ПАВЛОВИАНИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПАВЛОВИАНИЗМ
Вариация физикалистской теории идентичности, тесно связанная с деятельностью И.П. Павлова. В этой доктрине утверждается, что психологические состояния и процессы идентичны физиологическим состояниям и процессам мозга и, в более широком смысле, что исследования физиологии и неврологии мозга (посредством, например, изучения обусловливания) – единственный подход, который может оказаться научно плодотворным. Именно это последнее утверждение удерживало Павлова от того, чтобы называть себя психологом, он предпочитал рассматривать свою деятельность как физиологическую по сути. См. павловский.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Павловианизм
термин, используемый в западной психологии) – вариант физикалистской теории идентичности, связанный с научной деятельностью академика АМН СССР И.П. Павлова (1849-1936). В этой теории утверждается, что психологические явления идентичны физиологическим процессам высшей нервной деятельности и что изучение физиологических процессов – основной или даже единственный научно обоснованный и плодотворный подход к исследованию человеческой психики. Именно это убеждение, как считают, удерживало И.П.Павлова от того, чтобы называть себя психологом, и побуждало его относиться к своим исследованиям как к связанным исключительно с нейрофизиологией. С позиции такого подхода психику следует рассматривать как побочный продукт, спутник или эпифеномен процессов высшей нервной деятельности, но не как самостоятельный объект научного исследования с использованием методолгии психологии. Например, фобический невроз в терминах данного представления психики должен называться примерно так: очаг парадоксального торможения в первой сигнальной системе (то, что пациент боится при этом маловероятной опасности и в то же время реальная угроза воспринимается им с достаточным самообладанием, это расценивается как не более чем общие выражения, за которыми не стоит ничего заслуживающего внимания науки). Такой опыт, увы, имел место в истории отечественной психиатрии и, скорее всего, он вряд ли способствовал поступательной тенденции ее развития. Сам И.П.Павлов рассматривал свое учение о высшей нервной деятельности как движущееся навстречу психоанализу З. Фрейда и предполагал, что наступит время синтеза этих двух направлений исследования. З.Фрейд ничего такого не думал, для него изучение функционирование головного мозга не имело сколько-нибудь существенного значения. Столь же далек он был от клинической психиатрии, он никогда ее не знал так, как это подобает профессионалу.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012