ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Параноидно-шизоидная позиция
в психоанализе – гипотеза М.Клейн о психической организации, которая помогает индивиду справляться с деструктивными импульсами путем: а) расщепления как своего Эго, так и его объект-представления на хорошую и плохую части; б) проецирования деструктивных импульсов на плохой объект, который становится тем самым преследователем («преследующая грудь»). Это, по мнению М.Клейн, первая попытка младенца справиться с инстинктом смерти. Если она не удается, то неудача влечет не только многие шизоидные и параноидные расстройства, но и трудности обсессивного плана, в которых преследующий «плохой объект» интроецируется. Оригинальным и особенно интригующим в этой гипотезе является предположение о том, что сознание собственного Я свойственно уже младенцам. Человек, согласно психоанализу, - единственный биологический вид, которому анадлитики приписывают наличие инстинкта смерти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ
PARANOID-SCHIZOID POSITION) Предложенная Мелани Клейн психическая организация индивида, которая помогает ему справиться со своими внутренними деструктивными импульсами путем
а) РАСЩЕПЛЕНИЯ как своего ЭГО, так и его ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ на ХОРОШИЕ и ПЛОХИЕ части и
б) проецирования (см. ПРОЕКЦИЯ) своих деструктивных импульсов на плохой объект, который, как он чувствует, его преследует.
Согласно Клейн, параноидно-шизоидная позиция представляет собой первую попытку младенца справиться с ИНСТИНКТОМ СМЕРТИ и предшествует ДЕПРЕССИВНОЙ ПОЗИЦИИ. Неудавшийся выход из параноидио-шизоидной позиции (т.е. достижение депрессивной позиции) несет за собой, по мнению Клейн, не только многие ШИЗОИДНЫЕ и ПАРАНОИДНЫЕ расстройства, но и трудности обсессивного плана (см. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИИ), в которых "преследующий плохой объект" интроецируется (см. ИНТРОЕКЦИЯ), образуя ядро СВЕРХ-Я. См. Segal (1964).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ
примитивная организация психического аппарата, характеризующаяся проявлением первоначальных переживаний ребенка, сопровождающихся возникновением страха перед воображаемым разрушением, уничтожением его.
   Представления о параноидно-шизоидной позиции содержались в размышлениях М. Кляйн (1882–1960) о психическом развитии младенца. В частности, они нашли отражение в ее работе «Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка» (1952).
   По мнению М. Кляйн, с самого начала жизни младенец переживает тревогу, связанную с работой инстинкта смерти и переживанием собственного рождения. Его отношения с объектами внешнего мира, прежде всего с материнской грудью, оказываются окрашенными тревогой преследования. В виде психического представления грудь матери воспринимается ребенком в качестве «хорошего» или «плохого» объекта. Хороший объект – грудь, удовлетворяющая младенца и ощущаемая им как любимая. Плохой объект – фрустрирующая, ненавидимая грудь. С одной стороны, внешний объект интроецируется вовнуть, образуя психический мир младенца. С другой стороны, ребенок проецирует на внешний объект свои импульсы, связанные с любовью и ненавистью. «Хорошая» грудь идеализируется, становится «идеальной», в то время как «плохая» грудь воспринимается в качестве ужасного преследователя, способного проглотить, пожрать, уничтожить младенца.
   М. Кляйн считала, что «соединение чувства любви и деструктивных импульсов по отношению к одному и тому же объекту – груди – служит предпосылкой роста депрессивной тревоги». Тем самым душевная жизнь ребенка в течение первых трех-четырех месяцев характеризуется тем, что она назвала параноидно-шизоидной позицией, которая позднее сменяется депрессивной позицией, тесно связанной с коренными изменениями в либидозной организации ребенка. Примитивные тревоги и защиты, в своей совокупности составляющие параноидно-шизоидную позицию и проявляющиеся в форме страха преследования и идеализации, появляются на самых ранних стадиях развития ребенка, но они, по утверждению М. Кляйн, «не ограничиваются их пределами, а снова и снова возникают в течение первых лет детства и при определенных обстоятельствах в ходе всей позднейшей жизни», что может давать знать о себе в виде психических расстройств.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001