Педагогическое общение: структура ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Педагогическое общение: функции

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: функции

Осн. функции Пед. О.: информационная, воспитательная, социальноперцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. Пед. О. как диалог разворачивается в условиях адекватного (когнитивно сложного) отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие, - это социально-перцептивная функция Пед. О. В Пед. О. выделяется 2 взаимосвязанных вида (уровня) социальной перцепции: 1) собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или др. человека); 2) эмпатийный (особая чувствительность к ребенку - сочувствие ему, сопереживание и т. п.). Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у педагога склонность к оценке, избежать категоричных противопоставлений типа «Я - он (они)». Часто такой вид слушания дает возможность более глубокого понимания поведения ученика. Функция социальной перцепции в Пед. О.: учитель проявляет внимание к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внеш. облике и поведении. Учитель должен «видеть» за внеш. проявлениями поведения и состояния ребенка его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности. Ученик также «читает» поведение, настроение, отношение учителя, поэтому для педагога важно грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным детям, открытым и искренним, т. е. наладить Пед. О. с учениками. Это «вмешательство» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника называется самоподачей. Функции самоподачи или самопрезентации помогают самовыражению и учителя, и ученика. В процессе Пед. О. учитель осуществляет презентацию своего внутр. мира ученикам. Оптимально конгруэнтное самовыражение, когда слова педагога находятся в полной гармонии со всеми чувствами, выражающими мысль. Интерактивная функция Пед. О. заключается в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Результативность Пед. О. во многом зависит от умения учителя устанавливать обратную связь с учениками, переводу монолога в диалог между ним и детьми. Между индивидами или социальными группами возможны 2 осн. типа взаимоотношений: симметричные (равноправные) и асимметричные (неравноправные). Симметричные отношения относятся к «реципрокным», если они характеризуются взаимной помощью, в то время как асимметричные (т. е. односторонние) отношения определяются как отношения «социального доминирования». Отношения в системе «учительученик» могут быть симметричными (реципрокными, равноправными) и несимметричными. Аффективная функция Пед. О. заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психол. комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения. Положительно эмоциональное, комфортное Пед. О. создает условия для творческой совмест. деятельности, «помогающего поведения», появления особой социальной установки на др. человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. Противоположный комфортному процесс разобщения обусловлен разл. рода нарушениями в Пед. О. ученика и учителя, к-рые подавляют творческий потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения школьников, напряженные эффектные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями. Преодолеть эти трудности помогают тренинги эффективного О. для педагогов. Лит.: Митина Л. М. Психологические аспекты труда учителя: Учеб. пособие. Тула, 1991; Она же. Психология профессионального развития учителя. М., 1998; Она же. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999; Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005. Л. М. Митина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Педагогическое общение: функции — 0

Найдено научныех статей по теме Педагогическое общение: функции — 0

Найдено книг по теме Педагогическое общение: функции — 0

Найдено презентаций по теме Педагогическое общение: функции — 0

Найдено рефератов по теме Педагогическое общение: функции — 0

Вы можете заказать написание реферата: