ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
См. восприятие, подпороговое.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Подпороговое восприятие
неосознаваемые, но оказывающие влияние на поведение человека процессы восприятия.Примером П. в. может служить восприятие человеком информации 25-го кадра.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Подпороговое (сублиминальное) восприятие
Неоднозначная форма перцепции, характеризующаяся тем, что стимуляция, которая наблюдателем не замечается и о которой он не подозревает, все же оказывает определенное, измеряемое влияние на некоторые параметры его поведения.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Подпороговое восприятие
Категория. Форма предметного восприятия.
Специфика. Осуществляется без контроля сознания. В работах В.Г.Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (ВОСПРИЯТИЕ БЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ)
предметное восприятие, реализуемое без контроля сознания: феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия. Она все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции. Так, в работах В. Г. Тершуни и его сотрудников экспериментально показано, что возможна выработка рефлексов условных на неосознаваемые раздражители.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ
1. Процесс восприятия, имеющий место (порождающий определенные ощущения и образы), но не осознаваемый человеком, включая влияние возникающих в результате его ощущений и образов на психологию и поведение человека. 2. Восприятие раздражителей, сила которых еще не достигла порогового значения. Так понимаемое В.п. может быть связано с субсенсорными ощущениями, с восприятием сигналов, которые вызывают отчетливо фиксируемую физиологическую реакцию организма, в частности реакцию его центральной нервной системы, определенно свидетельствующую о том, что воздействующие на организм сигналы восприняты им, но почему-то не порождают осознаваемых или сенсорных ощущений. См. абсолютный нижний порог ощущения, ощущения субсенсорные, сенсорный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВОСПРИЯТИЕ, ПОДПОРОГОВОЕ
Любопытная фраза, так как подпороговый означает ниже порога восприятия. Этот термин фактически относится не к восприятию в обычном смысле этого термина, а к воздействию подпорогового стимула на поведение индивида. Проводились значительные научные дебаты по вопросу о надежности и/или валидности эффектов подпороговых стимулов и обширные дискуссии по этическим проблемам, возникающим даже из-за возможности того, что такое воздействие реально и, следовательно, может использоваться недобросовестными рекламодателями или политиками. Если здесь и имеются реальные воздействия (см. перцептивная защита, перцептивная вигильность, субвосприятие), то они не велики и нет никаких свидетельств того, что они могут использоваться для изменения отношения или эмоций. Действительно лучший обзор исследований подпороговой рекламы (применения этого явления, пугающего многих) был сделан американским психологом Дж. В. Макконнелом: "Все рассматриваемые вещи, секретные попытки манипулировать сознанием людей, дают настолько же подпороговые результаты, насколько подпороговые стимулы используются".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
малоосознаваемые, но оказывающее воздействие на поведение человека перцептивные процессы, кот. репродуцируются-осуществляются-репрезентатируются «под порогом сознания»; сами процессы П.в. исследуются-изучаются для научных потенций использовать подпороговые мультираздражители, для киберноизации-управления поведением-активностью-деятельностью субъекта в конкретно-онтологических ситуациях; мы полагаем, что у индивида существуют, как минимум, три уровня чувствительности-сензитивности: сенсорная, субсенсорная (подсенсорная), мультисенсорная, кот. дают ему возможность вырабатывать дифференциально-коррелятивные условно-временные связи, условные рефлексы на малоосознаваемые сигналы-раздражители, например, обонятельные раздражители, акустические сигналы, тактильные раздражители, дермагальванические, кои лежат ниже самого порога ощущений; иссл., связанные с проблемами воздействия на субъекта подпороговых мультираздражителей, представляет в совр. эпоху, базально-научный, праксиологическо-теоретический интерес, с подключением многих методических интерпретаций лечебно-клинической, педагогическо-психотерапевтической научно-эмпирической экспликации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Подпороговое восприятие
subliminal perception) В конце 1950-х гг. большую обеспокоенность в об-ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к-рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро появляющихся на экране сообщений, размер, скорость или яркость к-рых представлялись явно недостаточными для того, чтобы вызвать их осознание. Такие стимулы наз. подпороговыми. П. в. происходит в тех случаях, когда такие стимулы, даже если они оказываются незамеченными, каким-то образом оказывают воздействие на последующее поведение. Существуют серьезные сомнения в отношении способности подпороговых стимулов оказывать существенное влияние на поведение, не говоря уже о возможности их использования для побуждения людей к совершению конкретных действий или усвоению определенных аттитюдов. Большинство имеющихся фактов говорит о том, что испытуемые сталкиваются со значительными трудностями при извлечении смысла из подпороговых стимулов. По-видимому, воздействие такого рода скрытых стимулов, скорее всего, проявляется на аффективном, или эмоциональном уровне. Одной из ил. роли эмоциональных факторов в П. в. может служить феномен перцептивной защиты. Этот процесс, благодаря к-рому возникает эмоциональная, но неосознаваемая реакция на стимулы, иногда тж наз. субцепцией. См. также Восприятие (перцепция), Избирательное внимание С. Корен

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
англ. subliminal perception) - не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы "под порогом" сознания. В работах физиологов (В. Г. Гершуни и его сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека 2 уровней чувствительности - субсенсорной и сенсорной - и возможность выработки на неосознаваемые (лежащие ниже порога осознаваемых ощущений) звуковые, тактильные, запаховые и др. раздражители условных рефлексов (кожно-гальванических, электрических ответов коры головного мозга). Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (пед., лечебных и т. д.). См. Бессознательное, Предощущения.
Добавление: В "Словаре психологии" А. Ре-бера справедливо замечено, что термин "П. в.", мягко говоря - курьезное: поскольку "подпорого-вый" означает "ниже порога восприятия (ощущения)", то речь идет о "восприятии чего-то, что находится ниже порога восприятия", т. е. о "восприятии невоспринимаемого". По его мнению, "под-пороговое" надо относить не к восприятию, а к влиянию субъективно невоспринимаемого стимула на поведение. При редактировании прежнего варианта статьи мы придерживались такой интерпретации этого термина, которая предполагает различение 2 уровней восприятия (и ощущения): осознанного и неосознанного (подсознательного). Однако с этой т. зр. следует признать явно малоудачной связку терминов "сенсорный и субсенсорный уровни чувствительности". (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Восприятие подпороговое
1. сенсорный стимул, нейрофизиологический эквивалент которого не достиг уровня осознавания, не превратившийся в силу каких-то причин в ощущение или наглядный образ воспринятого объекта. Одной из возможных причин подпорогового характера восприятия рассматривается в психопатологии диссоциативное расстройство личности, в частности, это истерическая слепота или глухота, истерическая фуга или множественная личность, другой – нарушение самоосознавания, когда соответствующие сенсорные стимулы не трансформируются в акты сознания в результате нарушения программ перекодирования таких стимулов в более высокие знаковые системы. Считается установленным, что подпороговые восприятия оказывают определенное, впрочем, весьма незначительное влияние на поведение индивида (при этом нигде прямо не говорится, всегда ли и в какой степени подпороговые восприятия являются собственно образами с определенным значением и смыслом для индивида, формирующимися без участия сознания в его обычном, нормальном функциональном состояии). В случаях диссоциативного расстройства (истерическая фуга, гипнотический транс и др.) такие образы, несомненно, формируются, но это происходит при измененном состоянии сознания, то есть при появлении иной, анормальной, доминирующей на какой-то период времени личностной идентичности. Например, пациент с функциональным амаврозом при ходьбе не натыкается на предметы обстановки, сам в это время, повидимому, не вполне осознавая того, каким образом он это делает; 2. субсенсорные стимулы, не достигающие порога сознания вследствие малой их интенсивности и/или кратковременности (например, это пресловутые 25-е кадры, история о которых оказалась сфальсифицированной неким американским предпринимателем). В психологии считается установленным, что такие подпороговые сигналы не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на сознательные процессы и поведение индивида. Распространяемые и поныне сведения о том, что с помощью скрытого программирования, например, рекламы, то есть посредством субсенсорной стимуляции удается склонить людей помимо их желания покупать определенный товар или делать что-то иное, оказываются очередной мистификацией живучего клона гоголевских чичиковых.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012