ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кратковременная память
вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Кратковременная память
short-term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

кратковременная память
также называется непосредственной памятью и первичной памятью; память на переживание, которая сохраняется лишь на короткое время по завершении переживания.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
форма памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Синоним. понятиями считаются «оперативная» память и «рабочая» память

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
вид памяти, характеризующийся определенными временными рамками. Является Обязательным этапом для ее других видов как более или менее непосредственное запечатление и весьма кратковременное сохранение (измеряемое секундами) однократно и сиюминутно отраженного. Обязательный компонент памяти оперативной и памяти долговременной.
Синоним (устаревающий) — непосредственная память.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

память кратковременная (оперативная)

одна из разновидностей памяти, обслуживающая деятельность личности в данный момент и обеспечивающая удержание и преобразование информации, полученной как в результате текущего восприятия, так и путем извлечения из памяти долговременной. В п.к. информация обычно хранится от нескольких секунд до нескольких минут и обьем ее весьма ограничен (не более 7±2 единиц материала).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Кратковременная память
Способность краткосрочного сохранения новых впечатлений (восприятий). Является основной предпосылкой приема и переработки информации. В литературе по психологии памяти К. п. обозначается еще как «новая память». В основном при органических, а в ряде случаев и при функциональных психических расстройствах наблюдается изменение в возможности кратковременного запоминания. При органических нарушениях раньше всего повреждается кратковременное запоминание. См. Память; Память, долгосрочная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Память кратковременная (КВП)
память со сроком хранения информации в пределах 20 секунд (по другим данным, от 20 секунд до 1 минуты), то есть времени, достаточного для интерпретации и оценки информации, поступившей из сенсорной памяти. Объем такой памяти у взрослого человека составляет 7 +/- 2 единиц информации. От ребенка в 2,5 года ожидают, что он может повторить две цифры, в 3 года – три цифры, в 4,5 года – четыре цифры, в 7 лет – пять цифр, в 10 лет – шесть цифр. Синонимы: Кратковременное хранение (КВХ), Первичная память, Рабочая память, Оперативная память.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПАМЯТЬ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ (КВП)
Память на информацию, которая получила минимальную обработку или интерпретацию. Согласно современным теориям памяти, КВП – относительно ограничена в объеме, она способна вмещать только около семи "единиц" (хотя, если интерпретация материала была достаточно полной, эти единицы могут содержать много информации; см. 7±2). Считается, что материал удерживается в КВП посредством повторения, и если такое повторение будет прервано, материал имеет период полураспада, возможно, не более 10 или 15 секунд. Ср. с долговременной памятью и хранением сенсорной информации. Также называется кратковременным хранением (КВХ), первичной памятью и рабочей памятью.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Кратковременная память
Категория. Элемент трехкомпонентной модели памяти.
Специфика. Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
память на информацию, которая впервые была воспринята человеком недавно, или же была извлечена из его долговременной памяти не более полминуты назад, т. е. прошла минимальный срок своей внутренней обработки и интерпретации. П.к.-это память разового использования. В ней спустя несколько десятков секунд информация уже не сохраняется, не может быть повторно использована и должна быть или воспринята вновь, или заново извлечена из долговременной памяти. П.к. может сохранять информацию в течение 10—15 с (по данным других ученых-до 25—30 с), и в ограниченном объеме: семь плюс-минус две единицы (объем П.к.). В П.к. информация может сохраняться благодаря ее систематическому повторению через небольшие интервалы времени, указанные выше. Иногда П.к. также называют первичной памятью или рабочей памятью. См. память долговременная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Кратковременная память
вид памяти, своеобразие которого заключается в том, что воспринимаемая информация сохраняется на очень краткое время. Отличительная особенность К. п. — то, что для запоминания материала не используются специальные мнемические приемы. Так, ее проявлением выступает случай, когда на запоминание отводится очень мало времени, например около 1 мин, а потом предлагается сразу воспроизвести запомнившееся.
Важнейшая характеристика К. п. — ее объем. Он индивидуален и связан с природной памятью человека, прежде всего — способностью механически запоминать воспринимаемую информацию.
К. п. играет весьма существенную роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается весьма большой объем информации, немедленно отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
Литература
Аткинсон Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
память краткосрочная) - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с биоэлектрическими контурами колебаний в системе нервной. От нее следует отличать память оперативную. Необходимое условие перевода материала из памяти сенсорной в память кратковременную - обращение на него внимания. Синонимы памяти кратковременной - память оперативная и (иногда) память рабочая.
Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно - в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида повторения:
1) относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне памяти кратковременной, но недостаточен для ее перевода в долговременную;
2) сопровождаемое включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации). Долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения.
В памяти кратковременной может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 +/- 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
один из видов памяти, характеризующийся, во-первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во-вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно сказать, что сохранение здесь происходит в процессе запоминания и воспроизведения. Противоположным понятию К. п. является долговременная память. Информация поступает в К. п. из сенсорной памяти. При этом необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основной механизм удержания информации в К. п . — повторение материала, протекающее обычно в форме скрытого проговаривания. Различают два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический (акустико-артикуляционный) характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне К. п., но недостаточен для перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающегося включением удерживаемого материала в метод ассоциативных связей (напр., укрупнением единиц информации — переходом от разрозненных букв к словам, от слов к предложениям, от отдельных цифр к числам и т. д.). Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени. Объем К. п. ограничен и составляет 7 +/-2 единицы материала. Большой интерес для изучения и описания процессов К. п. представляет ее модель, предложенная Р. Аткинсоном. Согласно этой модели, К. п. представляют собой буфер ограниченного объема (7+/-2 элемента). Вновь поступающая информация направляется в буфер и заполняет его. Здесь она хранится в течение времени, не превышающего длительность следа К. п. Если буфер заполнен полностью, то вновь поступившая информация вытесняет хранящуюся в буфере. Вытесненная информация либо теряется, либо с определенной вероятностью направляется в долговременную память. Информация, хранящаяся в К. п., а также направленная в долговременную память, воспроизводится полностью и без потерь. Однако время обслуживания информации в последнем случае увеличивается на величину времени ее поиска в долговременной памяти. Вероятность потери, вероятности обслуживания долговременной или кратковременной памятью, длительность следа и время поиска определяются либо экспериментально, либо расчетным путем с использованием математических моделей памяти.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
англ. short-term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. Кратковременной памяти объем, Памяти объем, Память буферная, Сенсорный регистр). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.
Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы). Субъективно этот процесс переживается как "отзвук" только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем ("стоит перед глазами", "звучит в ушах" и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.
Основной механизм удержания (сохранения) в К. п. - повторение. Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. Забывание). Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память иконическая), блок сканирования, буферная память опознания (см. Память буферная), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.
Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).
Термин "К. п." часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. Память оперативная. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Кратковременная память
short-term memory) В конце 1950-х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема, сохранения, поиска и до извлечения информ. из памяти. Большинство подходов с т. зр. обработки информ. предлагают модель научения, в к-рой иконическое хранилище или сенсорный регистр соответствуют начальному этапу, кратковременная память (КП) - промежуточному этапу, а долговременная намять (ДП) - завершающему этапу. Внутри и между этими этапами (уровнями, стадиями и т. д.) процесс научения могут опосредовать внимание и лингвистические факторы. Доступ к поиску и извлечению информ. из памяти может обеспечиваться как на уровне КП, так и на уровне ДП. По существу, КП яв-ся временным и ограниченным по объему (от 5 до 9 элементов) хранилищем. Продолжительность сохранения информ. в КП колеблется от 20 с до 1 мин. Перевод информ. из КП в более прочную ДП производится в процессе повторения или заучивания материала. КП крайне уязвима к воздействию различных факторов. Следы в КП быстро угасают с течением времени и под влиянием интерференции с конкурирующей акустической (сходными звуками) или семантической (сходными значениями) информ. Распространенные лабораторные задачи, используемые для изучения КП, заключаются в предъявлении списков чисел, букв или слов, за к-рым сразу следует подсчет числа правильно запомненных элементов. Существует неск. типов этих задач: задачи с отвлечением внимания, задачи без отвлечения внимания, или зондирующие задачи, и парные ассоциации. В зависимости от временных или пространственных параметров, используемых в конкретном эксперименте, эти задания способствуют либо угасанию мнемического следа, либо разным формам интерференции. Несмотря на то что КП имеет ограниченный объем, исследователи обнаружили, что этот объем может быть увеличен посредством организации блоков (chunking). Т. е. каждый из шести или семи элементов, к-рые мы в состоянии запомнить, могут выполнять роль категорий более высокого порядка для шести или семи др. элементов или членов этой иерархической категоризации. Однако, как оказалось, образующиеся в КП блоки отличаются гораздо большей неустойчивостью, чем иерархическая категоризация в ДП. Хотя сходство и осмысленность запоминаемых элементов прежде всего относят к характеристикам стимульного материала, к-рые могут служить причиной интерференции, к ним тж можно отнести последовательное размещение элементов. Проактивная интерференция служит причиной того, что ранее усвоенный материал вызывает ухудшение запоминания новых сведений, в то время как ретроактивная интерференция служит причиной плохого воспроизведения ранее выученного материала из-за недавно заученной информ. Эффекты интерференции элементов можно наблюдать при воспроизведении списков элементов. Здесь кривая эффективности воспроизведения в зависимости от положения вспоминаемого элемента в списке имеет U-образную форму. Элементы в середине списка, видимо, подвергаются наибольшей интерференции, тогда как на элементы в начале списка пришлось значительно больше повторений при заучивании, а элементы, завершающие список, все еще "свежи" в памяти, и потому начало и конец списка вспоминаются лучше. Наряду с количественной оценкой КП появилась качественная оценка последовательности обработки информ. Вопросы о том, являются ли КП и ДП независимыми или неразрывно связанными процессами, усиленно дискутируется в литературе. См. также Память, Расстройства памяти Д. Ф. Фишер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
5.45 мб

Кратковременная зрительная память: феноменология и механизмы

Захаров И.М., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
В обзоре проанализировано современное состояние исследований в области изучения кратковременной зрительной памяти.
Читать PDF
3.34 мб

Особенности кратковременной зрительной памяти детей с дилексией

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению особенностей кратковременной зрительной памяти у детей с дислексией. В данной работе представлены новые результаты, раскрывающие специфику зрительного запоминания детей с нарушениями чтения.
Читать PDF
7.28 мб

Структура взаимосвязи кратковременной зрительной памяти и интеллекта у подростков

Захаров И.М., Исматуллина В.И., Воронин И.А., Малых С.Б.
В статье анализируется взаимосвязь между показателями интеллекта и кратковременной зрительной памяти у подростков. В исследовании приняли участие 343 школьника из России и Кыргызстана.
Читать PDF
415.64 кб

Изменение кратковременной памяти у учащихся 5-7-х классов в процессе учебной деятельности

Рыбаков Владимир Петрович, Орлова Нина Исааковна
Темой данного исследования явилось изучение кратковременной памяти (КП) зрительной (КЗП) и слуховой (КСП) модальности у мальчиков и девочек среднего школьного возраста как в дневное время суток, так и в ходе учебной недели.
Читать PDF
325.82 кб

Взаимосвязь личности и кратковременной памяти: роль черт и рефлексивных адаптаций характера

Щебетенко Сергей Александрович
Хотя взаимосвязь познавательной и личностно-мотивационной сфер традиционно привлекает внимание исследователей, анализ литературы показывает, что связи черт личности с кратковременной памятью уделяется крайне мало внимания в сравне
Читать PDF
205.83 кб

Нейронные структуры, обладающие свойством кратковременной памяти, как средство хранения информации

Герасин Сергей Николаевич, Лизгин Валерий Анатольевич
Рассматривается вопрос о поведении нейронных структур, обладающих свойством кратковременной памяти. Изучается динамика подобных структур на основе марковской модели.
Читать PDF
154.49 кб

Количественная оценка использования кратковременного эпизодического буфера рабочей памяти студентов

Клочкова Ольга Ивановна
В статье предложен метод и параметры, количественно характеризующие кратковременные компоненты рабочей памяти студента в процессе взаимодействия с компьютером.
Читать PDF
5.00 мб

«Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению наиболее сложного типа дислексии, где нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте.
Читать PDF
477.01 кб

Особенности кратковременной памяти обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевы

Прищепова Ирина Владимировна
Представленный в статье количественный и качественный анализ экспериментальных данных о состоянии мнестических операций разных модальностей учеников 2-4-х классов с дизорфографией и их сверстников без нарушений речевого развития п
Читать PDF
1.12 мб

ИССЛЕДОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С ИНТРОВЕРТНОЙ И ЭКСТРАВЕРТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНО

Коурова С.И., Хохлова Е.Н.
Данная статья посвящена исследованию видов памяти студентов на основе тестов исходя из направленности личности на интроверсию и экстраверсию на основе типологии К. Юнга.

Похожие термины:

  • ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ОБЪЕМ

    характеризует максимальное количество элементов, кои можно воспроизвести без ошибок - сразу или через несколько секунд после их предъявления.
  • ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ

    время хранения в кратковременной памяти) - интервал времени, в течение коего след от поступившей информации можно восстановить из памяти кратковременной и использовать.