ПЕДОЛОГИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДОЛОГИЯ
Буквально – инфантильная речь.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Педология
Течение в педагогике и психологии конца XIX – начала XX вв., использовавшее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социальные особенности ребенка в его обучении и воспитании. В СССР была запрещена как «буржуазная» наука, что в определенной степени затормозило развитие педагогической и психологической наук.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Педология
Наука, которая изучает ребенка. Она изучает законы, которым подчиняется развитие и поведение ребенка, существенно отличающиеся от развития и поведения, взрослых. Имеет существенное значение (и способствует значительно) для правильного воспитания и формирования личности здоровых детей, так и особенно детей с отклонениями в интеллектуальном и поведенческом развитии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Педология
возникшая на Западе и получившая в 1883 г. название наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, при этом преобладающими были механистические, бихевиористические представления о детях. В СССР в 1936 году педология была объявлена лженаукой и запрещена, так как она противоречила идеологии страны, готовившейся к отражению агрессии со стороны третьего рейха.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Педология
психолого-педагогическое течение, возникшее в конце 19 в., основателем которого был амер. психолог С. Холл. В противовес традиционной педагогике П. стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психического развития от условий среды. Крупнейшими представителями зарубежной П. были Ж. Болдуин, Э. Мейман («Экспериментальная педагогика») и др. Среди отечественных ученых приверженцами П. были В.М. Бехтерев, А.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд и др.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Педология
Словообразование. Происходит от греч. pais - дитя и logos - слово, наука.
Категория. Направление в психологии и педагогике.
Специфика. Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

педология

(от греч. pais – дитя и logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца ХIХ – середины ХХ века (С.Холл, П.П.Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. копила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление цк ВКП/б/ от 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпроссов"), в результате чего нарушился естественный ход развития педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание напуки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПЕДОЛОГИЯ
(греч. paides — дети, logos — учение) — буквально наука о детях, понятие и термин, выражающие возникшие в конце XIX в. в США и Западной Европе концепции развития ребенка. В 20-х — начале 30-х гг. эти концепции поддержали некоторые советские педагоги, психологи, физиологи и врачи, положившие в ее основу теорию двух факторов и тестирование. В результате П. стала не только подменять педагогику, но и тормозить ее развитие, что было отмечено в специальном постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В нем было записано, что необходимо восстановить полностью в правах педагогику и педагогов; ликвидировать звено педологов в школах; упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах (см.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. докум. 1917—1973 гг. М., 1974).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Педология
от греч. pais, paidos - дитя и... logos - учение, знание; букв. наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Педология
греч. pais (paidos) — дитя + logos — наука, учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П. — С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в начале XX в. К концу 20-х годов в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был. Попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики). А.В.Петровский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПЕДОЛОГИЯ
течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии - С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.
В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.
Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.
В 1936 году педология в СССР была объявлена "псевдонаукой" и прекратила существование. Результатом разгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогии).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Педология
наука о ребенке. Педология – наука новая, не вполне установившая свои границы и точное свое содержание. Обычно она понимается как наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития – и телесную, и психическую. (12.1, 127) Педология осознает себя не как частную науку в ряду других частных наук о ребенке, а как общую науку о развитии ребенка. (24.1, 52) Объект педологии – строение и течение целостного процесса детского развития. (24.1, 52) историческая тенденция к объединению различных научных областей, изучающих различные стороны развития ребенка, сделалась слишком очевидной. Тогда возникла идея педологии как особой науки о развитии ребенка и о законах, управляющих этим процессом. (24.1, 54) Педология как единая самостоятельная наука о развитии ребенка может методологически и практически оформиться лишь на основе нового понимания своего предмета. Основание для построения педологии как самостоятельной науки заключается в объективной реальности того единого процесса развития, который является предметом ее изучения. (24.1, 56 – 57) В пределах формально логического научного мышления нет места для педологии как особой науки. характерно для данной эпохи в развитии педологии, что, ища ключ к пониманию целого, исследователи шли не от целого к пониманию отдельных частей, анатомически мыслимых, к выискиванию математических корреляций между ними. Бессмысленность, непонятность тех связей, которые устанавливались научным исследованием, и фактическое отсутствие идеи развития – вот два основных порока, которые с самого начала определили быстрое увядание педологии в начале ее мирового расцвета. (24.1, 57 – 58) Педология есть наука о развитии ребенка. (7.1, 12) педология подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдениям в детском развитии, только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов. (7.1, 48) Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, является вместе с тем и объектом воздействия на него, или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом. педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире – ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. (5.1, 40, 42) См. Наука, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПЕДОЛОГИЯ
комплексная прикладная наука, исторически сложившаяся в конце XIX-начале XX в. и в свое время объединившая в себе научные знания о ребенке и законах его развития из области психологии, педагогики, генетики, физиологии и медицины. В основе идеи создания П. лежала мысль о педоцентризме, согласно которому ребенок представляет собой центр исследовательских интересов представителей многих наук: психологии, педагогики, биологии, педиатрии, антропологии, социологии и других. Из всех этих областей в П., по мнению ее создаталей, должна была войти та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука должна была объединить все отрасли знаний, связанные с исследованиями детского развития. Собственная задача П. как науки заключалась в том, чтобы разработать и внедрить в практику обучения и воспитания детей целостную, научно обоснованную концепцию разностороннего развития ребенка.
Основателями П. считаются С. Холл и Ж. Болдуин. В СССР П. была принята и активно разрабатывалась многими психологами в начале ХХ в. Однако, она просуществовала только до середины 30-х гг., а затем ее разработка была запрещена постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. («О педологических извращениях в системе Наркомпроса»). Вместе с тем, П. оказала существенное положительное влияние на развитие педагогической и возрастной психологии. В развитии самой П. в нашей стране можно выделить шесть этапов (Т.Д. Марцинковская). Первый этап (1900—1907)-это зарождение отечественной детской психологии и педологии; появление первых теорий комплексного развития ребенка, соответствующих научных и прикладных исследований. Второй этап (1907—1917)-разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии; появление научно-практических центров, объединяющих ученых и практиков. Третий этап (1917—1924) – становление новой отечественной детской психологии, поиск новых методов обучения и воспитания детей. Четвертый этап (1925—1928)-объединение детских психологов и педологов вокруг единой теоретической концепции развития ребенка и внедрение ее основных положений в педагогическую практику. Пятый этап (1929—1931)-период интенсивного развития детской психологии и педологии, в ходе которого наметился разрыв между теорией и практикой, между тем, что утверждала и доказывала наука (демократизация воспитания), и тем, что проводили и внедряли в жизнь власть и коммунистическая идеология (авторитарные методы обучения и воспитания детей). Шестой этап (1932—1936)-окончательное оформление системы педологических взглядов, базирующихся на идее свободного, демократического воспитания детей, и полное закрепление тоталитарных тенденций в руководстве государством и системой образования. Установка на коллективистскую систему авторитарного воспитания, обезличивающую ребенка. Фактическая ликвидация педологических исследований, связанных с педологией учреждений (научно-исследовательских и научнопрактических центров), государственный (партийный) запрет на разработку педологии в стране.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление П.: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".
На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.
1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".
Постановления и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)
Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Педология в России: сущность и историческая судьба

Шалаева Светлана Леонидовна
Рассматриваются истоки возникновения интереса к научному и комплексному изучению детства, история возникновения и развития педологии в России. В статье выделяются основные принципы, на которых она строила свою деятельность.
Читать PDF

Педология в России: историческая судьба и упущенные возможности (социально-философский аспект)

Шалаева Светлана Леонидовна
В статье рассматриваются истоки возникновения педологии, описывается непростая и непродолжительная история ее становления в России, а также анализируются причины, которые привели к официальному ее запрету.
Читать PDF

Педология

Ковалева Антонина Ивановна, Степанова Мария Анатольевна
В статье, подготовленной к электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв.
Читать PDF

Репрессированная педология (история одного большевистского аутодафе)

Емельянов Борис Владимирович, Ионайтис Ольга Борисовна
В статье показаны основные этапы развития отечественной педологии, раскрыты причины ее ликвидации, осуществленной компартией в 1930-е годы.
Читать PDF

Психолого-педагогические основы развития педологии в контексте педагогической антропологии

Наумов Николай Дмитриевич
Статья посвящена анализу психолого-педагогических основ становления и развития педологии как науки. Автор рассматривает процесс возникновения педологии в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Читать PDF

К вопросу о социальной биографии педологии в России

Артемьева Ольга Аркадьевна
Статья посвящена вопросу социальной биографии педологии в России. Проводится анализ социально-психологических закономерностей развития педологии в России 1920-1930 гг.
Читать PDF

Социальная биография советской педологии: история развития

Артемьева Ольга Аркадьевна
Приводится анализ закономерностей социальной детерминации развития педологии в России 1920-1930 гг. Сопоставляются социальный, личностный и предметно-логический аспекты социальной биографии советской педологии.
Читать PDF

Россолимо григорий Иванович и формирование педологии в России

Овчинникова Е.О., Мухин К.Ю.
Читать PDF

Основные положения педологической типологии детей в конце XIX-начале XX веков

Сенченков Николай Петрович
Читать PDF

Формирование предпосылок становления педологии как предмета научно- педагогических исследований

Ценюга Сергей Николаевич
Статья отражает формирование предпосылок становления педологии как предмета научно-педагогических исследований, динамику развития педологической мысли.
Читать PDF

Загробная жизнь «Науки» педологии: к вопросу о значении «Научных движений» (и их истории) для соврем

Байфорд Э.
В статье анализируется дискуссия, развернувшаяся в постсоветские годы вокруг «вытравленной» науки педологии и некоторых современных попыток ее реабилитации и частичного возрождения.
Читать PDF

Развитие отечественной педологии (20-30-е гг. ХХ В. )

Ромаева Наталья Борисовна, Ромаев Антон Павлович
Авторы статьи рассматривают развитие отечественной педологии, основные направления данной науки медицинское, рефлексологическое, эволюционное, социогенетическое, несущие гуманистический характер.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Педологический возраст

    уровень развития, которого он [ребенок] реально достиг. (7.1, 14) Мы могли бы предварительно определить педологический возраст как определенную эпоху, цикл или ступень развития: 1) которая связана с пр
  • Метод педологического исследования

    В связи с особенностями своего предмета педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется тремя основными моментами. Первое – тем, что это метод целостного исследования ре