Патологии мышления исследование

Найдено 1 определение
Патологии мышления исследование
совокупность методических приемов, с помощью которых изучаются особенности мышления при патологических нарушениях психической деятельности. При исследовании патологии мышления используется достаточно широкий спектр методических приемов: 1) методика "Классификация предметов", предложена К. Гольдштейном, модифицирована Б. В. Зейгарник, используется для диагностики взрослых и детей, позволяет выявлять нарушения мышления, исследовать уровень процессов обобщения, отвлечения, последовательность суждений, особенности памяти, нарушения внимания, эмоциональные реакции на выполнение задания (успех или неуспех), работоспособность. В клинических исследованиях применяют предметный (на карточках изображены конкретные предметы) и вербальный (на карточках написаны отдельные понятия) варианты классификации. Процедура проведения методики состоит из 3-х этапов. Интерпретируя доминирующий тип обобщения, выделенные признаки, которые пациент использовал в качестве основания для объединения карточек в группы, можно сделать вывод о преобладании в мышлении обобщенности или конкретности (при выделении оснований для формирования групп). Обязательно подлежат анализу ошибки, допущенные пациентом в процессе работы и все его высказывания. Методика не пригодна для повторного использования. Больным олигофренией недоступны сложные обобщения, такие больные часто устанавливают конкретные ситуационные группы. Больные эпилепсией устанавливают слишком детализированные (дробные) группы. Для больных с сосудистыми заболеваниями тоже характерна детализация при формировании групп, но эта детализация носит другой характер, больные создают одноименные группы, это возникает в результате сужения объема внимания, рассеянности, забывчивости. Больные шизофренией создают разноплановые группы, логически обосновывают их, дают причудливые названия группам, отсутствие критичности не позволяет им исправлять допущенные ошибки. Некритичность характерна и для больных с органическими поражениями мозга, которая проявляется в том, что для них не имеет значения оценка психолога, им безразлично достигли они правильного результата или нет. Наоборот, похвала психолога очень важна для больных психопатией, они стараются мобилизовать все свои ресурсы для успешного выполнения задания, к сожалению, их успехи в профессиональной деятельности гораздо хуже. 2) Методика "Исключение предметов", также как выше изложенная методика, выявляет способность обследуемого к обобщению, умение выделять признаки предметов; с помощью этой методики можно исследовать процессы анализа и синтеза. Пациенту предъявляются задания различной степени трудности. Методика может применяться многократно при использовании разных наборов карточек, равных по трудности. Для больных со сниженным интеллектом сложные задания недоступны. Очень часто они не могут сформулировать общий признак для обобщения трех предметов и соскальзывают на ситуационное их объединение. Больные шизофренией производят обобщение предметов по латентным признакам. 3) Методика "Выделение существенных признаков" позволяет выявить нарушения мышления такие, как резонерство, некритичность, расплывчатость, неумение вычленять существенные признаки, нарушение устойчивости способа рассуждения при решении однотипных задач. Анализируют высказывания пациента и ответы на вопросы патопсихолога. 4) Методика "Простые аналогии" направлена на исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, способности сохранять определенный способ рассуждения в процессе решения различных задач. Пациенты с невысоким уровнем образования испытывают определенные трудности при выполнении заданий. Многие пациенты допускают похожие ошибки, например, соскальзывание суждений, которое возникает в результате утомляемости. Больные с органическими (сосудистыми, травматическими) заболеваниями сами или с помощью патопсихолога исправляют допущенные ошибки, тогда как больные шизофренией, выяснив правильный ответ, продолжают настаивать на правильности обоих решений, это подтверждает вывод о расплывчатости у них мышления. 5) Методика "Сложные аналогии", как и выше изложенная методика, направлена на исследование понимания сложных логических отношений, способности выделять абстрактные связи. Анализируют допущенные ошибки, высказывания пациента в процессе выполнения задания. В высказываниях больных шизофренией выявляются соскальзывания, нелогичные умозаключения, растекаемость мышления. 6) Методика "Соотношение пословиц, метафор, фраз". Методика разработана Б. В. Зейгарник используется для исследования нарушения мышления. Больные олигофренией испытывают трудности при соотнесении пословиц, метафор и фраз; мышление их конкретно, суждения носят поверхностный характер. Суждения больных с органическими поражениями мозга, сосудистыми заболеваниями неопределенны и диффузны. У больных шизофренией обнаруживаются соскальзывания, нелогичные суждения. 7) Методика "Сравнение понятий" применяется для исследования процессов анализа и синтеза. Набор пар понятий состоит из понятий различной степени общности, есть и несравнимые пары понятий. Пары понятий предъявляются взрослым и детям, возможно повторное использование методики. Анализируют ответы пациентов; необходимо обращать внимание на их умение выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Здоровые люди, выполняя эту методику, сравнивают понятия, выделяют стандартные признаки. Больные шизофренией выделяют латентные признаки; неумение выделять существенные признаки свидетельствует о конкретности их мышления. 8) Методика "Заполнение пропущенных в тексте слов" предложена Эббингаузом, использовалась для изучения ассоциаций, речи, может применяться для выявления критичности больных. Анализу подвергают работу пациента; необходимо учитывать скорость, с которой производится подбор слов, критичность. Одни пациенты контролируют заполнение пропусков, сопоставляют с остальным текстом, другие не проверяют свою работу, что свидетельствует о снижении их критичности. 9) Методика "Объяснение сюжетных картин" применяется для исследования умения выделять существенное из отдельных деталей, эмоциональных реакций. Для проведения методики необходимо иметь набор сюжетных картинок различных по сложности сюжета. У больных олигофренов возникают трудности, связанные с пониманием сюжетных картинок (плохо разбираются в мимике изображенных на них людей, не понимают перспективу картинки, не могут воспринять сюжет в целом). Больные эпилепсией медленно схватывают основной сюжет картины, т. к. застревают на отдельных деталях. Больные шизофренией неадекватно воспринимают сюжет картины, придавая сюжету личностное значение. Больные в состоянии депрессии, как и больные с синдромом паралитического слабоумия, при рассматривании картинок ведут себя одинаково: они не проявляют никакой заинтересованности в работе, депрессивные больные адекватно воспринимают сюжет картинки, но отвечают медленно с паузами, тогда как больные с паралитическим синдромом не могут понять смысл сюжета, неадекватно воспринимают сюжет, делают заключения по случайным деталям картинки. 10) Методика "Установление последовательности событий" предложена А. Н. Берштейном, используется для исследования способности пациентов понимать последовательность событий. Слабоумные больные не справляются с заданием, очень часто они устанавливают произвольный порядок, не реагируя на замечания и помощь патопсихолога, у них нарушена критичность мышления. Больные олигофрены справляются с легкими заданиями. Больные с органическими поражениями, с сосудистыми заболеваниями справляются с серией, состоящей не из 6-ти, а из 3-х картинок, они быстро истощаются, у них наблюдается сужение объема внимания. 11) Методика "60 слов" позволяет, кроме продуктивности ассоциаций, выявить незаметные на первый взгляд признаки нарушения мышления. Данная методика похожа на ассоциативный эксперимент К. Юнга. Пациенту сообщают, что необходимо проверить речь. Для больных шизофренией характерна разорванность ассоциаций, иногда непродуктивность мышления (отсутствие слов), ассоциации по созвучию. При органических заболеваниях наблюдается аспонтанность (больной называет то, что находится перед глазами). 12) Методика "Ответные ассоциации" направлена на исследование мышления, ассоциаций, на выявление преобладающих связей (содержательных или выхолощенных), инертности-подвижности нервных процессов. Для больных шизофренией характерны инертность, многословность. Больные с органическими заболеваниями испытывают трудности при выполнении методики, они очень медленно подбирают слова. Больные эпилепсией часто отвечают не одним словом, а целыми фразами. 13) Методика "Противоположности" является вариантом ассоциативного эксперимента, направлена на выявление устойчивости, произвольности ассоциаций. При анализе результатов обращают внимание на соблюдение инструкции пациентом, учитывается время для оценки утомляемости. Больные со сниженным интеллектом, с небольшим словарным запасом обычно добавляют частицу "не" к каждому слову. Методика может предъявляться неоднократно при использовании нескольких ее вариантов, равных по сложности. 14) "Методика Выготского — Сахарова" направлена на исследование мышления, выявление способности формировать понятия. Методика применяется для лиц со средним и высшим образованием. Анализируют рассуждения пациента, выделяемые им признаки. Больные шизофренией создают группы по малозначимым признакам.

Источник: Клиническая психология. Словарь