отличительные особенности мужчин и женщин, обусловленные различием половых признаков.
Половые различия
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
РАЗЛИЧИЯ ПОЛОВЫЕ
психологические и другие различия, существующие между живыми существами разного пола. Такие различия также называют гендерными.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Половые различия
Биологические и внешние различия между мужчинами и женщинами. Различие может проводиться по первичным признакам (связанным с воспроизводством) и по вторичным признакам (биологическим, но не связанным с воспроизводством). Кроме того, существуют различия в поведении, образе мыслей и эмоциональном восприятии. При обсуждении половых различий в последнем контексте часто возникает искушение интерпретировать их как стабильные черты личности, имеющие биологическое происхождение, а не как продукт социализации. Из-за этой ошибочной интерпретации возникают различные половые стереотипы.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Те различия, которые статистически распределены в популяции таким образом, что при рассмотрении большого числа людей они могут использоваться в качестве отличительных черт мужчин и женщин. Здесь имеется три потенциальных сферы: (а) см. первичные половые признаки; (б) см. вторичные половые признаки и (в) мыслительные и эмоциональные паттерны и социальные модели поведения. Различия между полами уменьшаются по мере продвижения от (а) к (в). Никто не оспаривает различия в первичных половых признаках, но этот термин редко употребляется в этом смысле (если вообще употребляется). Различия, наблюдаемые во вторичных половых признаках, как известно, являются не настолько большими и не столь определенными, как некоторые считают, но обычно их наличие не оспаривается, и они, как и различия типа (а), в значительной степени определяются генетически. Трудности с этим термином возникают только в случае (в), и это тот случай, который имеется в виду практически всегда, когда употребляется термин половые различия. Проблемы, возникающие при применении этого термина в отношении факторов, включенных в сферу (в), в большей степени определяются различными тенденциями разных авторов экстраполировать известные генетические детерминанты в сферах (а) и (б), несмотря на тот факт, что сам этот термин является нейтральным относительно генетических факторов и его ограничение – теоретический шаг, а не определительный. Основные причинные факторы тех половых различий, которые могут наблюдаться в классе (в), еще нуждаются в окончательном определении.
Половые различия
sex differences) Истоки изучения П. р. лежат в области дифференциальной психологии, начало к-рой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физ. и психич. черты мужчин и женщин. Новый импульс исслед. в области П. р. придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в к-рой они проанализировали психол. литературу, охватывающую свыше 1000 исслед. в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель - определить, какие из П. р. действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые П. р. можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню мат. способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства П. р. были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств П. р. в др. традиционных областях исслед. Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по П. р. в способности оказывать влияние (influenceability) и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исслед. П. р. в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая П. р. изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных П. р. - имеется в виду зрительно-пространственная способность - фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных. Область П. р. - одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают П. р. продуктом взаимодействия биолог. и соц. факторов, исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в П. р. либо биолог., либо соц. переменных. Кроме того, в данной области возможны различные виды взаимодействий, к-рые могут вызывать совершенно разные типы исслед. и политических решений. Критика биологизаторских теорий П. р. оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области "психологии женщин". Осн. направление этой критики касалось влияния пола экспериментатора или, более широко, исследователя на проявление П. р. испытуемых в результатах выполнения тестов и др. заданий. Др. направление отмечает существование обусловленной полом исследователя предвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений П. р. и в подборе методов, используемых для оценки "той же самой" характеристики у лиц мужского и женского полов. Критика исслед. П. р. может быть и концептуальной, а не только методологической. Напр. можно указать на отсутствие общей теорет. базы для определения того, когда следует изучать проявление данного П. р., или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о П. р. обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области П. р. нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они "должны" быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания П. р. как объяснения, потому что они связываются либо с биолог. процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами. См. также Половые различия: возрастной аспект, Половые различия в склонностях к математике, Сексизм Р. К. Унгер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006