Парадигмы
Paradigms) — Исходные концептуальные схемы, модели постановки проблем и их решения.
Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000
Парадигма
Paradigma). Введенное Куном понятие теории науки, обозначающее «господствующую научную модель».
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
ПАРАДИГМА
система основных научных достижений – теорий, методов, – по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
Парадигма
(греч. paradeigma пример, образец) — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Уотсон (1926) пришел к выводу, что условные рефлексы могут служить парадигмой для изучения поведения животных и человека.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Парадигма
набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества: принцип построения экспериментального исследования, не обязательно соотносимый с общепризнанными аксиомами научного знания в конкретной научной области.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Парадигма
(от rpeч.paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Понятие введено амер. историком Т. Куном.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
ПАРАДИГМА
типичный пример, образ мысли или концепция, общий взгляд на проблемы, с которыми обычно работают ученые. Парадигма может диктовать приемлемую форму объяснения, однако с изменением научного знания парадигмы могут меняться. Во многих случаях термин используется расплывчато и неопределенно.
1 Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
парадигма
(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов, концепций) из которых исходит большинство исследователей в данной области знаний (например, парадигма бессознательного). Революция в науке в определенной области знаний связана с кризисом старой п. и возникновением новой. Понятие п. введено американским ученым Т. Куном.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПАРАДИГМА
система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:
1) этап препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы;
2) этап господства парадигмы - "нормальная наука";
3) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.
Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Парадигма
В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения: 1. Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов. 2. Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Парадигма
греч. paradeigma – пример, образец) – 1. любой ряд лингвистических форм, имеющих определенный общий элемент (например, такой ряд, как «дать, давать, дает, дал, даст и т.д.); 2. направление или план исследования, которое предполагается проводить с позиции определенной гипотезы (например, с позиции бихевиористской парадигмы); 3. определенная процедура или модель, паттерн исследования (например, классическая парадигма обусловливания); 4. понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как неких первообразов, образцов, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего. В современной философии – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных проблем и разделяемых всем научным сообществом.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПАРАДИГМА
(греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие введено американским ученымнауковедом Куном, согласно взглядам которого («Структура научных революций», 1962), парадигма позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии «Парадигма» недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
ПАРАДИГМА
En.: Paradigm
Значение слова «парадигма», интересующее нас в данном случае, касается границ, определяющих наше мышление: принципы, которые лежат в основе наших идей и узаконивают их, являются парадигмами. Парадигма - это последнее «почему».
Но в какой мере мы являемся хозяевами подобной энграммы? Случается, что воспринятые нами в раннем детстве послания становятся неустранимыми величинами; решения, принятые нами, когда мы были меленькими, развиваются в бессознательные сценарии, а внушения, воспринятые в особом эмоциональном контексте, действуют подобно постгипнотическому внушению (см. негативный самогипноз.)
Гипнотерапевт не может пренебрегать этими понятиями, так как терапия гипнозом - это возможность личностного упорядочивания, и все неосознаваемое должно быть объектом его исследования (см. референтные рамки).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: предпарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к др. Отечественная конфликтология в настоящее время проходит несколько затянувшийся предпарадигмальный период. Трудности формирования П. российской конфликтологии вызваны непониманием руководителями государственных и научных учреждений важности данной науки для выхода общества из кризиса. Такое непонимание имеет следствием отсутствие финансирования. Российская конфликтология сегодня развивается, главным образом, благодаря усилиям ученых-энтузиастов.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ПАРАДИГМА
1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический. 2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме. 3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания. 4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени. Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПАРАДИГМА
1) в лингвистике П. называют некие типичные совокупности языковых единиц, различающиеся между собой, но связанные как члены одного ряда, напр., это может быть совокупность всех возможных форм одного слова, еще совокупность изменений форм слов одной части речи, их флексий (окончаний). Говорят о парадигматике языковых единиц, т. е. определенных системах, классифицирующих языковые единицы и модели их употребления, в памяти, сознании носителя языка. Парадигматику отличают от синтагматики, т. е. использования единиц языка в речи, когда важно их различие, а не сходство. Пример П. - падежно-числовая П. существительных с 2 подпарадигмами (ед. и мн. числа), лексико-семантическая П. названий профессии - "врач", "инженер", "офицер", "балерина", "буфетчик", "банкир", "шофер". 2) в социологии понятие П. используется при описании историко-культурных, экономических и др. процессов на системном уровне, напр., говорят о "петровской П." развития России, т. е. моделях и формах жизни, внедренных в эпоху Петра I и его сподвижников и определивших особенности последующих эпох, существующих в них в модифицированном виде, но, в сущности, в тех же системных отношениях.
В рекламе можно говорить о П. слоганов, телероликов (см. их классификацию в I части Словаря) и т. п. В маркетинге - о П. потребления, выделяя с помощью этого понятия различные сообщества, аудитории потребителей. Своеобразной П. является т. н. "потребительская корзина". В шахматах П. являются "белые" и "черные" с их подпарадигмами - "пешки", "ферзь", "король", "ладьи" и т. д. Во время шахматного поединка единицы шахматной игры (фигуры) вступают в различные синтагматические отношения (линейные), образуют всевозможные конфигурации и синтагмы. Выстроенные же перед началом игры шахматные фигуры - 2 П., разворачиваемые в синтагмы. Так различается парадигматика и синтагматика и в языке.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
ПАРАДИГМА
это пример-образчик-система-модель базальных научных концепций-модусов-идей-методик-теорий уже по образцу коих тектонизируются-формируются научно-исследовательские изыскания ученых в той или иной области знаний; тут можно выделять дифференциальные этапы-стадии в эволюции научной дисциплины, совсем не так, как думал-считал амер. Кун, кот. и ввел термин П. в свои научно-исследовательские изыскания, например, интродуктивный период П., кот. включает в себя сбор информации, материала об исследуемых предметах-объектах науки; продуктивно-процессуальный период П., когда посредством интерпретаций научных гипотез, дискурслогических модусов мышления уже разрабатывается конкретно-значимые новые парадигмы, трансформируются старые постулаты-тезисы применимо рационально к новационно-модификационно-значимым тектонизируемым моделям; сами новые парадигмы-модели могут разрабатываться либо одним субъектом-ученым, либо коллективом ученых, чьи разработки-процедуры-модусы-научные приемы и могут способствовать реальному построению-архитектонике новых псих. научных методов для совершенствования самих П.; итогово-результативный период П., когда тектонизированная-новая научно-психологическая модель-парадигма, проверяется-исследуется согласно эмпирическо-ассерторическим построениям, а также апробируется методами научно-теоретических и научно-праксиологических интерпретаций, с целью выявления ее рациональности-приемлемости конгруэнтно самой психологии, психоанализу, психотерапии, психофизиологии. как наукам, в корреляте с их эмпирическо-практическими проектами-задачами-целями; парадигма Стернберга — одна из методик-моделей в когнитивной психологии, кот. позволяет иссл. временно-специфические модальности мультикодирование стимула, сукцессивного поиска в памяти, принятия решения и тектонизации-морфологизации ответной реакции; в базальной версии данного модуса субъекту предлагается запомнить буквы, цифры, слоги, слова, словосочетания, числовые корреляты, а затем предъявляется, через определенное время, субъектом-экспериментатором, один тестовый стимул, а сам испытуемый-перципиент и должен, в экспресс-порядке, ответить-сообщить, был ли сам этот стимул предъявлен ранее; ответы испытуемый-перципиент и выдает путем нажатия на соответствующую кнопку, и т.о. исследуется-измеряется время реакции и для положительных и для отрицательных ответов, а уже в зависимости от самих ответов, мультиверсиеизируются-мультиинтерпретируются те или иные феномены, связанные с трансформационными моделями-условиями самого эмпирического эксперимента.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Парадигмы
paradigms) П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы. П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций. Изменение паттерна и - как следствие этого изменения - отклонение от установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл "сдвигом парадигмы,... переходом к новой игре, к новому набору правил". В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П. Институт семьи До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб - обязанность мужчины. К 1950 г. произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в семьях появилось немного "свободных" денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая зарплата стала необходимым условием выживания. Религия Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе Куна, писал: "Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее количество неофитов". По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается. К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П. в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна, Р. Дж. Стернберга, Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть место под таким большим "зонтом", каким является образование. Баркер утверждал, что "увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой жизни любой культуры и орг-ции". Нек-рые парадигмы "приживаются" с большим трудом, а другие принимаются на удивление быстро. Если потребность в перемене велика, сдвиг П. обычно не заставляет себя ждать. Вся многовековая история человечества отмечена сдвигами П. До тех пор пока будут рождаться новые идеи и концепции, будут возникать и сдвиги П., направленные на удовлетворение потребностей людей. См. также Автоматизация, Каузальное мышление, Кодирование, Культурный детерминизм, Человеческие факторы, Теория обработки информации, Интуиция, Философия науки, Теория систем, Теоретическая психология П. Кэрич
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006