ни теории соц. научения, ни когнитивной теории развития, касается различного воздействия полоролевой социализации на девочек и мальчиков в нашем об-ве. Хотя девочки и мальчики могут приобретать представление о своей половой идентичности примерно в одном (раннем) возрасте, на протяжении всего детства гораздо больше девочек, чем мальчиков, обнаруживают предпочтение к тем или иным аспектам роли противоположного пола. Существует несколько возможных объяснений этой половой асимметрии. Одно из них заключается в том, что маскулинные характеристики считаются более полезными и желательными для об-ва в целом. Девочек, по-видимому, не наказывают столь строго, как мальчиков, за отклонение от их традиционной П. р. Эти соображения наводят на мысль о том, что изменения в интрапсихических П. р. в направлении большей андрогинии нельзя оценивать без учета общественных норм. Современное состояние исследований половых ролей Понятие П. р. в том виде, в к-ром оно существовало в психологии, по-видимому, носит слишком общий характер. Спенс и Хельмрайх предложили заменить этот термин четырьмя различными категориями: половая идентичность, сексуальная (половая) ориентация, полоролевые аттитюды и модели поведения, характерные особенности личности. Половая, или гендерная, идентичность (есть некоторые разногласия по поводу того, какой из этих терминов лучше употреблять), вероятно, является важным фактором в обработке информ. о себе и других. Собственные физ. характеристики индивидуума, как и физ. характеристики др. людей, служат важными признаками в оценке П. р. Тем не менее, различные элементы П. р. могут оставаться относительно независимыми друг от друга. Уже окончательно доказано, что маркирование по полу выполняет важные когнитивные функции в нашем об-ве. Родители подбирают игрушки, соотв. полу их сыновей и дочерей, даже в тех случаях, когда являются поборниками равноправия полов. Сверстники играют особо важную роль в регулировании следования П. р. на протяжении отрочества. В период взрослости П. р. могут сохраняться за счет действия ситуационных факторов и разного распределения полов в трудовой и бытовой средах. См. также Андрогиния, Развитие социального поведения людей, Сексизм Р. К. Унгер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
103.58 кб

К вопросу о роли полового партнера в контрацептивном выборе женщины

Камалова Е. В., Шперлинг Н. В.
Цель исследования: выявить роль полового партнера в выборе женщиной метода контрацепции.
Читать PDF
9.10 мб

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ПОЛОВОГО ПУТИ ПЕРЕДАЧИ В РАЗВИТИИ ЭПИДЕМИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Турсунов Рустам Абдусамадович
В динамике проанализированы показатели регистрируемой заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Республике Таджикистан за период 2009-2013гг. Установлено, что если в 2009г. число пациентов с ВИЧ было 1853 человека, то на 31.12.2013г.
Читать PDF
141.72 кб

О роли общественности в реформах фармацевтического образования в России во второй половине XIX в

Балалыкин Дмитрий Алексеевич, Сергеева Мария Сергеевна
В статье рассмотрено влияние Санкт-Петербургского фармацевтического общества на развитие фармацевтического образования в России во второй половине XIX в.
Читать PDF
123.66 кб

Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими дет

Дусказиева Жанна Геннадьевна, Ковалевский Валерий Анатольевич
Определены особенности восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет в сравнении со здоровыми сверстниками.
Читать PDF
10.28 мб

О роли классических гимназий в развитии образования в Забайкальской области во второй половине XIX -

Дылыкова Цыпилма Дугдамовна
В статье раскрывается важный вклад классических гимназий в развитие образования в Забайкальской области во второй половине XIX начале XX века.