ПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОДДЪЯКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
(р. 1929)-психолог, специалист в области возрастной психологии. Основная тема исследования: психическое развитие ребенка дошкольного возраста, в особенности его мышления и творчества.
Соч.:Умственное воспитание дошкольников. М., 1972; Содержание и методы умственного воспитания дошкольников (в соавт.). М., 1980; Мышление дошкольника. М., 1985; Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич

(р. 1929) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, создатель концепции развития познавательной сферы ребенка. Д-р психологических наук (1974), профессор (1981), чл.-кор. АПН СССР (1978), д. чл. АПН СССР (1990), д. чл. РАО (1993). Награжден медалью За доблестный труд (1970). Окончив философский фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова (1948—1953), поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (1953-1957). После аспирантуры работал в Институте психологии, защитив в 1960 г. канд. дис: Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий и перешел на работу в НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где с 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией Умственного воспитания детей дошкольного возраста. В 1974 г. защитил докт. дис. по психологии: Развитие допо-нятийных форм мышления в дошкольном возрасте. Научные интересы П. связаны прежде всего с изучением познавательного развития дошкольников, особенностями их мышления, формированием основных логических операций в этом возрасте (Умственное воспитание дошкольников, 1972). Им было проанализировано развитие образного мышления, его достоинства и недостатки, механизмы его становления в дошкольном возрасте, методы его диагностики и развития (Содержание и методы умственного воспитания дошкольников, 1977). Разработанные П. экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ. Описанный П. феномен бескорыстного мышления открывает новые аспекты творческой активности дошкольников. С 1981 по 1992 г. П. — директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Под его руководством разрабатывалась концепция развития познавательной сферы ребенка, на основе которой в ин-те разрабатывались конкретные технологии обучения и воспитания детей. В последние годы П., наряду с исследованием интеллектуального развития детей, занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации. П. ведет активную педагогическую деятельность. Он автор научных трудов: Развитие элементарных форм мышления в дошкольном детстве, М., 1973; Мышление дошкольника, в соавт., М., 1977; Умственное воспитание детей дошкольного возраста, М., 1984, 1988; Творческое развитие детей дошкольного возраста, 1994; и др. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Похожие термины:

  • ПОДДЪЯКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

    (р. 1962)-психолог, специалист в области психологии развития, возрастной психологии, педагогической психологии. Основные темы исследований: исследовательское поведение, мышление и творчество (экспе