Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя

негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1) синдром хронической усталости (близкое понятие «астения переутомления») - специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей; 2) синдром эмоционального выгорания, к-рый имеет след. проявления: чувство эмоционального истощения, изнеможения, депривация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. В концепции профессионального развития учителя (Л. М. Митина) профессиональные деформации личности представляют собой системные изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, к-рые ведут к упрощению системы Пед. О., профессиональной деятельности, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и среду, к-рую она организует вокруг себя. Деформируется сущностное начало личности - саморазвитие, смыслопостроение, творчество, - и это определяет ее дальнейшие поступки, мысли, отношения. Рассматривая 2 альтернативные модели (стратегии) пед. труда - адаптивного поведения и профессионального развития учителя, - подчеркнем, что проявления профессиональных деформаций личности связаны с реализацией адаптивного (приспособительного) поведения и практически не осознаются им. Психол. особенности профессиональных деформаций личности определяются системными изменениями таких личностных образований, как: слабоструктурированное самосознание личности (отсутствие мотивации на самопознание, негуманистический взгляд на природу человека, низкий самоинтерес, низкий уровень самоактуализации и др.), что увеличивает влияние ситуативных доминант повседневной жизни, существенно затрудняя выстраивание «вертикали» бытия. При профессиональных деформациях личности у педагога выявляется: обыденно-психол. пед. направленность с тенденцией к негативизму (низкая креативность, ощущение непродуктивности собственной жизни, низкий локус ответственности за собственную жизнь и неудовлетворенность ею); коммуникативная некомпетентность, сопровождающаяся устойчивыми трудностями О.; деятельностная некомпетентность, к-рая проявляется формализмом в преподавании, непониманием существа дела; личностная некомпетентность, к-рая выражается в трудностях смыслопостроения, неготовности нести ответственности за собственную жизнь, низком уровне саморегуляции и др.; ригидность. Преодоление профессиональных деформаций обеспечивается осознанием, рефлексией учителем проявляющихся у него деформационных тенденций. Одним из условий конструктивных изменений поведения и связанных с ним системно сущностных (интегральных) характеристик личности является интегрированная в образовательное пространство технология профессионального развития личности учителя. Лит.: Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие. М., 2004; Она же. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994; Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности

Корытова Галина Степановна
Представлены результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников.
Читать PDF

Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителе

Захарова Елена Владимировна
В данной статье рассмотрены условия и влияние профессиональной педагогической деятельности на социально-психологическое функционирование личности учителей общеобразовательных школ и преподавателей выс
Читать PDF

Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности

Пряжников Николай Сергеевич, Ожогова Елена Геннадьевна
В статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций педагогов.
Читать PDF

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специал

Евдокимова О.Н.
Читать PDF

Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из о

Ахметова Л. В.
В статье на основе опыта работы описаны организационные и научно-образовательные условия социально-психологической адаптации российских и иностранных (монгольских) студентов в педагогическом вузе.
Читать PDF

Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема

Бордовская Нина Валентиновна
Раскрыты методологические, теоретические и прикладные аспекты проблемы профессионального развития и становления личности будущего специалиста.
Читать PDF

Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника ОВД как девиантогенный фактор

Стригуненко Юлия Владимировна
Статья посвящена анализу профессиональной деформации личности сотрудника ОВД как одному из факторов девиантного поведения данной категории лиц.
Читать PDF

Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессиональн

Хижняк Людмила Викторовна
В статье представлены результаты анализа понятия «педагогическая поддержка» в контексте проблем профессионального самоопределения старшеклассников.
Читать PDF

Особые условия профессиональной деятельности как причина возможных личностных деформаций

Воинкова Н.А.
Читать PDF

Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел

Петрова А.С.
Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Профессиональноличностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личност

Бессонова Людмила Александровна, Добросмыслова Светлана Николаевна
В статье рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность специалиста» и «профессиональная деформация личности».

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: