ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Подкрепление
влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Подкрепление
reinforcement) - желательные и нежелательные стимулы, являющиеся результатом поведения организма.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Подкрепление
это любой исход, полученный в результате ответной реакции на стимул. Подкрепление выступает основным фактором всякого научения.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Реакция внешней среды или другого человека, которая доставляет удовольствие и повышает вероятность, что первоначальное действие повторится.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентным стимулом вырабатывается классический условный рефлекс.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Подкрепление (reinforcement)
Сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
то, что способно удовлетворить возникшую потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю напряженность. Для поведения П. является подтверждением его правильности (положительное П.) или ошибочности (отрицательное П.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Подкрепление
Reinforcement). В классическом обусловливании - ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении - ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Подкрепление
Reinforcement). Любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели. Роттер различает внешние и внутренние подкрепления. Подкрепления редко появляются независимо от связанных с ними будущих подкреплений, они обычно предстают в виде цепочек подкреплений подкреплений (reinforcement reinforcement sequences), которые можно рассматривать как группы подкреплений. См. также "Эмпирический закон воздействия".

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Подкрепление
согласно бандуре, подкрепление предоставляет наблюдателю информацию о причинно-следственных связях в окружающей среде, благодаря чему наблюдатель способен предвидеть определенные результаты определенного поведения. По Газри, подкрепление — одно из многочисленных событий, способных изменить стимульный паттерн, тем самым позволяя остаться нетронутой связи, возникшей между предыдущем стимулом и последней реакцией на него. Подкрепление, по Газри, является лишь механическим приспособлением, которое препятствует ненаучению.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Подкрепление
Reinforser). Любой стимул, который следует за поведением и повышает вероятность его дальнейшего появления. Позитивное подкрепление связано с получением приятного стимула. Негативное подкрепление усиливает поведение тем, что устраняет неприятный, аверсивный стимул. Первичное подкрепление - это стимулы, которые заложены в нас с рождения, например воздух, вода, пища, кров. Вторичное подкрепление - нейтральный стимул, который начинает выполнять роль подкрепления по ассоциации с получением первичного подкрепления, примером чего могут служить деньги.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
в учении о деятельности нервной высшей - раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи - положительным (награда). В ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
в учении о высшей нервной деятельности индивида, это —безусловный раздражитель, кот. вызывает базально-значимую реакцию, при импликации-сочетании кот. с предваряющим ее действием индифферентного стимула и генерируется-вырабатывается-продуцируется классический условный рефлекс по Павлову к ученикам его школы; формы П. наносящие вред целостному организму, гомеостазным структурам, к примеру, удар электрическим током, называются негативно-отрицательными (наказание), а уже П. в виде пищи, питья дескриптируются-терминоизируются как благоприятно-положительные (награда); установлено, что в ситуациях, связанных с операционально-инструментально обучением, когда вырабатывается какая-либо кинетико-двигательная реакция, в самих функциях негативного подкрепления может продуцироваться-репрезентироваться отмена награды, а уже положительным подкреплением может генерироваться-репродуцироваться отмена наказания.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
стимульное воздействие, направленное на поддержание, сохранение чего-либо в психике или поведении человека. В отдельных, специальных случаях П. может означать следующее: 1. Операцию усиления, поддержки или закрепления чего-либо в опыте человека. 2. Безусловный стимул в процедуре классического обусловливания, с помощью которого поддерживается и закрепляется формируемая условная реакция. 3. Событие или действие, направленное на удовлетворение какой-либо потребности и предназначенное для того, чтобы уменьшить вызываемую ею внутреннюю напряженность. П. в этом его понимании может быть внутренним или внешним. Внутреннее П.-такое, которое использует человек для стимулирования самого себя; внешнее П.-то, которое исходит от других людей или из внешней среды. 4. Завершающий акт или действие, изменяющее определенную ситуацию. 5. Поведенческий акт, вероятность возникновения и реализации которого в данный момент времени выше, чем вероятность возникновения и реализации любого другого поведенческого акта. 6. Знание результатов, обратная связь, касающаяся правильности или соответствия возникшей ситуации цели чьего-либо поведения. 7. Событие, стимул, действие, реакция, информация и т. п., которые, будучи зависящими от того, что им предшествовало, самим фактом своего появления усиливают предшествующее событие. 8. В психоаналитической практике толкования сновидений-процесс, посредством которого тема какого-либо сновидения повторяется и усиливается в последующих сновидениях человека. См. обратная связь, обусловливание условно-рефлекторное, подкрепление автогенное (подкрепление аутогенное), подкрепление вторичное, подкрепление дифференциальное, подкрепление дифференциальное скоростное, подкрепление награды, подкрепление негативное, подкрепление первичное, подкрепление позитивное, подкрепление реактивное, подкрепление скрытое, подкрепление случайное, подкрепление социальное, подкрепление терминальное, Примака принцип, толкование сновидений.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Подкрепление
Процесс, с помощью которого закрепляется реакция организма. Если событие следует за реакцией и в результате этой связи возрастает вероятность повторения реакции в будущем, мы говорим о подкреплении. Оно может быть либо позитивным (реакция сопровождается чем-то необходимым или желанным для организма), либо негативным (реакция сопровождается завершением неприятных ощущений или аверсивной ситуации). В обоих случаях происходит закрепление реакции и увеличивается вероятность ее проявления. Нейтральные стимулы (события, не имеющие особого значения для организма) могут сочетаться с положительными стимулами — например, с едой — и таким образом становятся вторичными положительными стимулами. Наиболее очевидным примером вторичного положительного стимула, конечно же, являются деньги. Если вторичный положительный стимул контролирует множество разных реакций, он называется «генерализованным вторичным стимулом». Так, деньги можно использовать для подкрепления самых разных реакций. Вторичные положительные стимулы могут быть более эффективными в экспериментальной ситуации, так как их действенность зависит лишь от нашего восприятия, а не от биологической обратной связи, необходимой для первичных положительных стимулов, имеющих биологическую природу. Положительными стимулами могут быть не только вещи или события, но и действия, которые сами по себе являются наградой для выполняющего их организма. В соответствии с принципом Премака, желательное действие (например, просмотр футбольного матча по телевизору) можно использовать для подкрепления менее желательного действия (завершение лабораторной работы). Когда реакция закрепляется, ее можно поддерживать через использование частичного, или промежуточного подкрепления (см. Схемы подкрепления). У организмов, получающих промежуточное подкрепление вслед за окончанием действия положительного стимула, затухание реакции происходит значительно медленнее. В качестве знакомого примера можно назвать игровые автоматы, называемые «однорукими бандитами». Поскольку выигрыш выпадает лишь время от времени, мы продолжаем играть гораздо дольше, чем в том случае, если бы автомат выплачивал выигрыш единовременно, а затем вообще прекращал платить.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Подкрепление
reinforcement) Формулировка "закона эффекта" Торндайка выглядит следующим образом. Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях, более тесно связываться с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с большей вероятностью; те реакции, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием дискомфорта [раздражающим воздействием], будут, при прочих равных условиях, образовывать более слабые связи с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с меньшей вероятностью. Чем в большей степени будет испытываться удовлетворение или дискомфорт, тем в большей степени будет усиливаться или ослабляться эта связь. С развитием теории П., гл. обр. усилиями Кларка Л. Халла, ключевые термины в формулировке "закона эффекта" - "удовлетворение" и "дискомфорт" - трансформировались в положительное и отрицательное П. Положительное и отрицательное П. - это теорет. понятия, так же как и их предшественники - удовлетворение и дискомфорт, в формулировке Торндайка. Эти эффекты вызываются путем манипулирования более объективными условиями, положительными "подкрепителями" (вознаграждениями, или "удовлетворителями" в терминологии Торндайка) и отрицательными "подкрепителями" (наказующими или раздражающими воздействиями в терминологии Торндайка). Каким бы ни был эффект - положительным или отрицательным, П. зависит от того, подается или устраняется положительный или отрицательный "подкрепитель". Положительное П. может обеспечиваться либо предъявлением вознаграждения, либо устранением наказания в момент осуществления реакции; отрицательное П. может обеспечиваться либо предъявлением карательной меры (наказания, штрафа), либо лишением вознаграждения при появлении реакции. Эти 4 сочетания положены в основу классиф. типов оперантного обусловливания: а) обучение получению вознаграждения : крыса получает пищу после нажатия на рычаг в ящике Скиннера; б) обучение активному избеганию: крыса избегает удара электрическим током, перебегая в противоположную часть клетки с чередующимися участками подачи напряжения; в) обучение пассивному избеганию: крыса подвергается ударам электрического тока, если она спускается с безопасной площадки на окружающую ее сетку; г) обучение бездействию: крыса получает пищу лишь тогда, когда она не нажимает на рычаг в ящике Скиннера. См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание Г. А. Кимбл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса. В качестве подкрепляющего рассматривают любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции или формы поведения.
Если в трудной ситуации пациентка почувствует, например, головную боль и одновременно с этим заметит повышенное внимание к себе и заботу со стороны окружающих и/или близких, это выступит в качестве фактора, подкрепляющего симптом. И тогда всякий раз в сходных обстоятельствах у больной могут обостряться ощущения, связанные с этим симптомом. Пациентка, которая получает П. своих страхов (например, боязнь самостоятельно ходить по улице из-за представлений о возможности внезапного обморока) в форме постоянного сопровождения ее мужем и не получает соответствующей помощи от других членов семьи, научается распознавать условия, ведущие к получению П. и не ведущие к нему. Единственное различие в данном случае заключается во внешних условиях. Таким образом, в идеале пациентка должна усвоить разницу между своими ощущениями, между страхом и физическим дискомфортом, с одной стороны, и чувством комфорта - с другой. Когда она научится направлять свое поведение в зависимости от этих стимулов, оно будет поставлено под стимульный контроль.
Выделяют первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы П., т. е. нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения. При неврозах это опека близкого человека и, как следствие, освобождение от многих обязанностей по дому или в быту, при появлении или обострении патологических расстройств - уменьшение по той же причине нагрузок в производственной сфере или полное отстранение от работы, - все это является для пациента факторами первичного П. болезни. А роль больного дает дополнительные привилегии - создаются условия, например, для хронической "эксплуатации" других людей или для манипуляций их поведением, что следует рассматривать как фактор, уже вторично подкрепляющий невротические расстройства.
Существуют различные схемы П. В ответ на многочисленные жалобы больного, например, с ипохондрическим симптомокомплексом, сотрудники лечебного учреждения (сестра или врач), не зная точно, имеют ли жалобы достаточно объективное основание, вполне могут следовать простому правилу: если пациенту только что предоставили все необходимое (провели диагностическое обследование или лечебную процедуру, дали соответствующее лекарство), не обращать внимания на его жалобы в течение ближайших 2 часов. Однако по истечении этого срока следует подойти к нему по первой же просьбе. С помощью такого правила будет установлена определенная схема П. В данном случае П. дается, когда пациент впервые вновь будет обеспокоен своим самочувствием по истечении 2 часов после получения предыдущего П. Это схема П. с фиксированным (2-часовым) интервалом. Хотя цель медперсонала - установить стимульный контроль, т. е. научить пациента предъявлять жалобы на ухудшение самочувствия только тогда, когда для этого действительно имеются серьезные предпосылки или основания. Вероятно, в подобных случаях больной быстро приспосабливается к схеме и начинает повторно жаловаться на недомогание через 2 часа после П., полученного на его предшествующее обращение за медицинской помощью.
Возможны и другие схемы. Так, врач может варьировать упомянутое правило, выжидая когда по 30 минут, а когда и по 2- 3 часа. Если при этом средний промежуток составляет по-прежнему 2 часа, то это схема П. с переменным (2-часовым) интервалом. Если сестра просто считает обращения пациента за дополнительной медицинской помощью и удовлетворяет, например, каждое пятое, выделяют пятикратную схему П. с фиксированной кратностью. Если же число жалоб больного, после которых он все же добивается повышенного внимания к себе со стороны медперсонала, варьируется при прежней средней кратности, это схема П. с переменной кратностью.
До сих пор рассматривалось положительное П., при котором пациенты получают то, чего они хотят. Аналогичная система правил определяет их реакции на отрицательное П. - условия, связанные с неприятными или опасными для них событиями.
По ходу лечебного процесса психотерапевт должен эффективно использовать основные механизмы различных вариантов П. Избирательно подкрепляя определенные высказывания и формы поведения больного, врач может способствовать его самораскрытию и большей аутентичности. Передавая информацию по двум основным каналам (путем невербальной коммуникации и языковыми средствами), психотерапевт активно и дифференцированно влияет на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты системы отношений пациента с целью ее психологической коррекции и восстановления адаптивных возможностей индивида.
Современная видеотехника, в основных формах ее применения в психотерапии, также может служить надежным инструментом для повышения эффективности лечения через интенсивное и направленное использование механизмов П.
См. также Жетонная система, Положительное и отрицательное подкрепление.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ПОДКРЕПЛЕНИЕ
У этого термина множество дефиниционных вариаций, однако все они относятся к теоретическим вопросам теории научения относительно того, что такое подкрепление и как оно функционирует. В основе их всех лежит относительно простое значение: 1. Операция по усилению, поддержке или закреплению чего-либо, или событие, которое усиливает или поддерживает. Так как этот термин чаще всего встречается в литературе по научению, "что-либо" усиливаемое обычно считается приобретенной реакцией на связь между этой реакцией и стимулом. 2. В классическом обусловливании – безусловный стимул (БС), когда он предъявляется либо одновременно, совмещаясь с условным стимулом (УС), либо вскоре после него. БС в этих условиях явно функционирует как подкрепляющий стимул "связи" УС-БС в значении 1, так как, если он будет опущен, произойдет затухание. Эти первые два значения относительно бесспорны 1 – безобидная тавтология ("подкрепление подкрепляет"), а 2 - описание эмпирически очевидного состояния дел. Трудности с этим термином возникают тогда когда предлагаются определения, содержащие теоретические предположения относительно участвующих в этом механизмов, особенно когда рассматриваются инструментальные модели введения. А именно: 3. Любой набор обстоятельств, которые рганизм находит приятными или приносящими удовлетворение. 4. Любое событие или действие, которое служит для уменьшения влечения. Это, конечно не столько определение, сколько теоретическое утверждение относительно механизма подкрепления; см. здесь гипотеза ослабления влечения. Таким образом, это значение было отклонено в основном из-за невозможности найти свидетельства операции ослабления влечения во всех тех случаях, когда наблюдаются эффекты подкрепления (в значении 1). 5. Прекращение или изменение определенных стимульных условий. Это определение происходит из теории смежности, в которой утверждается, что усваивается именно последнее выполненное действие в определенной ситуации. Фактически, как быстро заметили защитники этой точки зрения, это вообще не определение, а скорее попытка отказаться от термина подкрепление. 6. Любое поведение с более высокой степенью вероятности его возникновения в данный момент, чем некоторого другого поведения. Это значение выражено так называемым принципом Примака (подробнее см. этот термин), который подчеркивает относительность подкрепления. 7. Знание результатов, обратная связь относительно правильности или уместности поведения. Это значение имеется в виду практически во всех областях психологии, где человеческие существа являются основными субъектами экспериментов. Это множество частично перекрывающих друг друга и иногда противоречивых определений не удовлетворяет никого, и меньше всего психологов, которые часто оказываются в лексикографической ловушке при использовании этого термина. В реальном смысле – часть проблем возникает вследствие попыток трактовать это понятие так, как будто оно представляет единственный фундаментальный принцип, действующий во всех обстоятельствах. Так или иначе, это представление кажется довольно ошибочным. Маловероятно, что одни и те же принципы действуют тогда, когда голодная крыса получает корм после того, как нажала на рычаг, и когда присуждается Нобелевская премия за блестящее научное открытие. Однако в обоих случаях поведение "подкрепляется" в том смысле, что крыса возвращается к рычагу, чтобы опять на него нажимать, а ученый – в лабораторию, чтобы работать над другими проблемами. Кроме того, физическая боль действует как подкрепление для мазохиста, наказание может подкреплять признание у того, кто испытывает глубокое чувство вины, альтруизм подкрепляет благородство, а отказ от ответственности будет служить формированию авторитарной личности. Диапазон и разнообразие предметов, которые могут функционировать в качестве подкрепления (в значении 1), по существу безграничны, и неспособность выделить какие-либо общие основные механизмы привела к значению 8. 8. Любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции. Это так называемое нейтральное определение, так как оно не требует никакой теории и не выдвигает никаких предположений относительно основного действия или роли подкрепления. Оно также, по существу, содержит в себе круг: наличие подкрепления определяется посредством наблюдения усиления реакции, а усиление реакции, с необходимостью, является доказательством того, что имело место некоторое подкрепление. Многие выступали против этого определения, и у них были для этого достаточные основания. Этот вид семантического притягивания является слабым дефиниционным основанием для одного из наиболее широко используемых в психологии конструктов. Однако это значение является доминирующим. Оно довольно точно отражает то, как чаще всего используется этот термин, и таким образом, пока следует довольствоваться этим. Обратите внимание, что во всех этих значениях сам термин может относиться к (а) процедуре представления или прекращения подкрепляющего события, (б) теоретическому процессу, который, как предполагается, участвует в его действии, или (в) фактическому событию или действию непосредственно. Рекомендуется употреблять термин подкрепление только в первых двух случаях, а для последнего предназначается термин подкрепляющий стимул. И, наконец, некоторые способы употребления этого термина и не касаются различных дискуссий относительно значении от 1 до 8. 9. В исследованиях рефлексов - операция, посредством которой один рефлекс усиливает действие другого рефлекса: например, сила реакции моргания будет увеличена усилением мышечного тонуса. 10. В анализе сновидений - процесс, посредством которого тема сновидения усиливается и поддерживается вторичным сновидением внутри первичного.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
198.31 кб

2017.03.005. ЭРКАН С.А. СОЗДАНИЕ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ О "НЕСОСТОЯВШЕМСЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМЕ"

Долгов А.Ю.
Читать PDF
664.80 кб

ВКЛАД ПОЛА, ВОЗРАСТА И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПОДКРЕПЛЕНИЮ В СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И РАСПРОСТРАНЕННЫ

Слободская Елена Романовна
Связь чувствительности к наказанию и вознаграждению с компонентами иерархическойструктуры личностных черт и распространенных психологических проблем изучена напредставительных выборках детей 2-18 лет (N = 968) и подростков 11-18 л
Читать PDF
456.73 кб

Роль индивидуально-типологических свойств и подкрепления в формировании поведения человека

Лапкин М. М.
В статье представлены исследования роли индивидуальных типологических свойств личности (базальных психодинамических характеристик) и подкрепляющих раздражителей различной значимости в формировании структуры целенаправленного повед
Читать PDF
560.29 кб

Юмор: объяснение с помощью принципов S-R теории подкрепления

Комленич М., Миличевич Н., Цветанович И.
Гипотеза, изложенная в статье, опирается на принятое в психологии разделение понятия„подкрепление“ на положительное и отрицательное и состоит в том, что удовольствие, которое приносит юмор, заключается не в положительном подкрепле
Читать PDF
5.01 мб

Влияние внешнего подкрепления на решение инсайтных и неинсайтных задач

Морозова Е.Н., Коровкин С.Ю.
Работа направлена на изучение влияния мотивационного воздействия в виде внешнего подкрепления на решение инсайтных и неинсайтных задач.
Читать PDF
244.29 кб

Активность мотивационных систем положительного и отрицательного подкрепления и регуляция артериально

Сидорова П. В., Афтанас Л. И., Павлов С. В., Махнев В. П., Тумялис А. В.
Целью настоящего исследования явилась оценка вклада баланса активности мотивационных систем положительного и отрицательного подкрепления в механизмы регуляции артериального давления (АД) у человека.
Читать PDF
1.30 мб

Влияние электростимуляции «Центра голода» латерального гипоталамуса и пищевого подкрепления на миоэл

Кромин А. А., Зенина О. Ю.
Цель исследования: изучить совместное влияние электрораздражения «центра голода» латерального гипоталамуса (ЛГ) и возникающего при этом пищедобывательного поведения на миоэлектрическую активность пищеводно-желудочного сфинктера (П
Читать PDF
524.92 кб

Необходимость подкрепления профессиональной подготовки выпускников высшей школы качественными гумани

Юртаева Л.В., Дирацуян Е.В., Шуркина В.И., Алашкевич Ю.Д.
Рассмотрена важность приобщения будущих выпускников вуза к наследию мировой и отечественной культуры, формирования и развития у них культурных навыков.

Похожие термины: