ПЕРВОБЫТНЫЕ

Найдено 1 определение
ПЕРВОБЫТНЫЕ
(Primitives; Primitiv; die Primiiiven). Юнг писал: «Отправляясь в путешествие в Африку, чтобы отыскать почву для психического наблюдения за пределами Европы, я бессознательно стремился обрести ту часть моей личности, которая делалась невидимой под влиянием и давлением моего «европейства». Эта часть бессознательного противостоит мне, и я действительно пытаюсь подавить ее. В согласии со своей природой она «стремится» и меня ввести в бессознательное состояние (насильно затащить меня под воду), другими словами, уничтожить меня в личностном плане; но для меня важно через понимание сделать эту часть более сознательной, так чтобы можно было найти общий modus vivendi (19631)». Погруженность Юнга в мир так называемых первобытных, его полевая работа среди них, восхищение их ритуалами и церемониями, наблюдение за их психологией, глубокое понимание их страхов, мышление по аналогии, той серьезности, с которой они согласовывали свои душевные проявления, то почтение, которое они уделяли символу, — все это укрепляло его представление о психологических пережитках архаики у современного человека. Но элементы этой огромной архаической картины следует рассматривать с различных точек зрения. Первая находится внутри самого человека. Как следует из вышеприведенной цитаты, на эксперимент с путешествием Юнга вынудила его собственная психическая природа, побудило его собственное бессознательное. И в этом преднамеренности было ничуть не больше, нежели в его живописи или скульптурах, активной фантазии, последовательной смене сновидений или в диалогах между личностью № 1 и личность № 2. Напротив, это были переживания его внутренней сущности, продиктованные чем-то, что он и сам не мог объяснить, исключая разве что самые общие слова. Он отправился в Африку не встречаться с ее коренными жителями из африканских племен, но чтобы путем наблюдения обнаружить двойника туземного, свободного от условностей цивилизации, живущего жизнью племени, иногда дикого, свирепого человека в самом себе. Другой взгляд на архаические пережитки вытекает из субъективной ориентации Юнга. Хотя это никогда открыто нигде не заявлялось, юнговский интерес к П. был первой его попыткой найти подтверждение собственным психологическим наблюдениям над коллективной проекцией. Более поздней и более академической и сложной попыткой была алхимия. Его поглощенность исследованием П. была экстраполяцией в прошлое в попытках найти коллективное происхождение явлений, наблюдавшихся им при изучении бессознательного у современного человека. Третья точка зрения привела его к методологическому конфликту с учеными и врачами, его современниками. Это была исследовательская работа, при которой субъективности предоставлялся тот же статус, что современная наука отводит объективности. Четвертый взгляд как бы обеспечивает встречу во плоти противоположных начал коллективного и индивидуализированного человека. Гипотеза Юнга относительно стиля мышления П. заключалась в том, что они мыслили путем проецирования, поскольку их разум коллективно ориентирован. Из-за неадекватности его полевых исследований тогдашним антропологическим стандартам (его сверхдоверие малому количеству источников, а также проведение исследования путем диалога) некоторые ученые-общественники сочли их недостаточно серьезными, не заслуживающими внимания. Его критиковали и те, кто считал, что он использует коренных жителей в своих интересах и недооценивает их человеческое достоинство. Разумеется, его можно заподозрить в этом, если выискивать следы подобной пристрастности специально, примешивая сюда и политический подход, однако он никак не делал это умышленно. Юнговское определение П. основывалось на теориях Леви-Брюля. Хотя он опирался на Леви-Брюля в теории, но это было не единственным влиянием. Из чтения, путешествий, диалогов и наблюдений юнговская идея о П. приблизилась к образу порогового существования, и здесь мы имеем одно из наиболее завершенных описаний любого из его собственных образов. Поэтому рассмотрение его учения о П. является неотъемлемой частью любого сколько-нибудь серьезного знакомства или оценки его работы, клинической или какой-нибудь иной. Психологический образ первобытного человека соответствует его концепции возникновения сознания у индивида. См. ПОТЕРЯ ДУШИ; МАНА-ЛИЧНОСТИ; МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ; ПЛЕРОМА; РЕЛИГИЯ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
99.12 кб

Первобытные верования и мифология

Кирсанова Ольга Тимофеевна
Читать PDF
289.95 кб

Каннибализм, жертвоприношения и первобытная преступность

Звизжова Оксана Юрьевна
в статье рассматривается история возникновения первобытной преступности, ее причины и следствия, способы и средства
Читать PDF
272.68 кб

А. И. Кравченко. Первобытная культура

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Учебный модуль "мультимедийные технологии представления учебного материала по теме "Первобытная и др

Белавин А. М., Женина Л. В.
Читать PDF
395.34 кб

Специфика удмуртского политеизма: первобытная религия и инородные влияния

Никольский Евгений Владимирович
В статье рассматривается своеобразие религиозных верований удмуртского народа.
Читать PDF
1.71 мб

Древние виды искусства в контексте воспроизведения первобытно-общественного сознания

Некрасов Руслан Валерьевич
Исследуются два комплекса археологических материалов: уральские писаницы и деревянная резная скульптура, свидетельствующие о несомненной, устойчивой промысловой направленности произведений древнего искусства.
Читать PDF
371.56 кб

Жестокость: от первобытного общества к современности

Чернова Г. Р.
Читать PDF
208.85 кб

Проблема первобытного мышления в концепции Л. Леви-Брюля

Верстин Игорь Семёнович
Читать PDF
0.00 байт

Генезис и историческая эволюция ментальных ценностей человека от первобытности к новому времени (зап

Осипов Николай Евдокимович
Читать PDF
223.58 кб

Особенности экологического мышления первобытного человека

Горелова Татьяна Анатольевна, Канунникова Мария Леонидовна
Рассматриваются древние архетипы экологического сознания. Формулируются основные этические особенности первобытного мышления.
Читать PDF
108.58 кб

Представления первобытного человека в образах искусства

Османкина Галина Юрьевна
Изобразительная линия первобытного художника отображала и являлась ментальной формой сокровенного искусства первобытного мира. Эта форма выступала носителем присущего ей качества бытия.
Читать PDF
215.63 кб

Душа первобытного человека

Казаков Евгений Фёдорович
В статье, на основании исследования образов древнего искусства, анализируются проявления душевной жизни первобытного человека. Доминирующую роль в ней играет телесное, оформление которого происходит через отделение от природного.

Похожие термины:

  • ВЕНЕРЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ

    (палеолитические венеры), изображения женщин, относящиеся к доисторическому периоду. Большинство В. П. относится к ориньякской культуре позднего палеолита, а также неолитической эпохе. Выполне
  • ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА

    primal horde) См. ПЕРВОБЫТНЫЙ. первобытная орда - фрейдовское название того общества, которое, как полагал Дарвин, исходя из данных о поведении человекообразных обезьян, было первой структурой человечес
  • Первобытное мышление

    primitive mentality) Представители зап. стран, вступавшие в контакт с дописьменными культурами, зачастую бывали поражены странностью мышления, лежащего в основе их религиозных практик или проявлявшегося
  • ПЕРВОБЫТНЫЙ, ИЛИ ПЕРВИЧНЫЙ, ОБРАЗ

    Primordial image; Urbild) - термин, заимствованный К. Юнгом у Я. Буркхардта и использованный им первоначально вместо архетипа (см. архетипический образ).
  • ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ

    primal father)См.ПЕРВОБЫТНЫЙ.
  • ПЕРВОБЫТНЫЙ

    primal) Примитивный, первородный, изначальный. Часто относится к идеям легендарного или мифопоэтического свойства.