Патохарактерологический диагностический опросник

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14—18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования: последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г. П. д. о. могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный. А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающихся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов. Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П. д. о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся: 1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов; 2) индекс B (brain minimal damage), указывающий возможность изменений характера вследствие резидуального органического поражения головного мозга; 3) показатель отражения реакции эмансипации — стремление освободиться от контроля, оценки старших; 4) показатель психологической склонности к алкоголизации; 5) показатель психологической склонности к делинквентности, т. е. проступкам, правонарушениям; 6) показатель мужественности — женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать вывод об адекватности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психотизации, так и от типа характера.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
опросник личностный. Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональных психопатий, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском
возрасте(14—18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в
1983 г.
Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе 10—19
пронумерованных утверждений. Напр., в набор «самочувствие» входят следующие пункты:
 

Обследование проводится в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать
наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора (0» в регистрационном листе). Семь и более отказов по двум этапам
— показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оцениваются по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.
Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий и акцентуаций (подробнее об акцентуации см. ШМИШЕКА ОПРОСНИК), а также сопоставления частоты
выборов каждым из типов психопатии и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический;
сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный.
А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно;
б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа па эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П. д. о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся: 1) показатели диссимуляции и откровенности, позволяющие оценить достоверность
результатов (см. ШКАЛЫ КОНТРОЛЬНЫЕ); 2) индекс В (brain minimal damage), указывающий на возможность изменений характера вследствие рези-дуального органического поражения головного мозга; 3) показатель отражения реакции эмансипации — стремление
освободиться от контроля, опеки старших; 4) показатель психологической склонности к алкоголизации; 5) показатель психологической склонности к делинквентности, т. е. проступкам, правонарушениям; 6) показатель мужественности—женственности, позволяющий
судить о преобладании тех или иных в общей системе личностных отношений (см. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК).
Шкала субъективной оценки предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сям обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать выводы о правильности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что
совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть также выделены черты достоверно
отвергаемых типов.
Теоретической основой П. д. о. является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозо-логического направления и концепция психологии отношений. Наборы фраз-утверждений составлялись на основе описаний патологических типов характера н акцентуаций
характера, представленных в трудах известных психиатров (Э. Крепёлин, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард и др.), а принцип отношения к личностным проблемам (А. Ф. Лазурский, В. II. Мя-сищев) рассматривается как наиболее плодотворный
для распознания типов характера. Принцип построения П. д. о., в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатий к анализу «вариантов нормы» (перенос данных патологии на истолкование нормы), критикуется в отечественной
психологии, т. к. за ним скрыто представление о характере как конституционально запрограммированной статичной структуре (С. Я. Рубинштейн, 1979). Дискуссионным является и использование понятия «характер» в качестве психологической реальности,
на диагностику которой направлен П. д. о. (см. ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ).
Стандартизация П. д. о. проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических
диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с оценкой клинической составляет 74—84 % при разных типах акцентуаций. Опубликованы по-пуляционные нормы для определяемых П. д. о. показателей акцентуаций характера у подростков (Н.
Я. Иванов, 1985). Разработана дополнительная шкала, позволяющая выявить черты психического инфантилизма в возрасте 16—17 лет и акселерацию формирования системы личностных отношений в возрасте 14—15 лет (А. К. Личко с соавт., 1985). Опросник
может быть использован для группового обследования. Есть модификации П. д. о. для изучения взаимоотношений в семьях подростков. П. д. о. достаточно широко используется в отечественных психодиагностических исследованиях.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Похожие термины: