Перцептивное развитие

Найдено 1 определение
Перцептивное развитие
perceptual development) Зрение. С момента рождения дети уже обладают нек-рыми зрительными умениями, но наиболее существенное совершенствование зрительной системы чел. происходит в течение первого года жизни. Младенцы, к-рым еще нет и месяца, способны отличить решетку из черных и белых вертикальных полос толщиной в 1/8 дюйма (3,2 мм) от серого пятна той же яркости. К 1 г. острота их зрения сопоставима с остротой зрения взрослых. В самом начале младенцы плохо контролируют движения глаз, и их глаза время от времени совершают несогласованные, разнонаправленные движения. Однако их система аккомодации более совершенна, чем некогда считалось; они демонстрируют одинаковую остроту зрения при изменении расстояния до объекта от 30,5 см до 1,52 м. К 3 месяцам младенцы приобретают цветовое зрение. Они способны к различению цветов спектра. Более того, они рассортировывают цвета, используя те же категории, что и взрослые. По мере роста младенцы все больше предпочитают кривые линии прямым, трехмерные конструкции - плоским и композиции с множеством мелких элементов - композициям из неск. крупных элементов. Младенцы тж способны воспринимать глубину или удаленность. Уже в 2 месяца они обнаруживают более выраженное изменение частоты сердечных сокращений, когда их помещают у глубокого края визуального обрыва (т. е. на лист толстого стекла с находящейся под ним примерно на расстоянии метра текстурированной поверхностью), чем когда их кладут у неглубокого края (с текстурированной поверхностью прямо под стеклом). Пока еще не ясно, обладают ли младенцы константностью восприятия (тенденция к сохранению воспринимаемого размера и формы объекта при изменении размера и формы его ретинального изображения). Дети менее чувствительны к ориентации фигуры, чем взрослые. Напр., взрослые допускают ошибки в распознавании повернутых на 180° изображений лица, тогда как дети младше 10 лет способны узнать перевернутое лицо с той же точностью, что и находящееся в обычном положении. По всей вероятности, восприятию детей присуща полная константность размера в тех случаях, когда расстояние до объекта не превышает 3 метров. На больших расстояниях константность размера уменьшается. Мн. общие иллюзии, такие как иллюзия Мюллера - Лайера, выражены у детей сильнее, чем у взрослых. Причины этих возрастных изменений пока не ясны. Становясь старше, дети развивают способность обращать внимание на полезную информ. и игнорировать ненужную. Их стратегии зрительного поиска тж приобретают более систематический характер. Зрительная система претерпевает ряд изменений в процессе старения. С возрастом хрусталик глаза желтеет, и потому у пожилых людей снижается чувствительность к таким цветам спектра, как зеленый, синий и фиолетовый. К тому же к старости хрусталик теряет эластичность и в рез-те утрачивает способность к изменению своей формы, вызывая затруднения при рассматривании близлежащих предметов (пресбиопия). Острота зрения снижается после 50 лет, особенно в отношении движущихся объектов. После 50 лет наступает нек-рое ухудшение бинокулярного восприятия глубины, однако монокулярное восприятие третьего измерения остается относительно стабильным. Сколько-нибудь устойчивой тенденции в изменении уровня чувствительности к иллюзиям по мере приближения к старости не обнаружено. Имеются данные, что пожилые люди испытывают трудности с подавлением иррелевантных раздражителей и легче отвлекаются на детали. Другие перцептивные системы. Слуховая система чел. достаточно хорошо развита к моменту рождения, и новорожденные обладают чувствительностью к широкому спектру звуков. Младенцы очень рано отличают голос матери от голосов незнакомцев, возможно, уже в возрасте неск. дней. Младенцы с самого начала чувствительны к различным запахам и, по-видимому, уже в недельном возрасте способны по запаху отличить мать от незнакомого человека. Спустя всего неск. часов после рождения, дети демонстрируют специфические мимические реакции на вещества, имеющие сладкий, кислый и горький вкус. Предпочтение сладкого, скорее всего, является врожденным. Годовалые дети могут различать форму предметов на ощупь. Кроме того, уже двухнедельные младенцы способны имитировать действия взрослых, такие как высовывание языка. Около 13% американцев старше 65 лет обнаруживают преждевременные признаки пресбиакузиса - прогрессирующего снижения слуха на оба уха в высокочастотном диапазоне звукового спектра. Пожилые люди, по всей вероятности, испытывают особые трудности с восприятием речи в условиях шума, маскирующего и искажающего речевые звуки. Мы почти не располагаем данными об изменениях обоняния и вкуса в старости. По-видимому, обоняние не страдает сколько-нибудь существенно от самого процесса старения, во всяком случае, при устранении сопутствующих переменных, связанных с возрастными изменениями. Нек-рые исслед. указывают на ослабление вкусовой чувствительности с возрастом, тогда как др. опровергают этот вывод. Есть данные, хотя и спорные, что вещества с горьким вкусом не нравятся пожилым людям в большей степени, чем молодым. Имеются разнородные сообщения о связи болевой чувствительности с возрастом - связи, к-рая отчасти зависит от инструкций, даваемых испытуемым. По-видимому, критерии, используемые людьми для принятия решения о том, жаловаться ли им на боль или нет, изменяются в процессе старения; скорее всего, пожилые люди дольше терпят боль, прежде чем сообщить о ней. См. также Развитие человека, Развитие младенца, Развитие на протяжении всей жизни М. У. Мэтлин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
922.98 кб

Развитие перцептивно-рефлексивных процессов у обучающихся в дискуссии

Куцеева Елена Леонидовна, Куцеев Владимир Васильевич
В статье рассматривается дискуссия как средстворазвития перцептивно-рефлексивных процессов студентов в профессиональном образовании.
Читать PDF
2.84 мб

Особенности перцептивно-речевого развития детей с проблемами в развитии

Захарова Е. А.
Статья посвящена описанию особенностей развития перцептивно-речевой сферы учащихся начальных классов с проблемами в развитии. В ней описана программа диагностического исследования.
Читать PDF
151.67 кб

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Ковалев Вячеслав Владимирович, Чичкова Анастасия Валериевна
В статье представлен опыт и результаты изучения социально-перцептивных способностей школьников.
Читать PDF
135.12 кб

Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Хлыстова Елена Викторовна
В статье представлен цикл занятий, направленных на развитие социально-перцептивной способности (способности адекватно распознавать базовые эмоции в общении) у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Читать PDF
361.43 кб

Развитие перцептивных способностей субъекта деятельности старших дошкольников средствами изобразител

Гриник Диана Валериевна
В статье изложены результаты эксперимента по изменению качества перцептивных способностей старших дошкольников, в результате развития их операционных механизмов в процессе овладения детьми изобразительной деятельностью.
Читать PDF
593.91 кб

Социально-психологические условия развития профессионально-перцептивной культуры будущего практическ

Аксенова И. В.
В данной работе рассмотрены условия развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов.
Читать PDF
455.10 кб

Социально-психологический тренинг как метод развития личностной и перцептивной компетентности менедж

Корниенко Анжелика Владимировна
Рассмотрена специфика употребления понятия «компетентность», в зарубежных и отечественных исследованиях. Описаны результаты внедрения тренинга развития личностной и перцептивной компетентности менеджеров продаж.
Читать PDF
930.38 кб

Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с разли

Волгуснова Екатерина Андреевна
В статье рассматривается проблема развития перцептивного аспекта эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Для выявления уровней изучения перцептивного компонента применялась методика «Эмоциональные лица» Н. Я.