ПАРАДИГМА

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Парадигмы
Paradigms) — Исходные концептуальные схемы, модели постановки проблем и их решения.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Парадигма
Paradigma). Введенное Куном понятие теории науки, обозначающее «господствующую научную модель».

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ПАРАДИГМА
система основных научных достижений – теорий, методов, – по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

Парадигма
(греч. paradeigma пример, образец) — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Уотсон (1926) пришел к выводу, что условные рефлексы могут служить парадигмой для изучения поведения животных и человека.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Парадигма
набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества: принцип построения экспериментального исследования, не обязательно соотносимый с общепризнанными аксиомами научного знания в конкретной научной области.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Парадигма
(от rpeч.paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Понятие введено амер. историком Т. Куном.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ПАРАДИГМА
типичный пример, образ мысли или концепция, общий взгляд на проблемы, с которыми обычно работают ученые. Парадигма может диктовать приемлемую форму объяснения, однако с изменением научного знания парадигмы могут меняться. Во многих случаях термин используется расплывчато и неопределенно.
1 Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

парадигма

(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов, концепций) из которых исходит большинство исследователей в данной области знаний (например, парадигма бессознательного). Революция в науке в определенной области знаний связана с кризисом старой п. и возникновением новой. Понятие п. введено американским ученым Т. Куном.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПАРАДИГМА
система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:
1) этап препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы;
2) этап господства парадигмы - "нормальная наука";
3) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.
Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Парадигма
В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения: 1. Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов. 2. Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Парадигма
греч. paradeigma – пример, образец) – 1. любой ряд лингвистических форм, имеющих определенный общий элемент (например, такой ряд, как «дать, давать, дает, дал, даст и т.д.); 2. направление или план исследования, которое предполагается проводить с позиции определенной гипотезы (например, с позиции бихевиористской парадигмы); 3. определенная процедура или модель, паттерн исследования (например, классическая парадигма обусловливания); 4. понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как неких первообразов, образцов, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего. В современной философии – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных проблем и разделяемых всем научным сообществом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПАРАДИГМА
(греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие введено американским ученымнауковедом Куном, согласно взглядам которого («Структура научных революций», 1962), парадигма позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии «Парадигма» недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

ПАРАДИГМА

En.: Paradigm
Значение слова «парадигма», интересующее нас в данном случае, касается границ, определяющих наше мышление: принципы, которые лежат в основе наших идей и узаконивают их, являются парадигмами. Парадигма - это последнее «почему».
Но в какой мере мы являемся хозяевами подобной энграммы? Случается, что воспринятые нами в раннем детстве послания становятся неустранимыми величинами; решения, принятые нами, когда мы были меленькими, развиваются в бессознательные сценарии, а внушения, воспринятые в особом эмоциональном контексте, действуют подобно постгипнотическому внушению (см. негативный самогипноз.)
Гипнотерапевт не может пренебрегать этими понятиями, так как терапия гипнозом - это возможность личностного упорядочивания, и все неосознаваемое должно быть объектом его исследования (см. референтные рамки).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: предпарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к др. Отечественная конфликтология в настоящее время проходит несколько затянувшийся предпарадигмальный период. Трудности формирования П. российской конфликтологии вызваны непониманием руководителями государственных и научных учреждений важности данной науки для выхода общества из кризиса. Такое непонимание имеет следствием отсутствие финансирования. Российская конфликтология сегодня развивается, главным образом, благодаря усилиям ученых-энтузиастов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПАРАДИГМА
1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический. 2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме. 3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания. 4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени. Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПАРАДИГМА
1) в лингвистике П. называют некие типичные совокупности языковых единиц, различающиеся между собой, но связанные как члены одного ряда, напр., это может быть совокупность всех возможных форм одного слова, еще совокупность изменений форм слов одной части речи, их флексий (окончаний). Говорят о парадигматике языковых единиц, т. е. определенных системах, классифицирующих языковые единицы и модели их употребления, в памяти, сознании носителя языка. Парадигматику отличают от синтагматики, т. е. использования единиц языка в речи, когда важно их различие, а не сходство. Пример П. - падежно-числовая П. существительных с 2 подпарадигмами (ед. и мн. числа), лексико-семантическая П. названий профессии - "врач", "инженер", "офицер", "балерина", "буфетчик", "банкир", "шофер". 2) в социологии понятие П. используется при описании историко-культурных, экономических и др. процессов на системном уровне, напр., говорят о "петровской П." развития России, т. е. моделях и формах жизни, внедренных в эпоху Петра I и его сподвижников и определивших особенности последующих эпох, существующих в них в модифицированном виде, но, в сущности, в тех же системных отношениях.
В рекламе можно говорить о П. слоганов, телероликов (см. их классификацию в I части Словаря) и т. п. В маркетинге - о П. потребления, выделяя с помощью этого понятия различные сообщества, аудитории потребителей. Своеобразной П. является т. н. "потребительская корзина". В шахматах П. являются "белые" и "черные" с их подпарадигмами - "пешки", "ферзь", "король", "ладьи" и т. д. Во время шахматного поединка единицы шахматной игры (фигуры) вступают в различные синтагматические отношения (линейные), образуют всевозможные конфигурации и синтагмы. Выстроенные же перед началом игры шахматные фигуры - 2 П., разворачиваемые в синтагмы. Так различается парадигматика и синтагматика и в языке.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ПАРАДИГМА
это пример-образчик-система-модель базальных научных концепций-модусов-идей-методик-теорий уже по образцу коих тектонизируются-формируются научно-исследовательские изыскания ученых в той или иной области знаний; тут можно выделять дифференциальные этапы-стадии в эволюции научной дисциплины, совсем не так, как думал-считал амер. Кун, кот. и ввел термин П. в свои научно-исследовательские изыскания, например, интродуктивный период П., кот. включает в себя сбор информации, материала об исследуемых предметах-объектах науки; продуктивно-процессуальный период П., когда посредством интерпретаций научных гипотез, дискурслогических модусов мышления уже разрабатывается конкретно-значимые новые парадигмы, трансформируются старые постулаты-тезисы применимо рационально к новационно-модификационно-значимым тектонизируемым моделям; сами новые парадигмы-модели могут разрабатываться либо одним субъектом-ученым, либо коллективом ученых, чьи разработки-процедуры-модусы-научные приемы и могут способствовать реальному построению-архитектонике новых псих. научных методов для совершенствования самих П.; итогово-результативный период П., когда тектонизированная-новая научно-психологическая модель-парадигма, проверяется-исследуется согласно эмпирическо-ассерторическим построениям, а также апробируется методами научно-теоретических и научно-праксиологических интерпретаций, с целью выявления ее рациональности-приемлемости конгруэнтно самой психологии, психоанализу, психотерапии, психофизиологии. как наукам, в корреляте с их эмпирическо-практическими проектами-задачами-целями; парадигма Стернберга — одна из методик-моделей в когнитивной психологии, кот. позволяет иссл. временно-специфические модальности мультикодирование стимула, сукцессивного поиска в памяти, принятия решения и тектонизации-морфологизации ответной реакции; в базальной версии данного модуса субъекту предлагается запомнить буквы, цифры, слоги, слова, словосочетания, числовые корреляты, а затем предъявляется, через определенное время, субъектом-экспериментатором, один тестовый стимул, а сам испытуемый-перципиент и должен, в экспресс-порядке, ответить-сообщить, был ли сам этот стимул предъявлен ранее; ответы испытуемый-перципиент и выдает путем нажатия на соответствующую кнопку, и т.о. исследуется-измеряется время реакции и для положительных и для отрицательных ответов, а уже в зависимости от самих ответов, мультиверсиеизируются-мультиинтерпретируются те или иные феномены, связанные с трансформационными моделями-условиями самого эмпирического эксперимента.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Парадигмы
paradigms) П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы. П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций. Изменение паттерна и - как следствие этого изменения - отклонение от установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл "сдвигом парадигмы,... переходом к новой игре, к новому набору правил". В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П. Институт семьи До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб - обязанность мужчины. К 1950 г. произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в семьях появилось немного "свободных" денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая зарплата стала необходимым условием выживания. Религия Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе Куна, писал: "Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее количество неофитов". По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается. К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П. в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна, Р. Дж. Стернберга, Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть место под таким большим "зонтом", каким является образование. Баркер утверждал, что "увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой жизни любой культуры и орг-ции". Нек-рые парадигмы "приживаются" с большим трудом, а другие принимаются на удивление быстро. Если потребность в перемене велика, сдвиг П. обычно не заставляет себя ждать. Вся многовековая история человечества отмечена сдвигами П. До тех пор пока будут рождаться новые идеи и концепции, будут возникать и сдвиги П., направленные на удовлетворение потребностей людей. См. также Автоматизация, Каузальное мышление, Кодирование, Культурный детерминизм, Человеческие факторы, Теория обработки информации, Интуиция, Философия науки, Теория систем, Теоретическая психология П. Кэрич

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.72 кб

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности.
Читать PDF
291.22 кб

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В. В.
Читать PDF
106.33 кб

Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями

Суркова Елена Германовна
Исследование посвящено развитию концепции творческой модели процесса совладания с трудными жизненными ситуациями.
Читать PDF
319.75 кб

Проблема внутреннего конфликта личности: социально-психологическая парадигма

Красильников Игорь Александрович
Читать PDF
7.35 мб

Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках

Улановский А. М.
Читать PDF
4.54 мб

Язык, сознание, мозг: когнитивистская парадигма

Шилков Ю. М.
Читать PDF
624.63 кб

Новая парадигма профессионального мышления как основа непрерывного образования оперных певцов и вока

Юшманов Виктор Иванович
Читать PDF
147.45 кб

Нарративная парадигма в психологическом исследовании рефлексии жизненного пути

Клементьева M. B.
Теоретически осмыслены типы рефлексии жизненного пути в контексте интеграции нарративной парадигмы к исследованию содержания жизненного пути и деятелъностного подхода как объяснительного принципа психологии.
Читать PDF
324.46 кб

Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирова

Серый Андрей Викторович
В статье рассматривается возможность построения обобщенной теории психологического консультирования на основании ценностно-смысловой парадигмы функционирования личности.
Читать PDF
188.21 кб

Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»

Акопов Гарник Владимирович, Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты методической разработки учебного курса по психологии сознания для студентов (магистров) гуманитарных направлений. Позиция Самарской школы (Г.В.Акопов и др.
Читать PDF
1,007.70 кб

Развитие творческой направленности личности в образовании: новая парадигма познания

Г. И. Давыдова
Читать PDF
612.58 кб

Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образов

Перевозчикова Л. С.
Читать PDF
64.70 кб

Современная гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
224.52 кб

Миф в пространстве культуры: культурно-семиотическая парадигма интерпретации

Савелова Евгения Валерьевна
Читать PDF
155.90 кб

Квантовые модели психологии как новая парадигма анализа традиционных проблем науки и образования

Данилевский И. В.
В статье рассматривается возможность смены парадигмы анализа традиционного круга проблем, связанных с функционированием человеческой психологии, и устоявшегося способа изложения этих проблем в учебной литературе.

Похожие термины:

  • Гуманистическая парадигма в биоэтике

    характеризуется радикальным поворотом от эмпирического описания врачебной морали к обостренной этико-философской рефлексии над нравственными основаниями биомедицинских исследований. Проблем
  • Естественнонаучная парадигма познания

    система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств
  • Гуманитарная парадигма познания

    система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического по
  • Исследовательская парадигма

    подход к проведению исследования, характеризующийся определенной методологией, адресованной определенным типам исследовательских вопросов.
  • Парадигма предрасположенности к стрессу

    Убеждение в том, что люди могут обладать предрасположенностью к развитию конкретного расстройства, которое затем делает их более уязвимыми к событиям, происходящим в окружающем мире (стресс). Есл
  • Парадигма Мертона

    от греч. paradeigma – образец) – понятие теории отклоняющегося поведения (аномии). В ней преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу. При разложении системы моральных ценнос
  • Научная парадигма

    совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.
  • Парадигма науки

    базис» знаний, интегрирующий в себе теории, концепции, способы действия в науке, модель, образец решения исследовательских задач и предопределяющий как видение учеными мира в целом, так и предмета
  • ПАРАДИГМА СТЕРНБЕРГА

    Словообразование. Происходит от греч. рaradeigma - образец. Автор. С.Стернберг. Категория. Методологическая установка когнитивной психологии. Специфика. Модель когнитивных процессов строится на основ
  • Парадигма удивления

    surprise paradigm). Метод исследования, используемый для проверки памяти и ожиданий младенцев. Сами младенцы не могут сообщить нам, что они помнят и чего ожидают, но если их ожидания нарушаются, они реагиру
  • Антропологическая парадигма

    совокупность парадигмальных установок, реализующихся в единстве базового соотношения «человек—мир».
  • Естественнонаучная исследовательская парадигма

    модель познания, строящаяся по образцу точных наук, в рамках которой человек изучается как физическое, биологическое явление.
  • Гуманитарная исследовательская парадигма

    модель познания, строящаяся по образцу наук о человеке, в рамках которой человек изучается как уникальность.
  • ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

    исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализует принцип единства истины и ценности, факта и смыс
  • Минимальная межгрупповая парадигма

    (Minimal intergroup paradigm) – экспериментальная процедура, при которой формируются временные, произвольные, искусственные группы для изучения основ предубеждений, стереотипов и дискриминации.
  • ПАРАДИГМА в психологии

    (греч. paradeigma — пример, образец) — случай, поступок или вообще психическое явление, которое может быть взято в качестве идеала, но не является достаточным основанием для объяснения сущности другого
  • Смена парадигм

    Согласно Куну, развитие науки не непрерывно, а скачкообразно. Переориентация неизбежна тогда, когда появляется новая научная модель или парадигма, которая лучше объясняет прежде противоречивые д
  • ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

    предполагает четкое определение исходных позиций, которых придерживается исследователь, включающее определение в онтолого-эпистемологических основаниях, способе теоретизирования и методе исс
  • ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

    См. ассоциация, парадигматическая.
  • АССОЦИАЦИИ ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ И СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ

    две разновидности ассоциаций, возникающих на лингвистической основе. Парадигматическая-это ассоциация, встречающаяся в тесте свободных ассоциаций и образованная на основе семантической связи с